Липецкие новости
24 ноября 2021, 14:34
С липецкого летчика армия взыскивает через суд 43,5 млн рублей за поврежденный самолет
Гарнизонный военный суд в Тамбове раскрыл подробности инцидента, в результате которого пострадал самолет, а ущерб государству оценили в 43,5 млн рублей
30 ноября 2-й Западный окружной военный суд начнет рассмотрение апелляционной жалобы представителей одной из армий ВВС и ПВО на решение Тамбовского гарнизонного военного суда. Этим решением первая инстанция частично удовлетворила требования армии, взыскав с полковника Прокофьева (уволенного в запас по возрасту в 2020 году) в пользу дислоцированного в одном из регионов Черноземья авиаполка 70,4 тыс. рублей из требуемых истцом 43,5 млн.
Полковник Прокофьев - опытный летчик (по данным газеты "Красная звезда", к 2012 году его налет превышал 2 тыс. часов), освоивший как минимум шесть типов боевых воздушных судов. Но утром 10 октября 2018 года, спустя год после назначения командиром авиадивизии, он допустил ошибку. В этот день офицер должен был выполнить полет на новых самолетах: они недавно поступили на вооружение полка, входящего в дивизию. Для полета Сергей Прокофьев был назначен командиром экипажа, а вторым номером в его машину сел командир авиаполка. Они планировали отработать полет на малых высотах, в том числе сложный пилотаж и элементы воздушного боя. Самолет был исправен, метеоусловия - простые.
Готовясь к вылету, полковник Прокофьев хотел закрыть прозрачный фонарь кабины, но перепутал ручки и вместо этого перевел шасси в положение "убрано". Поначалу ничего не произошло. Тогда летчик все же нашел правильную ручку, закрыл фонарь и начал запуск двигателей. Пока запускался правый мотор, все шло штатно; но после пуска левого давление в гидравлической системе самолета достигло рабочего уровня. Передняя опора шасси сложилась, и носовая часть машины рухнула на бетон.
У самолета пострадали элементы обтекателя и приемника воздушного давления, а также каналы кабелей жизнеобеспечения и связи. Инцидент командование охарактеризовало как "серьезный". 14 марта 2019 года 56-й военный следственный отдел СКР возбудил в отношении полковника уголовное дело по признакам нарушения правил подготовки к полетам (ст. 351 УК РФ, до семи лет лишения свободы). В действиях офицера усматривали нарушения требований Федеральных авиационных правил производства полетов госавиации и руководства по летной эксплуатации самолета.
Но уже в июле 2019 года уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления. В ходе предварительного следствия установили, что полковник не имел отработанных навыков "по безошибочной эксплуатации" этого типа самолета, а у боевой машины нашли "эргономические недостатки": к ним отнесли отсутствие блокировки уборки шасси на земле, а также схожесть двух рычагов. Следователь указал, что полковник Прокофьев не мог предотвратить свою ошибку "в силу несоответствия психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий и нервно-психических перегрузок, имеющих место при подготовке к полету".
По данным суда, представителем Сергея Прокофьева в разбирательстве о взыскании убытков выступил генерал Александр Харчевский - начальник Липецкого авиацентра в 1997-2015 годах, бывший командир пилотажной группы "Соколы России", известный по пилотированию в 2000 году учебно-боевого истребителя с Владимиром Путиным на борту из Краснодара в Грозный и обратно. "Красная звезда" писала, что Сергей Прокофьев ранее занимал должность заместителя генерала Харчевского в Липецком авиацентре. В учреждении полковник был известен как опытный офицер, с угрозой для жизни спасавший авиационную технику и награжденный двумя орденами Мужества.
В суде полковник Прокофьев и генерал Харчевский заявили, что офицер не виноват в нанесении ущерба авиаполку: по их мнению, конструкторы самолета допустили "существенные конструктивные недостатки в оформлении панели, на которой находятся приборы управления". Выяснилось, что рычаги фонаря и крана шасси, которые перепутал Сергей Прокофьев, имеют одинаковую форму, покрашены в один и тот же цвет и расположены рядом.
Суд учел, что по закону "О материальной ответственности военнослужащих" военные, проходящие службу по контракту, несут ограниченную ответственность при причинении ущерба по неосторожности. Факт неосторожности доказывали выводы следствия и административного расследования в полку. В итоге с полковника взыскали только один ежемесячный оклад с надбавкой. Офицер обжаловать решение не стал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Липецкие новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции