Свободная Пресса
20 октября 2021, 17:21
Бе-200: Как пожар - так хоть увольняйся
Недавнее поручение президента Владимира Путина создать в России специальную пожарную эскадрилью, в которую войдут самолеты Бе-200ЧС (10 единиц) и вертолеты Ка-32А11М и Ми-26Т, общей численностью в 22 воздушные машины, вызвало немало вопросов
К вертолетам нет вопросов - имеются в достаточном количестве, да и подготовленных пилотов, что в МЧС, что в Минобороны, которые и составят костяк пожарной эскадрильи, вполне хватает. С пилотами для Бе-200 все гораздо сложнее. Самих самолетов такого типа в Морской авиации ВМФ РФ до 14 августа нынешнего было всего два, в МЧС - 6 и еще два используются на заводе-производителе в Таганроге (ТАНТК им. Г.М. Бериева) как опытные образцы. До заявленных президентом 10 "пожарных самолетов" этот состав явно не дотягивает, с учетом того, что у них есть и другое предназначение. Возобновится производство новых?
Трагедия, произошедшая 14 августа в Турции, когда разбился участвовавший в тушении пожаров российский Бе-200, тоже вызвала ряд вопросов, которые повисли в воздухе и не получили должного ответа. Почему вот россиянам потребовалось тогда тушить пожары в Турции, а не в Якутии и Карелии, которые тоже активно горели? Почему там оказался Бе-200 принадлежащий Минобороны РФ, когда были задействованы, как сообщалось, еще три аналогичных самолета-амфибии из состава МЧС? И еще вытекающий вопрос - почему таких самолетов, как выясняется, весьма востребованных, так мало?
По поводу использования Бе-200 при тушении пожаров в Турции - это к Путину. Это вопросы большой политики. Сама катастрофа детально исследуется экспертами - возможны различные нюансы, погодные, например, ошибка пилотов, "усталость металла", ведь тушить пожары приходилось ежедневно и самолет наматывал летные часы без обязательных регламентных работ. Но вот какой выяснился нюанс - пилотировал Бе-200 опытный летчик полковник Евгений Викторович Кузнецов. По профессии - палубный летчик, непревзойденный воздушный асс на истребителях Су-33, более того, командовал в течении шести лет 279-м отдельным корабельным истребительным авиационным полком. В последние годы служил в Ейске в Центре подготовки летчиков Морской авиации, там и освоил Бе-200.
Между летчиком-истребителем и пилотом военно-транспортных самолетов есть, как говорят в Одессе, две большие разницы. Их и обучают по-разному, и методички полетных листов тоже разные - везде свои особенности. Переучить можно, но руки-то помнят свой родной штурвал. И, скажем, пилот Ил-76 при десантировании парашютным способом техники, а это порядка 40 тонн, которые в течении нескольких секунд делают самолет легче, знает как держать воздушную машину "по линейке". Точно также знает, какие параметры нужно соблюдать при взлете с тяжелым грузом, а это до 60 тонн. Бе-200 способен поднять до 10 тонн воды, но и этот "жим штангой" и его одномоментный сброс требует специальной подготовки для пилота.
Как таковой школы подготовки для летчиков самолетов-амфибий, используемых при тушении пожаров, прежде не существовало. 859-й центр боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации, которым и командовал полковник Кузнецов, в большей степени ориентирован на боевое применение самолетов-амфибий.
Наиболее массовый представитель - Бе-12 "Чайка", но таковых в ВМФ РФ осталось девять (было 141 самолетов), да и эксплуатируются они в ВМФ с 1963 года, а Бе-200 в армейском варианте после потери в Турции остался всего один.
Тем не менее, в связи с вероятным развертыванием серийного производства самолетов-амфибий нового поколения Бе-200, известных в военном варианте как А-40 "Альбатрос", а в гражданском, как "Альтаир", в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева вызвало необходимость в подготовке летных и технических экипажей заказчика. Предполагается создание замкнутого цикла обучения - теоретическая, тренажерная и летная подготовка на базе Авиационного учебного центра гидроавиации. МЧС, вероятно, подобным предложением воспользуется, а вот Минобороны, которое предпочитает готовить свои кадры в ведомственных учебных заведениях, от этого, скорее всего, откажется и будет развивать свой учебный центр в Ейске.
И в том и в другом случае все в итоге упирается в производство самолетов-амфибий Бе-200, а их массовое производство явно тормозится. МЧС заказало 24 таких самолета с поставкой до 2024 года, но пока результат свелся к шести самолетом, Минобороны планировало закупить дополнительно два Бе-200ЧС и четыре Бе-200ПС, но и этот контракт был расторгнут в судебном порядке. Из чего тогда формировать пожарную эскадрилью Путина? Некие источники информируют сейчас, что эта эскадрилья будет создана за счет средств Фонда ниционального благосостояния, а ее текщее содержание будет финансироваться за счет средств госкорпорации "Ростех".
Еще за несколько месяцев до принятия решения о создании пожарной эскадрильи в Минобороны приняли решение о возобновлении программы по производству самолетов-амфибий, которые были в экспериментальном порядке опробованы еще в советские времена и были известны по индексу А-40. Как предполагается, это будет усовершенствованная модель А-42, которая получит более современное оборудование, при старой авионике - самолет брат-близнец Бе-200, который пошел в гражданской серии и используется большей частью в МЧС. Потребность ВМФ в таких самолетах невелика, от силы два-три самолета на каждый флот. Вот и сейчас военное ведомство готово подписать контракт пока лишь на три таких воздушных машины. Реанимировав, таким образом, подзабытый проект с "Альбатросами".
История этого самолета, способного подниматься в небо, как с суши, так и моря, полна противоречий. Заложенные изначально в А-40 "Альбатрос" (Бе-42, по классификации НАТО Mermaid - "Русалка") летные характеристики и вооружение с боевой нагрузкой в 6 500 килограмм, свидетельствовали, что самолет-амфибия предназначался для использования исключительно в военных целях и должен был сменить устаревшие турбовинтовые амфибии Бе-12 "Чайка" (в строю ВМФ) и его предшественника Бе-6 (1949 года выпуска).
Собственно для этого на ТАНТК и был создан этот реактивный "летающий крейсер" с взлетной массой в 90 тонн военного предназначения, который впервые поднялся в небо от земли 8 декабря 1986-го, а через год успешно стартовал и с воды. Однако массового производства "Альбатросов" в интересах военного ведомства так тогда и не случилось.
Проект большой "летающей лодки" остановили после распада Советского Союза. Отчасти из-за отсутствия финансирования на "оборонку", но в большей степени потому, что в то время развитие техники для ВМФ свелось лишь к модернизации имеющихся кораблей, подводных лодок и авиации. Так что вариантов для выхода "на поток" у "Альбатросов", которых имелось в наличии (были приняты на вооружение) всего две машины, априори не было. И после неоднократных заявлений о возобновлении производства А-40, в 2012 году Минобороны окончательно отказалась от самолетов этого типа.
И это при том, что все у "скитальца морей" было совершенным, начиная с того, что до недавнего времени он считался самым большим реактивным самолетом-амфибией в мире, установившим 148 мировых рекордов. Сейчас китайцы пытаются "наступать на хвост" российскому самолету-амфибии своим AG600 Цзилун. Максимальная скорость "Альбатроса" - 800 км/ч (крейсерская -720), которую ему позволяли развивать два турбореактивных двигателя Д-30 КВТ, практическая дальность полета - 4000 километров, продолжительность патрулирования в воздухе, на высоте до 13 тысяч километров, - 12 часов. Из вооружения - гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины, торпеды и противолодочные ракеты. Этакий "универсальный охотник" за подводными лодками, который, при необходимости, может и пожары тушить. В том числе - за пределами России, понятно, что на коммерческой основе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Свободная Пресса». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции