Военное обозрение
12 ноября 2021, 18:48
Успехи и неудачи. Истребитель Dassault Rafale на международном рынке
С конца девяностых годов Франция в лице компании Dassault Aviation продвигала на международном рынке свой новейший истребитель поколения 4+ Rafale
Коммерческие неудачи
К началу двухтысячных годов "Рафаль" прошел основную часть испытаний, и промышленность готовилась к серийному выпуску такой техники для ВВС и ВМС Франции. Кроме того, начался поиск иностранных заказчиков, и самолет впервые принял участие в зарубежном тендере. Как вскоре оказалось, безуспешно.
Первым зарубежным эксплуатантом Rafale могли стать ВВС Южной Кореи. В тот период они планировали обновление своего истребительного парка, и "Дассо" стала одним из участников соответствующего конкурса. По итогам сравнения зарубежной техники корейские ВВС выбрали американский истребитель F-15K, модернизированный под их требования.
Следующая неудача имела место в 2005 г. Тогда Dassault выдвинула свой истребитель на конкурс NGF вооруженных сил Сингапура. По результатам первого этапа сравнений в финал вышли Rafale и американский F-15SG, доработанный с учетом требований заказчика. Вскоре победителем выбрали машину из США - доработки полностью себя оправдали.
В 2007 г. французские СМИ сообщили о неудачном завершении переговоров по продаже "Рафалей" Марокко. Стороны не сошлись в вопросах финансов и организации, и марокканские ВВС заказали американские самолеты F-16C/D.
Через несколько месяцев Rafale вошел в состав участников нового бразильского тендера. В конце 2008 г. стало известно, что французская машина стала одним из трех финалистов и имеет все шансы на победу. В дальнейшем появлялись разные сообщения о возможных фаворитах конкурса, но французский самолет в таком контексте не фигурировал. При этом из-за разных проблем и задержек победителя выбрали только в 2013 г., им стал шведский JAS 39 E/F.
Параллельно с бразильским конкурсом французские авиастроители участвовали в двух других аналогичных программах. Так, в 2009 г. "Рафаль" предложили Оману. Этот тендер продолжался несколько лет и завершился в 2012-м победой Eurofighter Typhoon. В том же 2009 г. французская техника заинтересовала ВВС Кувейта. В ближайшее время ожидалось подписание контракта, но из-за споров в кувейтском руководстве его перенесли на неопределенный срок. В 2015-м ситуация разрешилась не в пользу Франции. Кувейт приобрел "Тайфуны".
С 2013 г. "Дассо" участвовала в конкурсе по замене истребителей CF-18 в парке ВВС Канады. Заказчику предлагали организацию совместного производства и другие выгодные условия. Однако в 2018 г. французская сторона сняла "Рафаль" с конкурса. Такое решение было связано с чрезмерно жесткими требованиями заказчика и невозможностью их выполнения.
Последний на данный момент проигрыш Rafale тоже относится к 2017-18 гг. Французский самолет участвовал в бельгийском тендере и считался одним из его фаворитов. Однако в конце 2018 г. ВВС Бельгии решили закупать американские истребители F-35A - по причине более высоких тактико-технических характеристик и оперативных возможностей.
Эпоха успехов
В 2007 г. Индия запустила теперь уже легендарный конкурс по выбору среднего многоцелевого истребителя MMRCA. После нескольких лет сравнений, испытаний, споров и т.д., в 2012 г. победителем этого тендера был выбран французский Dassault Rafale - и это была его первая победа в борьбе за иностранный заказ. В ближайшее время ожидалось подписание контракта на 126 самолетов, и обсуждались условия такой сделки.
Однако вскоре переговорный процесс зашел в тупик. Стороны не могли найти взаимовыгодные условия, и следующие несколько лет судьба заказа оставалась под вопросом. Только в 2016 г. появилось твердое соглашение о поставке всего 36 самолетов. Первые "Рафали" отправились в Индию в 2019 г., и к настоящему времени заказ выполнен примерно на треть.
На фоне этих событий с 2011 г. шли более удачные переговоры Франции с Катаром. Вскоре было объявлено о возможности продажи 72 самолетов, но затем объемы контракта сократились до 24 машин. Соглашение подписали в мае 2015 г., а в 2019-м заказчик получил первые самолеты.
Несмотря на длительные и плодотворные переговоры с другими странами, первым иностранным заказчиком Rafale фактически стал Египет. В 2014 г. эта страна инициировала переговоры, и в начале 2015-го появилось твердое соглашение. Уже летом того же года заказчику передали первые из 24 самолетов, взятые из наличия ВВС Франции. В 2016 г. Египет решил реализовать опцион на 12 самолетов, а в мае 2021-го заказал еще 30 машин новой постройки в последней модификации.
С лета прошлого года Франция вела переговоры с Грецией о закупке 18 самолетов актуальной модификации. В начале 2021 г. греческие власти одобрили такую закупку, и в конце января появился контракт. По его условиям, французская сторона передаст 12 самолетов из наличия и построит 6 новых. Первый из них передали в июне, а вскоре стало известно о скором появлении дополнительного соглашения на 6 "Рафалей". Его подписали в сентябре.
Возможные заказы
Прямо сейчас компания "Дассо" участвует в целом ряде иностранных тендеров, каждый из которых потенциально может пополнить ее портфель заказов. Впрочем, наличие серьезной конкуренции в известной мере снижает вероятность положительного исхода.
"Рафаль" претендует на контракты ВВС Испании, Финляндии и Швейцарии. Результаты их конкурсов пока не определены, но французский самолет все еще сохраняет шансы на победу. При этом он сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны иностранной техники. Основным его противником становится американский истребитель 5 поколения F-35, имеющий ряд очевидных преимуществ.
К оптимизму располагает ситуация вокруг возможных поставок в ОАЭ. Ранее эта страна провела испытания Rafale и осталась довольной. Сейчас идут переговоры, и подписание контракта остается делом времени. В начале прошлого года интерес к самолетам проявила Индонезия. В этом году такие намерения подтвердили, а в июне Франция получила предложение о закупке 36 истребителей с вооружением. До конца года появится французско-хорватское соглашение на 12 подержанных "Рафалей".
Проблемы и их решение
Рассматривая иностранные тендеры, их ход и итоги, можно понять, почему истребитель Dassault Rafale в течение нескольких лет ни разу не смог победить в конкурсе, а затем приобрел определенную популярность. По всей видимости, в основе этих процессов лежали технические, экономические, политические и другие вопросы.
Практически сразу после выхода на рынок "Рафаль" столкнулся с жесткой конкуренцией и был вынужден противостоять ведущим зарубежным разработкам. В южнокорейском и сингапурском конкурсах это закончилось победой новых модификаций американского F-15, а сейчас главным конкурентом становится F-35 следующего поколения. Соревноваться с американскими производителями достаточно сложно - как по техническим причинам, так и из-за их лоббистских возможностей.
Одновременно с этим французский самолет, при всех своих преимуществах, имел несколько существенных недостатков. Он был чрезмерно дорогим, заявленные характеристики не всегда соответствовали реальным и т.д. Кроме того, заказчиков настораживали затянувшийся процесс разработки и испытаний, а также ограниченные темпы производства и поставок во французские ВВС и ВМС.
Впрочем, Франция и Dassault Aviation со временем смогли справиться с основными проблемами. Так, последовательно разработали несколько проектов модернизации; очередная модификация пойдет в серию в самом ближайшем времени. За счет последовательного обновления удалось избавиться практически от всех недостатков и наладить полноценную эксплуатацию техники в войсках. Кроме того, самолеты успели показать себя в ходе реальных боевых операций.
В последние годы французская сторона использует гибкий подход к формированию условий контрактов - и получает некоторые преимущества. Теперь заказчик может выбрать состав оборудования и вооружения покупаемого самолета. В ряде конкурсов предлагалось организовать производство техники на площадках заказчика.
Интересной и полезной практикой стала продажа самолетов из наличия вооруженных сил Франции. В таком случае заказчик экономит на подержанной технике, а французская армия освобождает место в авиационном парке для Rafale нового производства современных модификаций. По некоторым оценкам, такие процессы являются своеобразным видом кредитования, в котором роль банка достается министерству обороны Франции.
Правильные меры
Таким образом, потерпев несколько неудач на международном рынке вооружений, Франция в лице компании "Дассо" и некоторых государственных структур приняла ряд мер разного рода. Благодаря этому ситуация постепенно выправилась, и теперь, в последние 8-10 лет "Рафаль" регулярно побеждает в иностранных конкурсах и становится предметом новых контрактов. Очередные договоры ожидаются в самое ближайшее время.
Все это показывает, что коммерческий потенциал современного самолета зависит не только от табличных характеристик, полученных в соответствии с требованиями основного заказчика. Существует масса других факторов, которые необходимо учитывать при выходе на международный рынок. Ведущие экспортеры боевой авиационной техники давно поняли это и принимают соответствующие меры. А теперь к ним присоединилась Франция - и готова к успешной борьбе за заказы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции