Вечерняя Москва
18 ноября 2021, 17:30
Шах и мат: что известно о новейшем российском истребителе Checkmate
На заводе в Комсомольске-на-Амуре началось производство легких тактических самолетов (ЛТС), больше известных как Checkmate ("Шах и мат") или Су-75
Старая востребованная схема
Военный эксперт Алексей Леонков рассказал, что отечественная авиационная промышленность когда-то фактически отказалась от однодвигательных истребителей. Например, в советское время на вооружении нашей армии состояли такие самолеты, как МиГ-21, МиГ-23, Су-17, которые с появлением линеек двухдвигательных Су-27 и МиГ-29 постепенно стали уходить в прошлое. 27-е "Сушки" получили развитие в виде Су-30/Су-35 и Су-57, а 29-е МиГи - в МиГ-35.
Тем не менее однодвигательная схема до сих пор остается вполне востребованной в мире. У тех же американцев и их союзников до сих пор летают и производятся многоцелевые истребители F-16.
- МиГ-21 до сих пор состоит на вооружении ВВС Индии. Есть однодвигательные истребители на вооружении ВВС Китая, в том числе и летающие на российских двигателях РД-33. Я думаю, при текущих технологиях новый российский самолет вполне может стать конкурентом для боевых машин поколения 4++ и хорошим подспорьем в воздухе для машин пятого поколения, в частности - F-35, - объяснил военный эксперт.
Малая заметность
По словам Леонкова, Россия далеко ушла от конкурентов в вопросах создания самолетов пятого поколения на базе Су-57. И этот опыт было сложно не использовать при создании легкого многоцелевого истребителя, компоновка которого, тяговооруженность, средства радиоэлектроники и боевая начинка были бы на хорошем уровне.
Специалист обращает внимание, что крыло самолета сделано с узким профилем для обеспечения малой заметности. А это значит, что вооружение он будет нести, скорее всего, в специальных отсеках наподобие бомболюков и, возможно, конструкторы предусмотрят какие-то внешние узлы подвески. Но по текущей компоновке показано, что оружие будет спрятано.
Заявка на вертикальный взлет
"Шах и Мат" - это еще и заявка на создание другого самолета - с вертикальным взлетом и посадкой. Они ведь тоже были однодвигательными, отмечает Леонков. Да и в России имеются соответствующие наработки. Из самых современных - забытый проект Як-141. Этот истребитель был создан в перестроечные годы, были проведены испытательные полеты, посадки на палубу авианесущего корабля, но в серию он так и не пошел из-за скептического отношения к вертикальному взлету и финансовых трудностей. Фактически на его основе американцы потом создали F-35.
С учетом того, что в России строятся два универсальных десантных корабля (УДК), способные нести 20-30 ударных и транспортных вертолетов, вероятно, к самолетам с возможностью вертикального взлета и посадки скоро вернутся, уверен военный эксперт.
- УДК сможет стать носителем этих самолетов, и это увеличит его боевую мощь. Боевой радиус самолета с вертикальным взлетом и посадкой больше, чем у вертолета. Я уже не говорю про скорость. Она на дозвуке почти 1000 километров в час, а Як-141 мог развивать сверхзвук, - предположил собеседник "ВМ".
Перспективное направление
Сами по себе технологии для создания самолета вертикального взлета и посадки в России есть. В нашей стране разработаны всеракурсные сопла двигателей, которые стоят на новых "Сушках" и МиГах. Вопрос сейчас только в самом двигателе, констатировал Леонков. Все-таки Як-141 был спроектирован в прошлом веке, тогда как за 30 лет в области авиа- и двигателестроения мы продвинулись далеко вперед.
И если создать двигатель для самолета вертикального взлета и посадки по современным технологиям, боевая машина станет более совершенной, чем когда-то Як-141 и его предшественник Як-38. По мнению военного эксперта, такие самолеты - это следующее перспективное направление, поскольку они являются универсальными боевыми машинами.
Во время вооруженного конфликта от ударов противника в первую очередь страдает инфраструктура аэродромов. А для таких самолетов аэродромы не нужны. Им нужна лишь площадка, как вертолетам, заключил Леонков.
Характеристики нового истребителя
Представленный на МАКСе легкий истребитель уже будет обладать возможностью укороченного взлета и посадки. Длина разбега и пробега составит всего несколько сотен метров, и у его пользователей не будет необходимости перестраивать аэродромную инфраструктуру.
Также известно, что самолет обладает сверхманевренностью и меньше заметен на экранах радаров противника. Его дальность полета составит 3000 километров, а максимальная скорость - около 2400 км/ч, до которой он сможет разгоняться без включения форсажа.
Самолет оснащен самой современной электроникой с сенсорными экранами и сможет нести 7,5 тонны вооружения, включая ракеты класса "воздух-воздух", "воздух-земля" и так далее.
Три опытных образца Checkmate будут созданы к 2023 году. Тогда же должен пройти первый полет, а поставки истребителя планируются начать в 2026 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерняя Москва». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции