TVERIGRAD.RU
26 ноября 2021, 14:31
Небесный рыцарь, или Как внук Героя Советского Союза сотнями спасает жизни людей в Тверской области
Легендарный пилот Александр Бардаков, словно супермен, готов прилететь на помощь и днем, и ночью
- Не представляю себе другую жизнь, другую работу. Спас человека - и на душе спокойно, - пилот Александр Бардаков готовится к вылету и берется за штурвал вертолета. Поступил экстренный вызов - необходимо срочно доставить тяжелобольного человека из отдаленного района в Тверь.
Майор Бардаков - командир Тверского авиационного звена МЧС России. Пилот уже 10 лет возглавляет санавиацию, на его счету сотни спасенных жизней взрослых и детей. За штурвалом вертолета он и днем и ночью, в яркую солнечную погоду, бурю и ненастье. Своей судьбой герой проекта Tverigrad.ru "TVERTEAM. Истории успеха" доказал, что и невозможное возможно, если на кону человеческие жизни.
Дедушка-герой и 479 дней без посадки
С Александром Бардаковым мы встретились на аэродроме в Змеево под Тверью. Пронизывающий ветер покачивал лопасти гиганта - вертолета Ми-8 МТВ, который преданно дожидался своего друга-пилота. Майор - седовласый, улыбчивый, сероглазый - был в коричневой летной кожанке и неизменной фуражкой с залихватской крылатой кокардой.
Этот пилот провел в воздухе 479 дней без посадки (если бы такое было возможно) - у майора 11,5 тысяч часов налета на вертолетах. Опыт просто колоссальный. Но работа пилотом не стала для него рутиной. В 61 год он продолжает грезить небом так, как это было и в детстве.
Любовь к "пятому океану", как еще называют небеса, в семье Бардаковых наследственная. Более того, героизм в их роду тоже наследственен - по мужской линии несколько поколений этого рода занимались спасением людей. Для них - это не работа, не служба, а призвание.
Отец Александра был прокурором и геройски погиб в 1982 году во время взятия банды уголовников. Старшие братья Бардакова - Алексей и Григорий - как и он, боевые пилоты вертолетов.
- Это у нас потомственное, - серьезен Бардаков.
Особая гордость семьи - дедушка. Петр Григорьевич был Героем Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны он летал на многоцелевом биплане По и истребителе Як-3. Во время Минской авиации сбил одного из опытнейших асов Люфтваффе - одного из лучшего "псов Геринга".
Самого деда Александр Бардаков в живых не застал, но пример героического предка определил его судьбу. С детства он знал, что станет пилотом. Ковал свой характер, закалял волю.
- Я готовился в авиацию, в принципе, с рождения. Все детство с братьями проводили на аэродроме, - улыбается майор.
Поэтому и сомнений в том, куда поступать после школы, у Александра не оставалось - вслед за братьями он стал курсантом Сызранского высшего военного авиационного училища.
От войны в Афганистане до участия в Параде Победы
Вспоминая свой первый полет, Бардаков счастливо, молодо смеется - настолько яркими, долгожданными, незабываемыми были впечатления. Это был вертолет Ми-2, пилотирование которым подарило нашему герою ощущение настоящей свободы и неподдельного счастья.
- За свою жизнь я летал на Ми-8, Ми-24 ("Крокодил"), Ка-50 ("Черная акула"), Ка-32, люблю все эти вертолеты, но тот, первый полет, запомнил на всегда. Именно тогда я окончательно осознал, что авиация - мое призвание, моя жизнь, - признается Александр Бардаков.
По окончании училища он попал служить в Каганский вертолетный полк, который в то время дислоцировался в охваченном войной Афганистане. Там пилот Бардаков воевал 1 год и 8 месяцев. Майор неохотно рассказывает о том времени, о том, что ему и его боевым друзьям пришлось пережить, сколько боли и страданий довелось увидеть. Именно в Афганистане проявилось наследственное стремление Бардаковых спасать жизни людей.
Вот лишь один из примеров. В 1981 году Александр Бардаков пилотировал Ми-8 и высадил десантников на площадке за Гератом в сторону Калайи-Нау. При взлете винтокрылый боевой красавец был подбит - пули душманов попали в двигатель и перебили топливопровод.
- Там обрывчик был, взлетели на одном движке, и дальше плато было. По плато "доскакали" до своих, заменили двигатель, а потом эвакуировали десантников, - вспоминает майор.
Другой случай: шел бой, под сильным обстрелом Бардаков посадил свой Ми-8 на горушке, смог высадить свежие силы десантников. Под непрекращающимся огнем пилот вместе со своим экипажем забрал раненных бойцов и смог доставить их в относительную безопасность.
У Александра Бардакова шесть боевых наград, в том числе - орден Мужества. Последний он получил за выполнение задания в Судане. Подробности рассказать не может - информация пока засекречена.
После Афганистана был Торжок - Бардаков стал служить в легендарной вертолетно-пилотажной группе "Беркуты". Там он летал на Ми-24, был правым ведомым. Несколько раз участвовал в летной части Парада Победы в Москве - вместе с другими пилотами мастерски, ювелирно соблюдая строй, пролетал над Красной площадью.
Как майор младенца спасал
Очередной вехой судьбы майора Бардакова стал 2011 год, когда ему предложили возглавить авиационное звено МЧС в Тверской области. Если быть точнее в названиях, то регионального авиационного звена ФГБУ "Жуковский АСЦ МЧС России". Пилот согласился, не раздумывая.
За 10 лет работы авиазвена в Тверской области благодаря Александру Бардакову и его коллегам в Тверской области спасены многие сотни жизни взрослых и детей. Только в 2021 году бортами Ми-8 и Ка-32 (именно эти два вертолета стоят на "вооружении" авиазвена) эвакуировано свыше 150 человек. Многие из них - с тяжелым течением коронавируса.
- В основном Ми-8 это у нас по санитарным рейсам, а Ка-32 - это вылеты по ЧС, по ДТП, по всем остальным задачам. Работаем круглосуточно. Один борт постоянно находится в готовности и днем и ночью. Вылетов очень много, бывает по два-три за день, - рассказывает Александр Бардаков.
С чем приходится сталкиваться пилоту санавиации? К экстренным, ответственным вылетам в любое время суток команда Бардакова готова всегда, этих людей уже трудно чем-либо удивить в плане сложности полетов. В постоянном тонусе их держит ответственность за судьбы пациентов, тех, кого они вместе с бригадами тверских медиков спасают, совершая ежедневные вылеты на вертолетах.
С особенным трепетом Александр Бардаков вспоминает один случай, когда из Твери в Санкт-Петербург на операцию потребовалось срочно доставить младенца.
- Мы ждали этого вылета еще до рождения того мальчика. Роды проходили в тверском перинатальном центре. И вот малыш только-только появился на свет, и его в специальном боксе уже погрузили к нам на борт. Ему был всего час от роду! В Санкт-Петербург мы летели на Ми-8 МТВ около 2,5 часов, там передали младенца в руки врачей. Насколько я знаю, операция прошла успешно, мальчика спасли, - взволнованно вспоминает пилот.
"Это человек, которому можно доверить свою жизнь"
Бравый майор уже стал легендой как среди коллег-пилотов, так и среди медиков, которые летают с ним в составе бригады санавиации. К примеру, фельдшер отделения планово- и консультативной помощи Областной клинической больницы Твери Татьяна Цыбанкова работает с Александром Бардаковым уже 10 лет, и называет его не иначе, как Человеком с большой буквы.
- Когда я летаю с командиром звена Александром Алексеевичем - точно знаю, что приземлюсь, буду цела и невредима. Когда мы доставляем больного вертолетом, то именно от этого человека зависит не только жизнь пациента, но и наши жизни. Я бы, наверное, провела параллель работы летчиков с нашей, когда есть лишь минута, а то и секунда на принятие решения, влияющее на спасение жизни человека. Александр Алексеевич надежен, посадит вертолет в любых условиях, даже там, где нет площадки. Он настоящий герой. Помню, он был единственным, кто согласился лететь спасать пострадавших в ураган. Это тот человек, которому я могу доверить и доверяю свою жизнь, каждый вызов на работе, - с благодарностью говорит о пилоте Татьяна.
Что составляет счастье майора Бардакова, кроме неба и вертолетов? Шесть женщин. Его мама Нина Петровна, супруга Ольга Александровна, дочери Евгения и Алла и две внучки. Старшая дочь Евгения преподает английский и немецкий языки, младшая Алла - кандидат наук, физик-ядерщик.
- Но вертолеты они любят не меньше моего, - смеется пилот.
Александр Бардаков уверен: в современной России для молодежи открыты все возможности. Кем бы молодые не хотели стать - пилотами, врачами, учителями, бизнесменами или артистами - главное учиться, иметь цель в жизни и добиваться ее.
- Надо приносить людям только хорошее, не быть обузой, выполнять то, что тебе предначертано, - считает легендарный пилот....
Авторские права на данный материал принадлежат «TVERIGRAD.RU». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114