Военное обозрение
21 октября 2021, 18:50
Ми-8. Вертолет сотни профессий
Вертолет Ми-8 при жизни стал легендой авиации
Вертолеты Ми-8 были поставлены более чем в 100 стран по всему миру, а их общий налет превысил 100 миллионов часов. Одновременно с этим вертолет удерживает рекорд по массовости. Ми-8 является самым массовым двухдвигательным вертолетом на планете (всего выпущено более 13 тысяч машин различных модификаций). Этот же результат позволяет советскому/российскому вертолету входить в список самых массовых винтокрылых машин в истории авиастроения.
Ставка на газотурбинные двигатели себя полностью оправдала
Над созданием нового многоцелевого вертолета в СССР задумались во второй половине 1950-х годов. Работы по созданию будущего Ми-8 возглавили инженеры и конструкторы ОКБ Миля. К тому моменту они уже имели в своем послужном списке достаточно удачный для своего времени вертолет Ми-4. На протяжении 1950-1970-х годов данная машина оставалась основным транспортно-десантным вертолетом всех стран Варшавского договора.
Ми-4 напоминал американский Sikorsky S-55. Машины были похожи и по компоновке, и по внешнему виду. При этом Ми-4 превосходил американский вертолет по массе и грузоподъемности практически вдвое. Машина, которая создавалась на смену Ми-4, должна была превзойти предшественника по всем показателям. С реализацией этой задачи главный конструктор Михаил Леонтьевич Миль и его коллеги справились блестяще.
Можно сказать, что Михаил Леонтьевич Миль произвел в вертолетостроении маленькую революцию.
Конструктор предложил использовать на новом вертолете газотурбинные двигатели, которые были призваны повысить не только летные характеристики вертолета, но и улучшить экономическую эффективность его использования. Помимо всего прочего, новый вертолет должен был стать винтокрылой машиной с двухдвигательной установкой, что повышало надежность вертолета.
Первые опытные образцы новой винтокрылой машины получили обозначение В-8 или изделие "80". Строительство первых пяти опытных вертолетов началось в 1958 году. К тому моменту в СССР не существовало собственных вертолетных газотурбинных двигателей, по этой причине все первые прототипы оснащались самолетным двигателем Аи-24. Двигатель на опытных машинах был только один, его специально дорабатывали, чтобы разместить на борту вертолета.
Первый полет опытного образца В-8 состоялся 24 июня 1961 года.
Во время этого полета машина выполнила непродолжительное висение в воздухе. По прошествии двух недель, 9 июля 1961 года, опытный образец вертолета принял участие в авиапараде, который традиционно в те годы проводился на Тушинском аэродроме. Тогда вертолет совершил полет по кругу.
Второй прототип будущего Ми-8 под обозначением В-8А приступил к испытаниям в 1962 году. К тому моменту машина уже получила первые советские турбовинтовые вертолетные двигатели ТВ-2-117. Также машина получила пятилопастной винт, на Ми-4 несущий винт был четырехлопастным.
Первый полноценный полет прототип В-8А совершил в сентябре 1962 года.
Ми-8 стал прекрасной заменой для Ми-4
Испытания третьего прототипа В-8АТ начались в 1963 году.
Это был транспортно-боевой вариант вертолета для вооруженных сил. Именно данная модификация послужит затем базой для всех остальных версий вертолета. После успешного завершения испытаний и внедрения в конструкцию всех необходимых доработок вертолет в 1965 году отправился в серийное производство под обозначением Ми-8.
Новый вертолет изначально разрабатывался как замена военно-транспортных Ми-4. При этом компоновка вертолета изменилась принципиальным образом. Расположение силовой установки и кабины пилотов на Ми-8 по сравнению с Ми-4 фактически поменялось местами. Благодаря такому техническому решению ОКБ Миля, человек среднего роста смог по грузовому салону Ми-8 ходить не пригибаясь. При этом высота хвостовой балки нового вертолета была достаточно высокой для того, чтобы в грузовую кабину мог въехать легковой автомобиль.
В процессе проектирования и испытаний вертолет получал все больше отличий от своего предшественника. Самыми заметными из них стали: трехточечное шасси, пятилопастной несущий винт, обширное остекление кабины пилотов. Все эти решения, в конечном счете, заложили фундамент для долголетия Ми-8, который десятилетия несет службу в самых разных уголках планеты, часто оставаясь единственным транспортным средством связи отдаленных и труднодоступных районов с Большой землей.
В 1967 году новый вертолет официально приняли на вооружение советских ВВС.
Достаточно скоро он полностью вытеснил из военной авиации своего предшественника - Ми-4. При этом вертолет Ми-8 оказался настолько удачным в техническом и конструкторском смысле, что закупки модернизированных версий данного вертолета российские ВВС продолжают и спустя полвека после принятия вертолета на вооружение.
Почему Ми-8 называют вертолетом "ста профессий"
Изначально производство вертолета Ми-8 развернули на заводе № 386, который известен сегодня как Казанский вертолетный завод. На начальном этапе производства существовало две основных и самых массовых версии вертолета - Ми-8П (пассажирский вариант) и Ми-8Т (транспортно-десантный вариант для военных). При этом спрос на новую авиационную технику превзошел все ожидания. Уже в 1970 году производство Ми-8 развернули и на Улан-Удэнском авиационном заводе, где оно продолжается и сегодня.
В наши дни Ми-8 называют вертолетом "ста профессий", и это полностью оправдано. С середины 1960-х годов заводы выпустили более 100 модификаций этой удивительной машины, которая оказалась многоцелевой не только по названию, но и по смыслу. Столь универсальный вертолет, который нашел себя в военном деле и на гражданке, еще стоит поискать.
Гражданские и военные версии вертолетов Ми-8/17 являются одними из самых эксплуатируемых в своем классе. Среди произведенных модификаций вертолета: пассажирские, транспортные, десантно-штурмовые, поисково-спасательные, санитарные, сельскохозяйственные, пожарные версии. Помимо этого, на базе Ми-8 создавались воздушные командные пункты управления, вертолеты РЭБ, минные заградители, машины для транспортировки VIP-персон.
Высокие летно-технические характеристики вертолета, простота в управлении, его долговечность, надежность и ремонтопригодность позволяют эксплуатировать машину даже в экстремальных погодных условиях в самых труднодоступных уголках планеты. А вместительная и удобная грузовая кабина позволили конструкторам создать десятки разновидностей вертолета.
В модификации Ми-17 вертолет не теряет своей актуальности
Летные характеристики и конструкция вертолетов Ми-8 с 1960-х годов многократно улучшались. Если при проектировании нового многоцелевого вертолета конструкторы закладывали грузоподъемность в две тонны, то в дальнейшем, по мере роста мощности турбовинтовых двигателей, она выросла до четырех тонн. Как сообщает холдинг "Вертолеты России", на новейшей модификации вертолета Ми-171А2 этот показатель удалось довести до пяти тонн.
Сегодня средние многоцелевые вертолеты семейства Ми-17 являются наиболее совершенными вертолетами в семье Ми-8. Данные машины представляют собой глубокую модернизацию вертолетов Ми-8 и по-прежнему широко востребованы на мировом рынке.
Вертолеты семейства Ми-17, выпускаемые в Улан-Удэ, в состоянии перевезти до 26 пассажиров или 36 десантников. Максимальная скорость полета вертолетов составляет 250 км/ч. Практический потолок - 6 000 метров. Дальность полета с двумя подвесными топливными баками - 1 065 км (офшорный вариант вертолета), максимальная взлетная масса - 13 000 кг, максимальная полезная нагрузка - 4 000 кг.
Большой полезный объем грузовой кабины - до 23 кубических метров (в пассажирском варианте - до 27 кубических метров), позволяет использовать машину в самых разных вариантах исполнения. В обычном пассажирском исполнении в салоне вертолета устанавливается 26 пассажирских кресел, в VIP-варианте количество комфортабельных кресел может составлять 9-12. В десантном варианте в салоне размещается 36 откидных сидений.
Размеры салона позволяют эффективно использовать средние многоцелевые вертолеты Ми-17 в качестве санитарных и даже "летающих госпиталей". В санитарном варианте в салоне вертолета может разместиться 12 носилок с ранеными. В варианте исполнения "летающий госпиталь" на борту вертолета размещается современное медицинское оборудование, которое позволяет медикам проводить широкий спектр работ, вплоть до сложных хирургических операций.
При этом существуют и боевые варианты вертолета Ми-17. К ним можно отнести новый вертолет Ми-171Ш Storm, продемонстрированный на форуме "Армия-2021". В Подмосковье новый вертолет добрался своим ходом из Улан-Удэ. Данная модель получила улучшенную бронезащиту фюзеляжа, "высотные" двигатели увеличенной мощности, а также усовершенствованные системы вооружения и средств защиты.
Основная ниша данной модели - борьба с терроризмом и проведение спецопераций.
Разработчики из Улан-Удэ подчеркивают, что новая модификация специально создавалась для обеспечения действий спецподразделений. Особое внимание при разработке вертолета Ми-171Ш Storm уделялось вопросу повышения безопасности экипажа и десанта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции