ФАН
15 ноября 2021, 13:59
Публицист Союстов: В области создания военных БПЛА России есть к чему стремиться
Россия анонсировала первый показ в ОАЭ беспилотного летательного аппарата (БПЛА) большой продолжительности полета "Орион-Э"
Дело движется в правильном направлении
14 ноября в Объединенных Арабских Эмиратах стартует одна из наиболее авторитетных международных выставок - Dubai Airshow 2021. Самой ожидаемой премьерой российской экспозиции станет прототип первого российского однодвигательного истребителя пятого поколения Checkmate. Впрочем, и помимо него, России есть что презентовать в ОАЭ - недаром глава Ростеха Сергей Чемезов выразился так:
"На Dubai Airshow 2021 мы показываем будущее авиации России".
Немалый сегмент этого самого будущего занимают беспилотные летательные аппараты военного назначения. Как выглядит ситуация с ними в России? Давайте в этом разберемся.
На Dubai Airshow 2021 Россия анонсировала по-настоящему историческую премьеру. Отечественная компания "Кронштадт" впервые в ОАЭ продемонстрирует свой флагманский беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета "Орион-Э" (экспортный) в разведывательно-ударном варианте и со спутниковой системой связи. Важно отметить следующее. "Орион" представляет собой полностью российскую разработку, запущенную в серийное производство в наиболее востребованном сегменте разведывательно-ударных беспилотников, способных осуществлять стратегическую и оперативную разведку, а также наносить точечные удары управляемым оружием.
В России долгое время военное направление беспилотной авиации оставалось в тени стремительно развивающегося гражданского рынка. Боевые НИОКРы шли (КБ Симонова, КБ "Луч", КБ МиГ и другие), но как-то без особого успеха. Эта ситуация осложнялась еще одним фактором. В 2014 году отечественная индустрия столкнулась с острым вызовом запрета экспорта поршневых и турбовинтовых двигателей для малой и беспилотной авиации. Меж тем большинство опытных образцов российских БПЛА военного назначения оснащались зарубежными образцами двигателей. Таким образом, пассивность российского авиа- и двигателестроения сыграла с беспилотной авиацией дурную шутку.
В итоге из целой плеяды НИКОРов выжил только проект "Орион", в варианте для Вооруженных сил России получивший название "Иноходец". Сохранился "Орион"-"Иноходец" только потому, что его конструкторы пошли по наиболее сложному, но верному пути создания машины с российским двигателем, которым стал АПД-115Т инженерного центра "Итлан" в Рыбинске.
"Орион" является своеобразной "легкой" версией беспилотника MQ-9 Reaper и имеет схожий облик с этим американским аппаратом. Сие не означает, что российские разработчики занимались слепым копированием - схожесть облика БПЛА продиктована похожими задачами американского и российского аппаратов. Показательно, что реализация НИОКР по "Ориону" заняла порядка четырех лет. Для отечественного авиапрома это просто отличный результат.
Несмотря на очевидный успех "Ориона", который начал летные испытания в 2016 году, в ВКС России в формате опытно-войсковой эксплуатации аппарат добрался лишь в 2019-м. В том же году "Орион", а точнее уже "Иноходец", прошел обкатку в боевых условиях над Сирией. Причем там БПЛА использовался как в разведывательном, так и в ударном вариантах. 20 апреля 2020 года появилась информация о том, что "Кронштадт" и Минобороны России подписали акт приемки первого беспилотного комплекса "Орион"-"Иноходец" в составе трех машин. В апреле 2021-го пресс-служба компании сообщила, что "Кронштадт" начал строительство в Дубне первого в России завода по серийному производству БПЛА. Фактически этот завод будет "заточен" под серийное производство "Иноходцев" в интересах ВС РФ.
Анонсированный к показу на Dubai Airshow 2021 новейший российский беспилотник будет востребован не только в ВС РФ - он имеет и серьезный экспортный потенциал. Тем не менее ждать по итогам выставки сразу серийных заказов из-за рубежа рано. Зато на площадке авиасалона можно будет понять специфические требования заказчиков и учесть их в дальнейшей разработке. "Орион-Э" должен пройти свой путь лечения "детских ошибок" и выйти на рынок уже проверенным, эффективным оружием.
Важно понимать, что полной реализации возможностей "Ориона" препятствует определенная скудность линейки его вооружения. Почему так получилось? В первую очередь потому, что управляемое оружие выступает одним из самых дорогих образцов вооружений, а НИОКР на создание специальных версий управляемого оружия для беспилотников требует большой серии. Иначе такие НИОКР просто не окупятся.
Судя по имеющейся информации, сейчас "Орионы" в качестве основного вооружения несут корректируемые, управляемые планирующие и свободнопадающие авиабомбы. Это обстоятельство делает беспилотник более уязвимым для средств вражеской ПВО. Грубо говоря, "Ориону" нужна "длинная рука". В качестве таковой, судя по имеющей информации, сейчас разрабатывается специальная версия новейшей управляемой ракеты Х-50.
В целом для нанесения массированных ударов по бронетехнике и укрепленным пунктам противника БПЛА необходимы менее дорогие, но более универсальные образцы управляемого оружия. С оглядкой на это появившиеся в СМИ сообщения о том, что "Орион" уже осуществил успешные пуски неназываемых управляемых ракет (которые, скорее всего, созданы на базе ПТУР "Атака"), следует воспринимать исключительно положительно. Как говорится, дело движется в правильном направлении.
"Сириус", "Гелиос", дроны-камикадзе и остальные
В качестве развития линейки БПЛА на базе "Ориона" следует ждать в 2022 году начала летных испытаний разведывательно-ударного беспилотника большой продолжительности полета "Сириус". Эта новинка "Кронштадта", будучи в отличие от "Ориона" двухдвигательной, обладает большей полезной нагрузкой и сможет действовать на большем удалении от оператора. Впрочем, и "Сириус" - это не конец эволюции платформы "Ориона". На международном военно-техническом форуме "Армия-2020" "Кронштадт" продемонстрировал полноразмерный макет БЛА "Гелиос" пятитонного класса, который по совокупности своих характеристик не только догонит американский MQ-9 Reaper, но и значительно его превзойдет. Особенно большой интерес у специалистов вызывает модификация "Гелиос-РЛД". Она может выполнять функции ДРЛО и виртуального воздушного штаба, в силах которого координировать работу воздушных и наземных сил на большом театре военных действий.
Сама концепция тяжелого БПЛА ДРЛО появилась в России явно не от хорошей жизни - в ВС РФ наблюдается дефицит самолетов ДРЛО А-50, созданных на базе Ил-76. Однако нет худа без добра - "Гелиос-РЛД" обещает стать куда более маневренной и защищенной от воздействия средств ПВО машиной, чем ее "старший брат" А-50.
От крупного - к мелкому, но не менее необходимому. Похоже, что давно развивающаяся за рубежом концепция применения дронов-камикадзе как дешевого аналога крылатых ракет постепенно набирает сторонников и в руководстве нашей армии. Они нашлись даже в таком крайне консервативном виде ВС РФ, как ВМФ! Об этом свидетельствует появление в октябре сего года сообщения о том, что ВМФ России планирует усилить вооружение своих надводных единиц барражирующими боеприпасами. Ну а ноябрьская новость об испытаниях морской версии барражирующего боеприпаса "КУБ-БЛА", разработанного группой компаний ZALA AERO и ранее испытанного в САР, "тонко намекает" на то, какой конкретный дрон-камикадзе российских военных моряков заинтересовал.
Впрочем, вернемся к "Ориону". Нетрудно догадаться, что его успех дает билет в будущее более тяжелым машинам КБ, которые разрабатываются уже с учетом выполненного НИОКРа, а также современных разработок вертолетных двигателей корпорации ОДК, которые могут быть использованы на новых машинах.
Кстати, о двигателях для БПЛА. Еще раз подчеркну - именно отечественные двигатели, а точнее их нехватка, сейчас являются, пожалуй, главным "узким местом" в деле создания российских беспилотников военного назначения. Сейчас основу парка военных беспилотников ВС РФ составляют машины легкого класса. По большей части это разнообразные "Форпосты", которые, в свою очередь, являются экспортной версией устаревшего израильского разведывательного БПЛА IAI Searcher II. Создание на базе завода УЗГА (производителя "Форпостов") КБ беспилотной авиации и отдельного КБ по двигателям дает основание надеяться, что ВС РФ в скором времени получит современные версии не только легких беспилотников, но и тяжелый стратегический разведывательно-ударный "Альтиус"-"Альтаир".
Об этом беспилотнике стоит сказать отдельно. Проект "Альтиус"-"Альтаир" - это тяжелый российский беспилотник дальнего радиуса действия с грузоподъемностью более тонны. По своим характеристикам "Альтиус" похож на уже упоминавшийся американский БПЛА MQ-9 Reaper. Свой первый полет "Альтиус"-"Альтаир" совершил в августе 2019 года. Особенностью этого БПЛА следует считать его оснащение искусственным интеллектом, что позволит беспилотнику в случае необходимости действовать автономно без участия оператора, а также самостоятельно взаимодействовать с российскими истребителями пятого поколения: уже запущенным в серию Су-57 и готовящимся "встать на крыло" Су-75 Checkmate.
К сожалению, у "Альтиуса"-"Альтаира" оказалась непростая судьба. В частности, отсутствовали отечественные двигатели (опять двигатели!), "вписывающиеся" в конструкцию и способные поднять тяжелый "Альтиус"-"Альтаир". Разработка машины затянулась. Возможно, как раз это обстоятельство и подтолкнуло "Кронштадт" к началу работ над своей альтернативой "Альтиуса"-"Альтаира" в виде БПЛА "Гелиос". Впрочем, сейчас появилась информация, что на заводе УЗГА, где ведутся работы над "Альтиусом"-"Альтаиром", планируют установить на тяжелый беспилотник разработанные в КБ имени Климова двигатели ВК-800В. Хочется надеяться, что эта идея сработает.
Замечу, что такой тяжелый беспилотник, как "Альтиус"-"Альтаир", имеющий продолжительность полета в 48 часов и способный нести крылатые ракеты с большой дальностью пуска, не просто требуется ВС РФ, он в буквальном смысле необходим как воздух. Принятие на вооружение "Альтиуса"-"Альтаира" позволит в значительной мере изменить баланс сил по периметру наших границ, а также снизить нагрузку на авиацию фронтовую, дальнюю и морскую. Частично такой тяжелый БПЛА будет способен даже взять на себя функционал противолодочного/патрульного самолета средней дальности Ил-38, чей парк по причине износа постепенно "уходит в запас".
Вершиной отечественного "дроностроения" можно считать, по-видимому, начало летных испытаний разработанного компанией "Сухой" тяжелого ударного малозаметного БПЛА С-70 "Охотник". Этот гигант (длина - 14 метров, размах крыла - 19 метров), выполненный по схеме "летающее крыло", создан на базе технологий истребителя пятого поколения Су-57 и по неофициальной информации может преодолевать звуковой барьер. Компетенциями такого уровня обладают сейчас в мире лишь две державы - США и РФ, так что у ВПК России появляется хороший шанс захватить и удержать лидерские позиции в нише сверхзвуковых тяжелых ударных БПЛА. Это плюс. Минус ситуации заключается в том, что "Охотник" сейчас выступает скорее не в виде отработанной платформы, а в роли демонстратора передовых технологий, испытания которого будут использованы в следующих разработках.
Напомню, что в августе 2020 года глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что Минобороны России начнет получать серийные "Охотники" с 2024 года. Сбудется ли это предсказание и насколько облик серийных "Охотников" будет соответствовать параметрам машины, которая проходит испытания сейчас, - эти вопросы пока ответов не имеют.
Не стоит забывать об экономическом эффекте
Подводя итоги нашей "экскурсии", следует отметить следующее: Россия явно опоздала на рынок беспилотной боевой авиации. Как результат сейчас мы находимся в роли догоняющих применительно не только к США. По ряду позиций нам приходится догонять также Китай и даже страны третьего мира (в первую очередь Турцию с ее "Байрактарами"). Звучит это, конечно, неприятно, но недооценка ситуации в области поддержания на должном уровне обороноспособности страны недопустима.
Итак, мы догоняем. Процесс сей идет, как и следовало ожидать, довольно неравномерно. Если в случае с "Охотником" отечественные разработчики находятся чуть ли не "впереди планеты всей", то в области насыщения вооруженных сил барражирующими боеприпасами, а также доведения до ума аналогов MQ-9 Reaper, нам еще "бежать и бежать".
В сложившейся ситуации очень важно то, что военно-политическое руководство страны полностью осознает необходимость форсирования дальнейших работ по теме создания БПЛА военного назначения. 2 ноября президент России Владимир Путин впервые провел отдельное совещание с военными, целиком посвященное беспилотникам. На этом мероприятии оказалось озвучено количество отечественных БПЛА, стоящих на вооружении ВС РФ, - две тысячи единиц. Цифра внушительная. Однако я уже указывал, что большую часть этого парка составляют легкие разведывательные "Форпосты", неспособные решать ударные задачи. Так что ВПК России определенно есть к чему стремиться.
Опыт разработки "Ориона" указывает, что создание разведывательно-ударных беспилотных комплексов для отечественного ВПК не является неразрешимой задачей. Успешное использование военных беспилотников отечественной разработки в ВС РФ станет их лучшей рекламой для потенциальных иностранных заказчиков.
География, а также диапазон использования "Ориона" и его более тяжелых собратьев огромен. Разведывательные и ударные возможности этих БПЛА будут востребованы везде, где России приходится силой защищать свои интересы. Не стоит забывать и об экономическом эффекте. Беспилотники традиционно выступают локомотивом развития отраслей промышленности. Это же ожидает и Россию. Согласно статистике, одно рабочее место в авиации рождает минимум семь в своем периметре. Авиапром, получивший серийные заказы, немедленно даст эффект масштабирования на всю российскую наукоемкую промышленность, формируя новые компетенции, продукцию и рабочие места. А если вспомнить, что разработанные в интересах ВС РФ БПЛА можно "разоружить" и оптимизировать для использования в МЧС, лесоохране, а также на других гражданских "специальностях", то совокупный эффект от крупносерийного выпуска беспилотников может дать импульс для перезапуска всей авиационной отрасли РФ.
Остается "самое простое" - сделать....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФАН ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции