Российская газета
17 ноября 2021, 14:04
Появились первые результаты расследования крушения Ил-112В в Подмосковье
17 августа в районе села Никольское разбился опытный самолет "Ил-112В"
Только сейчас стали известны первые результаты предварительного расследования катастрофы. Не раскрывая особых тайн, скажу: пожар правого двигателя пережег гидросистему и тяги управления. Шансов у экипажа выжить практически не было. И с парашютом не прыгнуть, и на лес не спланировать.
Хоронили экипаж на Федеральном военном кладбище в Мытищах без камер и прессы. Летчики-испытатели Герой России Николай Куимов, Дмитрий Комаров и Николай Хлудеев были преданы земле под выстрелы почетного караула и исполнение Гимна России.
Катастрофа с "Ил-112В" начиналась, казалось бы, с обычной аварийной ситуации. Загорелся правый двигатель. Прогорела камера сгорания. Такое бывает сплошь и рядом при испытаниях. Неслучайно после первой серии полетов каждый самолет перерабатывают с учетом замечаний, которые выявляют летчики-испытатели, и выпускают вторую, третью, четвертую доработанные серии. У "Ил-112В" это была первая серия.
Но в этот раз штатная система пожаротушения не смогла справиться - перегорели трубки гидросистемы, и масло вспыхнуло.
У подобного типа самолетов есть резервная система управления. Это тросы и металлические тяги. Они управляют элеронами, рулем направления и рулем высоты. Одним словом, всем, кроме механизации крыла. А без предкрылков и закрылков самолет благополучно не посадить. Можно кружить, вырабатывая топливо даже на одном двигателе. А потом с облегченными баками кинуться на землю с полетной скоростью. Но это высокий риск.
Беда не приходит одна. Тросы и тяги в "Иле" тоже перегорели от высокой температуры. Самолет был обречен.
Катастрофа с "Илом" начиналась с обычной аварийной ситуации
Что такое потеря гидросистемы, я знаю хорошо. Мы на "Ан-72" (самолет того же класса, что и погибший "Ил-112") в 1994-м только-только поднялись с аэродрома Воркуты, как по левому иллюминатору потекла красная жидкость. Разорвало трубопровод. Зрелище не из развлекательных. Такое только в кино интересно смотреть. "Штурвал тут же потяжелел, - вспоминает летчик-снайпер, полковник авиации ФПС Владимир Таланов, сидевший тогда за штурвалом. - Я еле развернул самолет на полосу. Хорошо, резервные тросики работали. А вот механизация крыла только на гидравлике. Скорость была под 300. Это вдвое выше посадочной. А полосы на такой скорости не хватит. Впереди овраг, а у нас полные баки горючего. На вышке нас уже похоронили. И когда я коснулся полосы, произошло чудо! На остатках гидравлики затормозила правая тележка. Нас развернуло как циркуль, и понеслись пахать тундру. Второе чудо - это то, что мы не задели стоящие борта, будку метеостанции и склад ГСМ".
От удара о дверь пилотов (я сидел на табуретке в проходе и пил, как казалось, последнюю в жизни рюмку водки) потерял сознание. Когда пришел в себя, схватил фотоаппарат и принялся работать. Вышел через аварийный люк в хвосте. Достал сигареты. Стал чиркать спичкой и тут же получил удар в ухо. Это был Таланов. Оказалось, я стоял под обломками крыла, а мне на макушку лился керосин. Спас меня Володя. Я ему жутко благодарен.
Третье чудо с Талановым произошло, когда ровно через два года на таком же борту он совершил экстремальную посадку на самой северной заставе - Нагурской. Сдвиг ветра спровоцировал заряд снега. Он ударил по плоскостям - и самолет полетел кувырком. Володю спасли норвежские медики. Они смогли запустить санитарный вертолет и увезли его в свою клинику.
Володя ушел из авиации. Две аварии - знак нехороший. Сейчас занимается патриотическим воспитанием юнармейцев в Краснодарском крае. Достойное занятие. А сын пошел по стопам отца. Стал командиром "Ан-74". Летал на Северный полюс. А сейчас он второй пилот "Боинга-777". Говорят, из него получится отличный командир.
С летчиком-испытателем Александром Котельниковым я встретился в кафе. Крепкий, улыбчивый. Но глаза...
Только за последние пять лет он два раза горел. Пять раз вставал двигатель в воздухе и два раза отказывала гидравлика. Освоил 40 видов самолетов.
Я видел его летную книжку. Разбился при испытаниях на "Ил-114" - гражданском аналоге "Ил-112". Выжил.
"Я лежу на растяжках в госпитале, - говорил мне тогда Котельников, - а ко мне приходят вдовы моих ребят. И говорят: ты командир, а они погибли. Что я мог им сказать? Ну что? Поэтому вы не ходите к вдовам погибших на "Ил-112". Лучше через год. Когда боль утихнет".
А боль не утихнет никогда. Именно поэтому я и не стал досаждать вдовам экипажа "Ил-112". То, что их мужья были людьми чистыми и самоотверженными, преданными небу, ясно и так.
А что же будет с "Ил-112"? Единственный летный экземпляр разбился. Закроют тему?
Герой России, заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев, отвечая на этот мой вопрос, был категоричен: "Пока не будет решения правительства по малой авиации, мы будем топтаться на месте. Наше небо отдано чужим самолетам. А если санкции коснутся "Боингов" и прочей западной продукции? Мы встанем. Надо развивать нашу авиацию. "Ил-112" - современный самолет. Он идет на смену "Ан-26". Туда входит современный "Тигр", а не устаревший "УАЗ". Это надо учитывать. Это безопасность нашей страны".
Да, "Боинги" и "Эйрбасы" давно завоевали наше небо. С этим, похоже, смирились. А пассажирам и вовсе профит: цены на эксплуатацию ниже, чем у "Ту-204". И билеты, соответственно, дешевле.
А что сказать о малых братьях ширококрылых лайнеров? Еще советские "Ан-24" и их военно-транспортный вариант "Ан-26" сходят со сцены. Когда-то они обеспечивали региональные перевозки по "медвежьим углам".
Россия чем-то похожа на Канаду. Там тоже нет развитой сети дорог в северных регионах. Но нашли выход. Построили сотни взлетных полос. И добраться к старой бабушке на "Сессне" можно за пару часов. Вручить пирожки - и тут же обратно...
В Советском Союзе так и было. Плати три рубля и лети из областного центра в любую деревню на "Ан-2". А теперь "Ан-2" дослуживают свой ресурс в ДОСААФе и в летных училищах. "Ан-24" осталось 45 бортов на всю необъятную Россию. Половина стоит и ждет запчастей. Летел недавно из Анадыря на Бухту Провидения костромской "аннушкой". Другие самолеты тут просто не летают. Вот и приходится арендовать.
И малое небо захватили "иностранцы" - "АТР-72" производства "Эйрбас" или бразильские "Эмбраеры". Машины хорошие, но бестолковые в наших условиях. Хотя авиакомпаниям так дешевле. И запчасти вовремя подвезут. И ломаются эти самолеты реже. Но они нежные, как кинозвезда. Подавай им теплый воздух перед запуском двигателей! Да и от обморожения плоскостей они не застрахованы. И бетонная полоса обязательна. А наши "Аны" и садятся, и взлетают с грунта. Советские ГОСТЫ! Запуск двигателя при температуре от -50 до +50. Вот такие самолеты нам и нужны.
- А кто заменит в нашем небе старичков "Ан-24" и "Ан-26"? - спросил я тогда, в жуковском кафе, у Александра Котельникова.
- "Ил-114" и "Ил-112", - уверенно ответил летчик-испытатель. - Правда, 114-й - низкоплан. И есть опасность, что при посадке на грунтовые аэродромы камень может попасть в турбину. Движки стоят под крылом. Но вот какая ситуация произошла со мной во время испытаний самолета-лаборатории "Ил-76" с новейшим двигателем ПД-14. Лечу. Чувствую удар в районе плоскости. Приборы показывают норму. Неужели птица? Но какая птица залетит на 10 тысяч? Приземлились. Оказалось, разрушилась лопатка вентилятора. На другом движке она перемолола бы все внутренности. Начался бы пожар. А тут мы обследовали двигатель, заменили лопатку - и снова в небо! Такое "Пратт энд Уитни", а также "Роллс-Ройсу" и не снилось. И еще - был у нас уникальный региональный лайнер "Ту-334". Садился на неподготовленные аэродромы. Получил сертификацию, мог летать даже в Европу и Америку. Но - не пошел в серию. Загадка мироздания или чей-то интерес?
- И последний вопрос: наша авиация скорее жива, чем мертва?
- Ну а для чего мы летаем? Я, надеюсь, ответил на ваш вопрос?
Мы вышли из кафе. Над нами летел гражданский самолет.
- "Боинг" или "Эйрбас"? - спросил я Котельникова, думая проиллюстрировать сентенцию об умирании нашего неба. - Это наш, "МС-21", - не без гордости сообщил летчик. - Недавно получили несколько машин. Облетываем. Ставим на крыло.
Экипаж погибшего "Ила" тоже ставил на крыло нашу авиацию. Отвоевывал небо пусть и у комфортных, но чужих лайнеров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции