О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Медики с крыльями. Кому и как помогает санавиция?

Интервью с директором Территориального Центра Медицины Катастроф Челябинской области Сергеем Приколотиным

Как же работает сегодня санавиация на Южном Урале? Во сколько обходятся полеты медиков? В каких случаях вызывают "врачей с крыльями"? И как быстро может вертолет добраться до самых отдаленных мест нашего региона? Об этом мы беседуем с директором Территориального Центра Медицины Катастроф Челябинской области Сергеем Приколотиным.

"Кукурузники" уже в прошлом

Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: То, что санавиация существовала еще в советские времена, мы знаем даже из кинофильмов. А на чем тогда летали врачи - наверное, на "кукурузниках"?

Сергей Приколотин: В 70-80-е годы в Челябинской области действительно была служба санавиации, которая базировалась в областной клинической больнице. Использовали самолеты Ан-2, вертолеты - в основном это была техника силовых структур, собственной у медиков не было. В 90-е годы, когда наступили трудные времена, служба исчезла - как одна из самых дорогостоящих.

- А сколько стоит один полет?

- Сегодня около 200 тысяч рублей за час, а в среднем один полет обходится от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. У нас два вертолета российского производства, компактные и относительно экономичные - один базируется в Челябинске, другой в Магнитогорске. Каждый вертолет может перевозить лишь одного тяжелого больного с бригадой и экипажем. Это два пилота и два медика - реаниматолог и фельдшер с опытом работы по профилю.

Есть, конечно, более вместительные машины, которые могут и 8 пациентов перевезти. Но такие вертолеты садятся лишь на подготовленные площадки. Летные характеристики у подобных машин получше - их используют, в основном, в северных широтах, где более сложные условия. В отличие от наших вертолетов, они могут летать в непростую погоду.

Но могу сказать, что даже если погода не позволяет и лететь нельзя, то мы едем - на реанимобилях.

- А кто финансирует столь дорогостоящую службу?

- Программа действует уже третий год, и наш регион был в десятке первых территорий, где она начала работать. Финансируется за счет федерального и областного бюджетов - 50 на 50. Служба, безусловно, востребована. В год мы помогаем 250-300 пациентам.

Летит без пробок и не трясется

- Летаете строго в пределах Челябинской области?

- Нет, почему же? Вот недавно летали в Тюмень, чтобы забрать пациента, жителя нашей области. В Тюмени ему оказывали высокотехнологичную медицинскую помощь. Из Набережных Челнов опять же нашего пациента надо эвакуировать. Полетим туда с дозаправкой в Уфе. Летаем в Екатеринбург, Курган. В Кургане ведь находится Центр Илизарова, в Екатеринбурге Центр мозга - они принимают тяжелых пациентов, которых можно перевозить лишь на вертолете.

- А на сколько быстрее можно на вертолете добраться до отдаленных районов, если сравнивать с автомобилем?

- Самая проблемная для нас зона - это горно-заводская, особенно зимой. Трасса с перевалами, очень загруженная, так что сами понимаете, на автомобиле можно потратить много времени. Возьмем самый отдаленный - Ашинский район. Туда мы летим с дозаправкой в Катав-Ивановске. И если на автомобиле до Аши можно добраться минимум за 5 часов, то на вертолете этот путь 2 часа, а иногда и быстрее, если позволяют летные условия. До Магнитогорска можно добраться за 1 час 40 минут.

Для пациента в тяжелом состоянии любая транспортировка ухудшает состояние, а 5 часов по трассе - это испытание и для больного, и для врача, который должен следить за его состоянием, поддерживать. Вертолет же летит без пробок и остановок, не трясется. Внутри есть все необходимое медицинское оборудование - дыхательная, следящая аппаратура.

- А какие случаи эвакуации вам особенно запомнились?

- Достаточно резонансная история с падением парашютиста в Миассе. Он сейчас в тяжелом состоянии, находится в больнице второго уровня, где удалось стабилизировать его состояние, теперь планируется его перевезти в Челябинск. Или же был случай с женщиной, у которой тяжело протекала беременность. Из-под Магнитогорска ее нужно было доставить в Челябинск - счет шел на часы. На автомобиле дорога заняла бы не менее 4 часов, можно было потерять и женщину, и ребенка. В результате борт доставил ее в областной центр за 2 часа, и обоих удалось спасти.

Или другой пример - молодой мужчина получил множественные травмы при ДТП. Буквально живого места на нем не было, переломано все, что только можно. Но его оперативно доставили к врачам, и те собрали его, можно сказать, по частям. Человек остался жив, сейчас восстанавливается.

Вообще же, год сложный. Много пострадавших в ДТП, в различных техногенных ситуациях.

- Ковид тоже повлиял на загруженность графика?

- Конечно, это тоже наши пациенты. К сожалению, их количество не уменьшается. Эвакуируем самых тяжелых. Дети всегда в приоритете, работаем в тандеме с детскими специалистами.

- А как быстро может вылететь вертолет?

- Каждое утро проходит мониторинг со всех реанимационных подразделений. После сигнала примерно 25 минут уходит на подготовку борта - запуск двигателя, проверку всех систем. За это время прибывает бригада медиков. Чаще к месту ДТП подъезжает ближайшая бригада скорой помощи, перевозит в медучреждение, куда уже подлетает вертолет.

- Наш известный хирург Александр Пухов говорил, что при потере конечности очень важно быстро доставить пострадавшего - для таких случаев вертолет используют?

- Слава богу, по такой надобности нас пока не вызывали, но если возникнет необходимость, конечно, вылетим. Тем более, что на борту могут быть созданы условия для транспортировки конечности.

Площадки нужны в каждом районе

- Хватает ли в области посадочных площадок для ваших бортов?

- Есть определенные требования к площадкам, особенно для ночных полетов и посадок. Касаются и размера, и покрытия, допуска, освещенности. Уже многие медучреждения подготовили такие площадки - например, областная больница (так как большинство пациентов мы доставляем именно туда), 6-я больница (куда поступают, главным образом, ожоговые пациенты). Помню, был случай на металлургическом заводе - рабочий получил серьезные ожоги, в таких случаях наступает болевой шок, и транспортировку переносить очень тяжело, поэтому чем короче транспортное плечо, тем лучше. В планах обустроить площадку в 3-й больнице.

- Как часто врачам приходится вылетать?

- По-разному. Бывает, что в день по четыре раза, а бывает, что и целый день без вызова проходит.

- А если бюджет вы весь выбрали, а произошел экстренный случай?

- Есть возможность выделить дополнительные средства. Такое уже было - заключили дополнительный контракт. Всегда есть какой-то резерв. Перед составлением плана на год проходит серьезная аналитическая работа, потребности рассчитываем достаточно точно.

- Когда продавали вертолет бывшего губернатора Михаила Юревича, многое говорили - зачем продавать, лучше отдать на нужды тем же медикам. А это было реально? Или такой вертолет невозможно переоборудовать?

- Да любой вертолет можно переоборудовать, но это стоит больших денег. И борт ведь надо еще содержать - выделять средства на пилотов, заправку, лицензии, маршрутизацию полетов, локации. Если брать все на себя, то это целый штат сотрудников. Поэтому обычно обращаются к специализированным организациям, которые берут на себя технику, обслуживание.

- Любой из нас может стать свидетелем ДТП. А как можно помочь пострадавшим до прибытия медиков?

- У нас есть учебный центр, где мы даем соответствующую подготовку не медикам - например, сотрудникам ДПС. Но и без подготовки можно оказать помощь пострадавшим - в первую очередь, освободить дыхательные пути, так как в этом случае все решают минуты. А вот остальное лучше предоставить медикам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и Факты - Челябинск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка