Военное обозрение
3 ноября 2021, 14:03
Состояние и перспективы парка самолетов ДРЛОиУ в ВКС России
Не самой многочисленной, но важной составляющей российских воздушно-космических сил являются самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления
В отдаленном прошлом
Перспективный самолет ДРЛОиУ под обозначением А-50 с радиотехническим комплексом "Шмель" разрабатывался с конца семидесятых годов. Тогда же появились первые опытные образцы, а к середине следующего десятилетия самолет довели до эксплуатации в частях ВВС СССР. Затем во второй половине восьмидесятых была проведена модернизация самолета с использованием усовершенствованной версии РТК "Шмель".
Производство самолетов А-50 и их аппаратуры осуществлялось силами нескольких предприятий при ведущей роли таганрогского ОКБ им. Бериева. Эта организация отвечала за интеграцию электроники и выпуск серийных машин. По разным данным, за годы производства заказчику передали не менее 30 самолетов.
В течение девяностых и двухтысячных годов количество строевых и активно используемых А-50 постепенно сокращалось по объективным причинам. Согласно справочнику IISS The Military Balance, к 2011 г. в строю оставалось только 20 самолетов. Позже, в 2014 г. представители предприятий, занятых в проекте модернизации, говорили о наличии в войсках 22 самолетов, включая технику на хранении.
Современное состояние парка А-50 под вопросом. Официально такие цифры не раскрывались, а свежий справочник The Military Balance указывает наличие всего 9 строевых самолетов. Впрочем, такие данные не соответствуют новостям последних лет и, по всей видимости, являются ошибочными.
Процессы модернизации
В начале двухтысячных годов стартовала программа модернизации строевых А-50, предусматривавшая капитальный ремонт самолетов-платформ и обновление целевого оборудования. Такой проект получил индекс А-50У и был успешно реализован к концу десятилетия. В 2009 г. опытный А-50У прошел необходимые испытания, и вскоре появился заказ на серийную модернизацию техники.
Модернизацию самолетов ДРЛОиУ поручили предприятиям, ранее участвовавшим в их изначальной разработке. Ремонт и установка новой аппаратуры осуществлялись Таганрогским научно-техническим комплексом им. Бериева, а новый РТК создал и поставлял концерн "Вега".
Первый серийно модернизированный А-50У передали заказчику 31 октября 2011 г. В апреле 2013-го ВВС получили вторую машину в обновленной комплектации. Третьим сданным самолетом в марте 2014 г. стал борт с собственным именем "Сергей Атаянц" и любопытной историей. До 2009 г. он использовался в качестве опытного образца для проведения государственных испытаний. Затем самолет служил летающей лабораторией и помогал совершенствовать новый радиотехнической комплекс. И только через несколько лет машину вернули заказчику и вновь поставили в строй.
В 2017-19 гг. вновь созданные ВКС России получили еще три модернизированных самолета, по одному в год. Последний на данный момент акт о передаче был подписан 28 марта 2019 г. - это был уже шестой обновленный А-50У.
Тогда же стало известно о начале работ по седьмому самолету. Согласно планам того времени, его модернизация должна была занять более двух лет. Передача намечалась на 2021 г. В дальнейшем эта информация не уточнялась, а новости о передаче нового А-50У пока не появлялись. Возможно, модернизация уложится в график, и самолет возвратят ВКС в самом конце года - "под елочку".
Результат обновления
В ходе текущего ремонта и модернизации осуществляется восстановление технического состояния и продление ресурса базовой платформы в виде Ил-76. Основные летные и эксплуатационные характеристики остаются на прежнем уровне, соответствующем требованиям ВКС и решаемым задачам.
Также производится полная замена радиотехнических средств. А-50У получает современный цифровой РТК, включающий радиолокационные средства, системы обработки данных, средства связи и управления, рабочие места операторов и т.д. Комплекс построен на современной элементной базе, за счет чего отличается меньшими габаритами и энергопотреблением. Также обеспечен рост всех основных характеристик.
По разным данным, дальность обнаружения целей увеличена до 400-600 км, в зависимости от их типов. Количество сопровождаемых объектов в воздухе, на земле и на воде неизвестно, но сообщалось, что в сравнении с А-50 этот параметр вырос в несколько раз.
Сокращение объемов под целевую аппаратуру позволило улучшить условия работы экипажа. В распоряжении летчиков и операторов теперь имеется помещение для отдыха с буфетом и необходимыми удобствами. Благодаря этому появляется возможность увеличения времени дежурства в воздухе без ущерба для летного и "тактического" экипажа.
Новое поколение
Как минимум, с начала десятых годов ведется разработка нового самолета ДРЛОиУ под обозначением А-100 с РТК "Премьер". В проекте вновь задействованы ТАНТК им. Бериева и концерн "Вега". Целью работ является создание самолета на современной платформе с перспективным РТК, показывающим повышенные характеристики.
В качестве базы для А-100 выбрана современная модификация военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. За счет этого достигается необходимый уровень летно-технических характеристик при росте экономических и эксплуатационных показатель. Силами "Веги" разработан принципиально новый радиотехнический комплекс с повышенными характеристиками. Точные параметры не раскрываются, но утверждается, что "Премьер" превосходит все современные разработки своего класса, как отечественные, так и зарубежные.
В ноябре 2014 г. серийный Ил-76МД-90А отправили на ТАНТК для строительства первого опытного самолета А-100. В прошлом году сообщалось о скором строительстве второго прототипа. Кроме того, для отработки РТК была построена летающая лаборатория на базе одного из имевшихся А-50.
Летные испытания лаборатории А-100ЛЛ начались в октябре 2016 г. В ноябре следующего года состоялся первый полет полноценного опытного А-100 на новой базе. Испытания продолжаются до сих пор, а в ближайшие годы к ним присоединится еще один летный экземпляр. Проверку и отработку техники планируется завершить в 2024 г.
В том же году предполагается запустить серийное производство. Новые А-100 будут поступать в войска и дополнять имеющиеся А-50 и А-50У. По мере выработки ресурса, самолеты имеющихся типов будут списывать, и постепенно "Премьер" станет основой группировки ДРЛОиУ. Впрочем, пока не известны даже примерные сроки такой замены.
Развитие продолжается
По разным данным, в настоящее время в составе ВКС России имеется порядка двух десятков самолетов ДРЛОиУ семейства А-50. В это число входит шесть модернизированных А-50У, а также не менее десятка А-50 в базовой комплектации, ожидающих ремонта и обновления. Кроме того, сообщается о нескольких машинах на хранении, будущее которых неизвестно.
Техника двух модификаций активно привлекается к решению задач в рамках различных учений и реальных операций. Так, в последние годы регулярно сообщается о работе самолетов А-50(У) по обеспечению операции в Сирии. Самолеты неоднократно участвовали в воздушных парадах.
Перспективы нашей группировки самолетов ДРЛОиУ ясны и понятны. В обозримом будущем промышленность продолжит модернизацию наличных А-50 по новому проекту с литерой "У". Благодаря этому они получат новые возможности, а также смогут продолжать службу в течение длительного времени. При этом в середине десятилетия ВКС должны получить первые самолеты А-100 новой постройки с повышенными характеристиками и, что тоже важно, с полным ресурсом.
Таким образом, состояние и перспективы российского парка самолетов дальнего радиолокационного обзора и управления в целом не вызывают беспокойства. Даже в самый сложный период истории ВВС сумели сохранить большую часть построенной техники, а в последние 10-15 лет были приложены все усилия для ее обновления и продления сроков службы. Теперь же речь идет не только о сохранении и улучшении наличных самолетов, но и о получении совершенно новых, обладающих самыми серьезными преимуществами. Это означает, что ВКС и вооруженные силы сохранят возможность следить с воздуха за обстановкой в радиусе сотен километров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции