О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Миллион за "Колибри"!

В мае теперь уже прошлого года в России появился первый легкий однодвигательный вертолет западноевропейского производителя Eurocopter ЕС120В "Колибри". Так хотелось увидеть эту малышку стоимостью в миллион долларов, но никак не удавалось. Когда же появилась первая возможность, мы сразу же поспешили на аэродром в Мячково, где "Колибри" нашел свою первую российскую стоянку.

Показать малютку и рассказать о юной стрекозе любезно согласился известный в нашем вертолетном мире Сергей Клейменов. Поэтому сначала несколько слов о первом командире вертолета. Клейменов летает на всех типах вертушек, имеет лицензии пилота на вертолетах Eurocopter AS350/355, BO105 и BK117, летает и на Gazelle AS341-342, Enstrom 480, Bell 206, Robinson R22 и R44, Schweizer 300C, конечно, и на Ми-2, теперь вот на ЕС120В. Одним словом, как раньше писали в служебных характеристиках: летает много, хочет и любит летать.

Само первое впечатление о ЕС120В оказались столь же неожиданным, как и сам вертолет. При встрече миниатюрный по фотографиям "Колибри" оказался больше, чем мы его себе представляли. Оказалось, что белоснежная малютка с "пчелой на капоте" достаточно вместительная и рассчитана на пять человек (2 размещаются впереди и 3 - сзади). Посадка, как в хорошем лимузине, только обзор значительно лучше, можно увидеть, что творится снизу. Выпуклый фюзеляж плавно переходит в очень короткую хвостовую балку, которая заканчивается удивительным для нас пока фенестроном (винт в кольце), лопатки которого размещены неравномерно. На глупый вопрос, почему, следует мгновенный ответ - для снижения уровня шума. На балке бортовой номер RF 14001 (вертолет летает под эгидой РОСТО).

Несущая система обычная - три лопасти, бесшарнирная втулка и автомат перекоса, плавно переходящий в миниатюрный (даже не верится, что бывают такие маленькие редукторы) главный редуктор. В соседнем отсеке расположен двигатель. Все агрегаты словно игрушки, на загляденье, в то же время удобны в обслуживании. Несмотря на достаточно высокое шасси полозкового типа, уровни масел считываются настолько легко, что не нужно ни подниматься на стремянку, ни щурится от солнца.

Небольшая приборная доска, не затрудняя обзора, вмещает два многофункциональных дисплея и несколько приборов, которые дают полнейшее представление о пространственном положении вертолета и работе всех его систем.

На предполетный осмотр ушло не более 20 минут, проверки в кабине заняли минут пять. Прозвучавшая фраза, "ну что, запускаем", вывела из равновесия и заставила сердце застучать в уже забытом, но очень приятном ритме. Запуск и прогрев двигателя прошли "без задоринки", через пару минут вертолет готов к взлету. Еще через минуту мы уже в воздухе. Все произошло настолько быстро и непринужденно, что все прозевали сам момент отрыва.

В воздухе малышка висит устойчиво, несмотря на боковой ветер. Взлет и набор высоты выполняет легко. Также легко вертолет разгоняется до скорости 280 км/час. Несмотря на то, что это далеко не спортивная машина, Клейменов заваливает крен до 120 градусов: даже глазам своим начинаешь не верить, что такое может быть. Успеваем выполнить пару маневров. "Спинным мозгом" чувствую, что пилотирование не вызывает никаких затруднений. Вот мы и на четвертом развороте, авторотация и посадка. Грустно, круг оказался слишком мал. Ничего хорошего помаленьку.

По мнению Клейменова, вертолет подойдет для учебно-тренировочной подготовки и VIP перевозок (действительно, обзор в кабине великолепный). Хорошее транспортное средство для пяти человек. В отличие от изнеженных поршневых машин заправка - обычный керосин.

Правда, пока это все еще дорогостоящая игрушка. Игрушка всегда у нас всегда ассоциировалась с чем-то плохим, несерьезным. Побалуемся и бросим. А если не бросим и будем летать? Игрушки бывают не только дорогими или дешевыми, игрушки бывают развивающими, которые заставляют думать.

С этой точки зрения "Колибри" дает возможность оторваться в прямом и переносном смысле и задуматься. Встреча с ЕС120В - это полет мысли, мысли о том, что российские вертолетостроители проиграли нишу однодвигательных легких вертолетов вместимостью до пяти человек.

На вертолетном рынке не бывает особых, местных правил. Если есть хорошие идеи, их необходимо как можно быстрее воплощать в реальные вертолетные программы и продвигать на рынок (производить, продавать и сопровождать), а не только рассказывать о том, какие они красивые. Можно говорить о прочности и неприхотливости наших вертолетов, но время не стоит на месте. Сегодня вертолетостроители - это не только конструкторы и производители, но еще и маркетологи, и эксплуатанты.

У нас есть своя ниша, но она не перманентна, она постоянно меняется вместе со временем. Меняемся мы, меняется техническая культура, конструктивные решения, общество и технический прогресс не стоят на месте. И нам нельзя оставаться на месте, предаваясь воспоминаниям. Новые "вызовы", новые условия, новые запросы. Сегодня вертолеты учатся "жить по-новому". Вот такие мысли появляются после встречи с "Колибри" стоимостью в один миллион долларов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка