Октагон
26 октября 2021, 12:51
"Аэрофлот" улетает из России
"Аэрофлот" направит просторные лайнеры на зарубежные премиум-направления, предложив пассажирам других рейсов тесниться в салонах самолетов более низкого класса
Впервые информация о планах компании по прекращению полетов в 26 российских городов появилась в лентах ведущих российских СМИ еще в марте. "Известия" проанализировали данные системы бронирования авиаперевозчика - на тот момент он ушел уже из девяти аэропортов: Челябинска, Магнитогорска, Белгорода, Нижнего Новгорода, Астрахани, Воронежа, Нижнекамска (Набережных Челнов), Тюмени и Архангельска. Еще в 17 городов, по подсчетам издания, самолеты "Аэрофлота" должны прекратить летать до конца года.
Осенью эстафету подхватили региональные СМИ, которые обозначили "точную дату" прекращения полетов авиакомпании в 26 российских городов - 1 ноября.
В действительности в большинстве названных федеральными и региональными изданиями городов билеты на рейсы "Аэрофлота" пока по-прежнему доступны. Среди тех направлений, что перечисляли "Известия", авиаперевозчик прекратил перелеты в Магнитогорск, Воронеж и Белгород. Также отменены рейсы в Омск и Томск.
Но в дальнейшем на внутрироссийских направлениях "Аэрофлот" будет передавать слоты дочерним "Победе" и "России". Часть перелетов уже осуществляется в рамках код-шеринга - совместной эксплуатации рейсов "Аэрофлотом" и одной из его "дочек".
По данным на июль 2021 года, в полетной программе "Аэрофлота" значатся 52 российских города.
В перспективе перевозчик действительно снизит число собственных внутренних рейсов до минимума. Это заложено в стратегии развития группы компаний до 2028 года. Одно из ключевых ее направлений - переход к мультибрендовости, в результате которого госкомпания вместо соблюдения интересов государства и его жителей перейдет к удовлетворению собственных финансовых аппетитов.
Для России - эконом
В стратегии развития "Аэрофлот" позиционирует себя как перевозчика премиум-класса, ориентированного на высокодоходные среднемагистральные рейсы из Москвы и дальнемагистральные рейсы. Компания планирует обеспечить "передовой уровень качества сервиса", при этом оптимизировав маршрутную сеть с учетом доходности. В частности, она сфокусируется на маршрутах "с высоким спросом на бизнес-класс (например, Лондон, Женева, Цюрих) и линиях с высокой дальностью (например, Лиссабон, Мадрид)". Перечень внутренних воздушных линий на среднемагистральных направлениях будет ограничен.
В презентации стратегии прямо говорится, что "низкорентабельные направления" отойдут "Победе" - вместе с самолетами Boeing 737-800 из парка "Аэрофлота". А так как "Победа" считается лоукостером, можно ожидать соответствующей перекомпоновки кресел.
"У "Боингов", на которых летает "Победа", кресла стоят тесно, не откидывается спинка. Перекомпоновка зависит от нужд и политики компании. То, что части пассажиров с больной спиной будет неудобно, не значит, что и другим будет неудобно, особенно когда они посмотрят на цену. То есть просто отпадут те пассажиры, у которых болит спина, и придут те, кто хочет сэкономить".
К августу 2021 года авиакомпания "Аэрофлот" передала "Победе" 10 самолетов, в начале октября - еще четыре. За счет развития парка "себестоимость перевозок продолжит сокращаться". Как итог, к 2028 году доля "Победы" на российском авиарынке должна составить 30 процентов, а цены - снизиться на 30 процентов в экономклассе.
Другую часть внутренних рейсов и социально значимые маршруты возьмет на себя "Россия". Ее пассажиры будет летать исключительно на самолетах отечественного производства. В частности, на Sukhoi Superjet 100 - контракт на поставку 100 таких воздушных судов "Аэрофлот" заключил с Объединенной авиастроительной корпорацией в 2018 году. Как отмечал гендиректор авиакомпании "Россия" Сергей Александровский, "воздушные суда будут поступать во флот именно в той компоновке, которая нам необходима, - полностью экономический класс".
С момента ввода Sukhoi Superjet 100 в эксплуатацию в 2011 году с участием таких самолетов произошли две катастрофы, в которых погибли пассажиры. К настоящему моменту от их массового использования отказались несколько российских авиакомпаний и все иностранные.
Второй самолет, который будет использовать "Россия", - новейшая разработка MC-21-300 - по сути, прошедший глубокую модернизацию Як-42. Планировалось, что в серийное производство он поступит в 2017 году. Однако дату перенесли сначала на 2018 год, затем на 2021-й. В результате в этом году ожидается только его сертификация, когда начнется выпуск, неизвестно.
С госучастием, но без государственного интереса
Заложенная в стратегии развития сегментация группы компаний отчасти может быть связана с претензиями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к маршрутной политике лоукостера и, соответственно, к влиянию на цены на внутреннем рынке. В направленном два года назад в Минтранс письме говорилось о том, что "Аэрофлот" не в полной мере опирается на интересы государства: "Победа" сокращала число внутренних рейсов, активно развивая международные направления.
"Присутствие авиакомпании "Победа" на маршрутах способствует снижению цен на билеты для всех перевозчиков, в том числе конкурентов группы "Аэрофлот". Отказ лоукостера от внутреннего маршрута в пользу международного - это два шага назад", - заявляла в 2019 году начальник управления регулирования транспорта ФАС Адиля Вяселева.
Тогда антимонопольная служба даже предлагала приватизировать "Победу", за чем, по всей видимости, последовали переговоры с "Аэрофлотом". ФАС уступила - сначала заявила о том, что речь шла не о приватизации, а о продаже 25 процентов плюс одной акции "Победы". А позже, к концу 2019 года, "Аэрофлот" опубликовал новость о достижении договоренностей с ФАС по единому подходу к ценообразованию в сфере авиаперелетов в классе эконом.
Сейчас ФАС претензий "Аэрофлоту" не предъявляет, несмотря на лишение части граждан возможности выбора наиболее комфортного авиапередвижения по России.
Для сравнения: за восемь месяцев 2021 года авиакомпания "Аэрофлот" перевезла 10,34 миллиона пассажиров на внутренних рейсах, в то время как "Россия" - 5,55 миллиона, "Победа" - 9 миллионов.
- Сегментация позволит охватить большее число населения авиаперевозками, захватить больший рынок. Соответственно, больше зарабатывать - при грамотной ценовой политике. У "России" будут одни конкуренты, у "Победы" - другие. А у "Аэрофлота" будут конкуренты уровня Air France, - отметил Александр Фридлянд.
В погоне за премиум-клиентом и ростом прибыли "Аэрофлот" проводит политику грамотного коммерсанта, не обращая внимания на государственное участие в компании, финансовую господдержку и роялти от иностранных авиаперевозчиков за полеты над Россией. И не отвечая на вопрос, насколько новая бизнес-модель соответствует Транспортной стратегии РФ, в которой говорится об "обеспечении доступности и качества транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами, гарантирующими возможность передвижения на всей территории страны". Ответ от "Аэрофлота" на запрос "Октагона" не поступил....
Авторские права на данный материал принадлежат «Октагон». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
