Наука и техника
23 ноября 2021, 12:34
Румынский след китайского истребителя
Развитие китайской авиастроительной отрасли представляет собой череду разного рода заимствований у более развитых государств - преимущественно СССР и России
Точно также произошло с истребителем JF-17/ FC-1 Xiaolong, который был разработан китайской компанией CAC (Chengdu Aircraft Corporation) при финансовой поддержке Пакистана в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Фактически это было продолжение работ, которые были начаты совместно с американской фирмой Grumman в рамках проекта "Супер-7". По утверждению китайских специалистов, боевые возможности самолета должны были приблизиться к возможностям американского истребителя F-16A, однако сотрудничество, которые было только налажено в 1988 году быстро было свернуто после событий на площаде Тяньаньмэнь в 1989 году.
Считается, что в 1991 году в проект вошли российские специалисты, которые якобы в доводке использовали наработки по легкому фронтовому истребителю "Проект 33", создававшемуся в 1980-х годах в качестве поддержке для МиГ-29, но так не доведенному "до ума".
Однако при ближайшем рассмотрении вероятней всего китайцы использовали материалы, полученные гораздо ранее - при работе по румынскому истребителю IAR-95, а вся роль российских специалистов свелась к адаптации проекта для установки двигателя РД-93, являющийся модификацией "климовского" РД-ЗЗ. Кстати, точно также китайцы использовали россиян в проекте J-10 с установкой двигателя АЛ-31ФН.
"Родовые особенности" с румынским проектом хорошо заметно, особенно если сравнить раннюю модель IAR-95, предназначенную для продувки в аэродинамической трубе с ранним JF-17 / FC-1. В ней гораздо больше общего, чем с любой известной прорисовкой советского истребителя "Проект 33".
А история румынско-китайского сотрудничества такова. В конце 1970-х годов Румыния задумалась над заменой советских истребителей МиГ-21 и МиГ-23 и решила создать собственный самолет. Под руководством инженера Думитру Бадеа был запущен проект под названием IAR 95 Spey. Самолет был проработан под двигатель с тягой в 91 кН, однако таких двигателей в распоряжении румынских инженеров не было и в 1981 году проект закрыли.
Программа была возобновлена в начале 1980-х годов, и на этот раз под руководством другого конструктора - Константина Рошки из INCAS Румыния. Проект был переработан и переименован в IAR 95ME. Эта конструкция уже разрабатывалась под конкретный двигатель - китайский WS-9, который по сути являлся лицензионным (приобретена в 1975 году) британским Spey Mk202 компании Rolls-Royce. Стоит сказать, что этот двигатель был разработан на основе коммерческого Spey MK511 и устанавливался на британских истребителях F4 Phantom. Соединенные Штаты также импортировали двигатель и использовали его на штурмовиках A7 "Корсар" II.
Во втором проекте длина самолета увеличилась на 10%, достигнув 16 метров. Однако китайская промышленность с большим трудом осваивала серийное производства и тогда румынские конструкторы переработали проект под установку советского двигателя Р-29-300 с МиГ-23. Бухарест надеялся, что ему будет передана лицензия на его производство, однако Москва довольно таки ожидаемо отказалась.
В итоге в 1988 (по другим данным еще раньше - в 1985) году по финансовым причинам вся программа была окончательно отменена. Макет макета IAR 95ME до сих пор хранится в вестибюле INCAS Румыния.
При этом очевидно, что какая-то часть документации по проекту поехала в Поднебесную. Отметим, что первоначально Spey предназначался для использования в качестве самолета для завоевания превосходства в воздухе с второстепенной ролью для наземных атак. И еще - это была полностью румынская конструкция, не основанная на каком-либо иностранном самолете. Максимальная скорость должна была чуть менее 2 Маха, а дальность полета - 3765 км. Предполагалось четыре подкрыльевые узла подвески, при этом большая часть подвесного вооружения, вероятно, было либо советского производства, либо созданная с советской помощью.
После закрытия проекта Румыния рассматривала совместную программу с Югославией, но последняя отказалась, поскольку Югославия разрабатывала собственный сверхзвуковой истребитель 4-го поколения - Yu Supersonic или NA Novi Avion.
Ныне китайско-пакистанский истребитель JF-17 Thunder (а в 1998 году после санкций со стороні США Исламабад решил присоединиться к амбициозному китайскому проекту и понести половину затрат, оценивавшихся тогда примерно в $150 млн) с российским двигателем (в 2007 и 2010 годах АО "Рособоронэкспорт" заключило контракты на поставку в КНР суммарно 250 двигателей РД-93 (с опционом еще на 400) с правом их реэкспорта в Пакистан) состоит на вооружении ВВС Пакистана (85, по состоянию на 2018 год), Мьянмы (16) и Нигерии (3, поставки завершены осенью 2020 года).
Интересно отметить, что в апреле 2020 года делегация Воздушных Сил Украины во главе с генерал-полковником Сергеем Дроздовым посетила производственные мощности пакистанской компании Pakistan Aeronautical Complex (PAC), положив начало спекуляциям о том, что Киев рассматривает возможность закупки изготавливаемых здесь самолетов JF-17. Кроме того, этот истребитель какое-то время назад планировал принять на вооружение Азербайджан, причем время от времени информация о покупке 24 машин фигурирует в СМИ со ссылкой на различные официальные лица в военном и политическом ведомстве страны.
В сентябре 2021 года издание UK Defence Journal сообщило своим читателям, что парламент Аргентины согласовал проект бюджета на 2022 год, в который включено приобретение 12 истребителей JF-17A Block III. Расходы на закупку новых истребителей у Пакистана оценены в $664 млн.
Тогда же стало известно, что Ирак планирует купить 12 истребителей JF-17A Block III, при этом официальный контракт должен был подписан в Исламабаде в октябре 2021 года. Интересно, что сумма контракта полностью совпадает с аргентинским....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции