О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Анатолий Кнышов: "Пилотами не рождаются"

Анатолий Николаевич Кнышов участвовал в испытаниях более 50-ти типов воздушных судов, среди которых - истребители, штурмовики, транспортные и гражданские самолеты

Анатолий Николаевич Кнышов участвовал в испытаниях более 50-ти типов воздушных судов, среди которых - истребители, штурмовики, транспортные и гражданские самолеты. Более тридцати лет работал ведущим летчиком-испытателем в прославленном ОКБ им. С.В. Ильюшина под руководством Генерального конструктора Г.В Новожилова. Летчик-испытатель Анатолий Кнышов провел полный цикл заводских и сертификационных летных испытаний дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96-300, на котором летает Президент Российской Федерации. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, летчику-испытателю 1-го класса Анатолию Николаевичу Кнышову Указом Президента РФ от 10 апреля 1996 года присвоено звание Героя Российской Федерации. И сейчас Анатолий Николаевич не останавливается и активно работает с молодежью Крыма и Севастополя, занимая пост председателя межрегиональной общественной организации "Герои Отечества". Корреспонденту "Южной Столицы" посчастливилось встретиться лично с Героем Российской Федерации и из первых уст узнать о жизненном пути летчика-испытателя, удостоенного одним из самых высоких званий, которые можно получить в нашей стране.

- Анатолий Николаевич, расскажите, пожалуйста, об организации, руководителем которой вы являетесь. Чем она занимается? И какие мероприятия проводили недавно?

- Мы работаем в Крыму и в Севастополе уже более трех лет. За этот период нами было проведено очень много мероприятий, посвященных военно-патриотическому воспитанию школьников, студентов, военнослужащих и молодежи Крыма. Наши встречи прошли в Керчи, Ялте, Симферополе, Севастополе, Судаке, Евпатории, Армянске. Приняли участие в Фестивале "Белые Розы" в городе Саки. Многие школы в Республике Крым носят имена прославленных Героев Советского Союза, в которых устроены школьные музеи с описанием героических подвигов красноармейцев и партизан при освобождении Крыма. Яркие впечатления останутся у ребят, которых мы принимали в юнармейцы и кадеты на кораблях Черноморского Флота.

Встречи с военнослужащими проходили в исторических местах, овеянных героической славой многонациональных защитников Великой Отечественной войны. Все эти мероприятия важны для молодежи, которая должна знать цену нашей Победы и сохранять историческую память о Поколении Победителей, отстаивать нашу справедливую освободительную историю перед иностранными СМИ.

Мероприятия проходили в рамках нескольких проектов. Первый проект назывался "ГЕРОИ ОТЕЧЕТВА: КРЫМСКИЙ СЛЕД" при поддержке Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, в нем участвовало около 1000 школьников. Они рисовали тематические рисунки с героями, писали сочинения, отправляли ветеранам поздравительные письма, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и тем, чьи судьбы были связана с Крымом. Принимали участие в возложении цветов к памятникам и обелискам на площадях и парках в городах Республики Крым.

Приняли участие в открытии памятника Дважды Герою Советского Союза военному летчику-асу, участнику Великой Отечественной войны крымскотатарского происхождения, заслуженному летчику-испытателю Амет-Хану Султану в день его 100-летия.

Второй проект - "КРЫМСКИЙ СЛЕД: ПАТРИОТИЗМ - ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ" реализуется при поддержке Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым. Он направлен на противодействие экстремизму и терроризму, на развитие у нашей многонациональной молодежи высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, способности проявить жизненную позицию для укрепления государства, внутреннюю ее защиту жизненно важных интересов и устойчивого развития. В каждой программе задействовано от 800 до 2500 тысяч школьников. Многие из ребят получили грамоты и призы, которые помогают им сформировать портфолио, после чего использовать подтверждение своего труда, например, для поездки в лагерь "Артек".

В настоящее время проходит проект - "ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА: ВАХТА ПАМЯТИ" при поддержке Министерства труда и социальной защиты Республики Крым. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из важнейших задач современной школы, ведь именно в этом возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине и дальнейшей мирной жизни. В рамках этого проекта активные школьники вместе с героями России поедут в воинские части, но уже после пандемии. Там очень ждут крымских школьников, чтобы показать современное вооружение, которое обеспечивает нашу безопасность и мирную жизнь.

В рамках проекта планируется съемка фильма в селе Глазовка под Керчью. Там было произведено захоронение красногвардейцев. Эти захоронения сохранили историческую память. Вместе с историками мы бы хотели снять фильм об этом событии. Мало кто знает об этом месте. Мы хотим рассказать о подвигах, которые были совершены и в период гражданской войны, и во время Великой Отечественной войны, и на этапе 2014 года, когда молодежь совместно со своими родителями принимала участие в референдуме. Мы работаем для юных ребят Крыма. Та молодежь, которая сегодня живет на крымском полуострове и в Севастополе - это наша дружная советская и российская семья. Радует, что ребята интересуются историей нашего государства, задают вопросы о подвигах наших героев. Я горжусь детьми, которые вместе со своими родителями идут в колоннах "Бессмертного полка" с фотографиями героев-победителей Великой Отечественной войны. Как замечательно, что возглавляют эти полки Президент Российской Федерации и руководители регионов, в том числе и Сергей Валерьевич Аксенов. Все это говорит о том, что "Бессмертный полк" будет жить. На его примере будут учиться многие поколения нашей молодежи!

- Когда вы поняли, что не можете жить без неба? Почему решили выбрать путь летчика-испытателя?

- В 14 лет я уже понимал, что буду именно летчиком. Вдохновил меня Юрий Гагарин - гражданин СССР и первый человек, отправившийся в космос. Тогда в каждом поселке, в каждом городе знали его имя. Любовь к профессии военного летчика появилась, когда я посмотрел фильмы "В бой идут одни старики", рассказывающий о спасении летчиками членов экспедиции "Челюскина", о знаменитых довоенных перелетах на советских самолетах Михаила Михайловича Громова, о полете через Северный полюс в Америку Валерия Павловича Чкалова. Это прекрасные фильмы, наполненные отвагой и гордостью за нашу страну, потому что в то время никто в мире так далеко не летал.

В 1997 году, 20 июня, на самолете ИЛ-96-300 в день 60-летия полета экипажа В.П. Чкалова через северный полюс в Америку мне доверили повторить такой перелет. В составе делегации был организатор и участник первого перелета Герой Советского Союза, генерал-полковник Георгий Филиппович Байдуков.

В детстве нам посчастливилось слышать от родных и близких, вернувшихся с фронта, о трудных и трагических событиях первых дней войны. В школе читали рассказы и ставили в пример Героев - пионеров - комсомольцев, с которых мы брали пример, пытались равняться на них. Помню, наша школа располагалась так, что вдалеке, на горизонте, виднелись снижающиеся "белые купола". Это оказались парашютисты, которые выполняли положенные три прыжка с парашютом для дальнейшей службы в десантных войсках. В советское время система ДОСААФ готовила бесплатно юношей по многим специальностям для службы в вооруженных силах. Из интереса мы поехали на велосипедах к месту, где опускались купола. Нам рассказали, что желающие могут поступить в аэроклуб на отделение спортсменов-парашютистов.

Мы, школьники 10-го класса, после учебы садились в автобус и ехали учиться уже парашютному спорту. Первый прыжок с парашютом я выполнил 22 апреля 1964 года с самолета АН-2. Летом того же года за 3 месяца выполнил 150 прыжков с парашютом, сдал нормы спортсмена-парашютиста 1 разряда. Затем, так это нас увлекло, что возник интерес к летной профессии. В этом же клубе было и летное отделение. В 11 классе нас приняли на самолетное отделение. В зимний период прошли всю необходимую теорию для выполнения полетов - аэродинамику, навигацию, конструкцию самолета и двигателя, фигуры высшего пилотажа.

После окончания школы с серебряной медалью, выбор был один - только летать. После успешного завершения программы летной подготовки ДОСААФ я имел налет в 40 часов. По качеству летной подготовки, так называемого профотбора, был рекомендован для поступления в Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков войск ПВО страны.

На первом курсе к нам приезжали выпускники: Герои Советского Союза и летчики-испытатели Александр Васильевич Федотов, Петр Максимович Остапенко, которые рассказывали о летно-испытательной работе и перспективных разработках новых истребителей. На третьем курсе отобрали несколько человек для того, чтобы мы могли в рамках училища переучиться на новые перспективные истребители, которые только начинают поступать в боевые части. После окончания училища в 1969 году, службу я продолжил в войсках ПВО страны на аэродромах Бельбек, Безречная, где выполнял охрану воздушных рубежей на современных боевых истребителях. После успешного прохождения программы боевой подготовки сдавал экзамены на получение 2-го и следующего 1-го класса боевого летчика. Вершиной летной профессии военного - является работа летчиком-испытателем. Я закончил Школу летчиков-испытателей имени А.В. Федотова Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова, куда было очень трудно попасть, но уровень моей летной подготовки в боевых частях, теоретическая и физическая подготовка соответствовали критериям кандидата для поступления в школу испытателей. Так я стал летчиком- испытателем.

Пользуясь случаем, хочу отметить - считаю, что систему ДОСААФ необходимо вернуть, ведь именно там формируются первоначальные летные качества будущего командира, происходит профессиональный отбор кандидатов для авиации.

- Чем вам запомнился первый полет?

- Мой первый полет был выполнен еще в аэроклубе. Конечно, это особенное чувство. Ты один. Смотришь назад, где обычно сидит инструктор, а его нет. Ты самостоятельно управляешь самолетом, ведешь радиосвязь, смотришь за расположением посадочной площадки, визуально следишь за впереди летящими самолетами, выдерживаешь заданные параметры двигателя, скорости, курса, ориентируешься по наземным ориентирам и радиомаякам для точного выполнения "коробочки" - круга над аэродромом для захода на посадку и точного приземления у "Т" - это специальное Т-образное полотнище выкладывается рядом с местом приземления. Это удивительное чувство, которое запоминается на всю жизнь! О нем мы рассказываем и ребятам, предлагаем им полетать на учебных самолетах, чтобы ощутить прелесть самостоятельного полета и не бояться всего нового.

- Не было страшно испытывать себя в этой профессии?

- Летчики всегда рассчитывают не на положительный результат, а на отрицательный. То есть на отказ той или иной системы. Как действовать - принимать единственное правильное решение. Главное - посадить самолет, привезти конструкторам отказавшую систему для анализа отказа, изучения и проведения конструкторской доработки. Пока нет возможности на этапе проектирования полностью учесть все возможные варианты отказов систем, поэтому нужны испытательные полеты, которые мы выполняем. Этому мы учимся еще на земле: изучаем чертежи спроектированного самолета, эргономическое расположение приборов. Вот раньше в кабине самолета было около 120 приборов и выключателей. И назначение каждого из них нужно было знать. Есть особые автоматы, которые в аварийной ситуации я должен быстро включить. Они должны быть рядом. Задолго до первого вылета опытного самолета, ведущий летчик - испытатель участвует в разработке проектируемого воздушного судна, изучает его по чертежам, знакомится в новыми аэродинамическими особенностями, системами, оборудованием, отрабатывает пилотажную и навигационную индикацию на многофункциональных электронных индикаторах.

Первый вылет опытного самолета - итог многолетней работы многих конструкторских бюро, разработчиков систем, двигателей, оборудования, инженеров, производственников. Время первого полета - около 1 часа. После первого полета ведущий летчик-испытатель докладывает генеральному конструктору о поведении воздушного судна в воздухе, о работе всех систем, о режимах полета. Специалисты производят расшифровку параметров всего полета.

- Как можно побороть в себе чувство страха, научиться принимать решения за долю секунды, все точно просчитывать?

- ДОСААФ позволяет сформировать командирские навыки, которые помогают принимать грамотные решения. Это формирование происходит в 16-17 лет. Сначала курсант выполняет 10-15 полетов с инструктором, который сидит сзади. Когда инструктор убеждается в том, что курсант может самостоятельно в случае внештатной ситуации в воздухе принять правильное решение, он допускает его к выполнению первого самостоятельного полета. Все нештатные ситуации отрабатываются до автоматизма на земле на тренажерах и в воздухе с инструктором.

- Какие качества важны для работы летчиком-испытателем? Что главное в работе пилота?

- Как и в любой другой работе - это любовь к своей профессии. Невозможно принудительно делать то, к чему не лежит душа. А если эта любовь есть, то ты и дополнительные материалы изучать будешь, и знакомиться с новыми конструкциями. Я вот часто смотрю канал "Звездочка", где в последнее время показывают все достижения в области вооружения. Такие программы несут тот важный патриотический задел, который нужен молодежи. Поэтому я всегда рекомендую ребятам смотреть такие передачи.

- Действительно ли у пилотов здоровье должно быть, как у космонавтов?

- Так и есть. Нас проверяли по тем же нормам, что и космонавтов.

- Правда ли, что для летчиков первым делом самолеты?

- Если выбор профессии был верным, если работа в душе и составляет понимание самой жизни, то человек не будет уходить налево или направо. Да, действительно, первым делом самолеты. Трудовой день летчика-испытателя складывается из предварительной подготовки, предполетной подготовки, выполнения полета, доклада руководителям, инженерам и организаторам о деятельности, планирование следующего дня. К сожалению, когда летчик-испытатель приходит домой, дети уже спят. Опять-таки, когда рано утром он уходит на работу, они еще спят. Так что эта фраза действительно верная - первым делом самолеты. И все же, нужно продолжать жить, создавать семью, воспитывать детей.

- Сколько часов вы провели в полете? На какой высоте работали?

- Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Пилоты гражданской авиации летают, например, в одну сторону около 8 часов и в другую столько же. Так, за свою летную деятельность они имеют налет 22-23 тысяч часов. А летчики-испытатели ОКБ проводят заводские, сертификационные, эксплуатационные испытания. Обучают и делают допуск для выполнения полетов экипажам заказчика.

За 30-летнюю летную работу в ОКБ имени Сергея Ильюшина я налетал более 25 тысяч летных часов. Что касается высоты, то здесь многое зависит от типа самолета и назначения этого полета. Если это дальнемагистральный самолет, то он летает до 13-14 тысяч метров. А, чем больше длительность полета, тем выше занимают высоту с целью экономии топлива. Учитывая то, что я летал на истребителях, до 20 тысяч метров я поднимался.

- Скажите, есть ли у вас любимые фигуры пилотажа?

- У любой фигуры пилотажа есть свое назначение. В ДОСААФ нас обучали перевороту, петле, полупетле, боевому развороту, спирали, резким снижениям, виражам. Все это нужно для того, чтобы узнать особенности машины. Фигуры пилотажа используются и как эффективный боевой маневр. Например, летчик в воздушном бою специально может ввести современный истребитель в положение минимальной скорости, применив фигуру боевого применения "Кобра Пугачева". Это когда истребитель задирает нос вверх, падает "на спину", а скорость приближается к нулевой. Преследовавший сзади противник на большой скорости обгоняет боевого летчика, который возвращается в горизонтальный полет и уничтожает цель.

- Насколько волнительно было получать звание Героя России? Какие эмоции испытывали?

- Если летчик-испытатель отправляется в полет как герой, то он никогда им не станет. В этом случае к полету он не готов. Звание мне присвоили только через 25 лет работы, за испытания новых образцов авиационной техники. У нас в статусе написано: "…признаются особые заслуги перед государством и народом…". Так вот если государство и народ считают, что мои действия при летных испытаниях были героическими, то мне приятно. Летчик, выполняя свою работу, никогда не задумывается о звании, которое он может получить. Конечно, хочется отметить атмосферу, в которой происходит награждение. Все проходит в Большом Кремлевском дворце. Вначале, в течение часа, экскурсовод проводит нас через исторические здания Царского периода. Затем, заходим в Георгиевский зал, где на мраморных вертикальных плитах выбиты названия более 550 полков участников войны 1812 года, имена Георгиевских кавалеров, получивших орден за 250 лет его существования. Атмосфера возвышенная - ощущения, будто летишь в облаках, в той чудесной обстановке, когда все вокруг тебя радует. Это элемент достижения той трудовой деятельности, которой ты занимался. Это благодарность за работу. Но, хочется отметить, что это не только особое положение, это еще и большая ответственность. Каждую минуту нужно доказывать, что ты действительно герой. Звание просто обязывает каждый день, и по форме, и по одежде, и по общению это подтверждать, быть примером в выполнении гражданского и воинского долга.

- Чем вы занимаетесь сейчас?

- Сейчас я нахожусь на пенсии и работаю в общественной организации "Герои Отечества". Все, что мы не смогли дать своим детям, теперь стараемся отдавать молодежи - тем ребятам, которые учатся в школах, высших учебных заведениях России.

- Что пожелаете тем, кто мечтает стать пилотом?

- Пилотами не рождаются, но чтобы стать им, нужно формировать все качества с детства. Посоветую всем, кто желает получить эту профессию еще со школьной скамьи - пройдите ДОСААФ, где происходит формирование профессионализма. Очень печально, что сейчас студент, пройдя программу курсов университета и получив диплом, не может устроиться на работу из-за отсутствия трехлетнего опыта. При этом, если начать развиваться в своей профессии в тех же технических центрах, участвовать в олимпиадах, то это уже неплохой опыт как для школьников и будущих студентов. Для того, чтобы стать и быть летчиком-испытателем, нужно любить эту профессию, физически развиваться, читать новые технические разработки в области авиации, смотреть фильмы о пилотах. Летчики-испытатели - это единицы, но вы также можете стать военным летчиком, пилотом дальней авиации, летчиком воздушно-космических сил, работать в сфере искусственного интеллекта. Чем раньше поймете, кем вы хотите стать, тем быстрее осознаете ваше участие в созидательном процессе укрепления нашего государства.!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Администрация города Симферополя». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка