Московский авиационный центр
25 июля 2025, 16:57
"70 лет - это почтенный возраст, в котором в небо поднимаются единицы": в профессиональный праздник рассказали о юбиляре авиации экстренного реагирования столицы
В июле бортовому механику пожарного вертолета Андрею Цуркану исполняется 70 лет! Для полетов - это почтенный возраст, в котором в небо поднимаются единицы. Вот и в Московском авиационном центре - это пока уникальный случай. В интервью специалист поделился, как ему удается сохранять великолепную рабочую форму и получать заветный допуск к полетам.
Андрей Цуркан начал свою летную карьеру в 1985 году. За 40 лет безаварийной летной работы бортмеханик освоил 4 типа вертолетов: Ми-2, Ми-8, Ми-24 и Ка-32. Пожары Андрей Цуркан начал тушить в 2006 году - летал в регионах, а в 2017 году устроился в Московский авиационный центр. С тех пор бортмеханик неоднократно принимал участие в ликвидации последствий происшествий на территории столицы и области. Его профессионализм высоко ценят руководство и коллеги, работу авиатора отметили и в Правительстве Москвы - в 2020 году на торжественном вечере "Молодости нашей нет конца" бортмеханику вручили благодарственное письмо Мэра Москвы в номинации "Не бойся, я с тобой". Также Андрей Цуркан награжден ведомственной медалью, не раз поощрялся Департаментом ГОЧСиПБ и руководством Московского авиационного центра.
Работа бортмеханика на пожарном вертолете очень ответственна. Она требует большой концентрации, стрессоустойчивости и оперативности принятия решений в режиме многозадачности. По словам Андрея, "глаза здесь необходимо иметь даже на затылке", чтобы контролировать обстановку на 360 градусов. При работе на пожаре бортмеханик отвечает за безопасный забор воды и эффективный слив, ведь система пожаротушения находится под вертолетом, и пилоты ее попросту не могут видеть. Плюс есть масса тонкостей полетов: высотные здания, встречный ветер, большие клубы дыма при пожаре, в которые нельзя залетать, и многое другое.
"Особенно сложна работа на пожарах в темное время суток. Плохая видимость затрудняет пилотирование, а бортмеханики сталкиваются с эффектом обмана зрения - в темноте расстояние между водосливным устройством и водной гладью кажется существенно меньше. В такие моменты очень важно оценить высоту, доложить командиру, сколько осталось до касания, увидеть, что устройство погрузилось, дать команду на работу. Конечно, здесь и меня, и пилотов выручают приобретенные на постоянных тренировках навыки и немалый опыт за спиной", - рассказал Андрей Цуркан.
На вопрос, как удается сохранять "холодную" голову во время тушения пожаров, вертолетчик сообщил, что в этом всегда помогает слаженная и четкая работа. Все происходит "на автомате": все члены экипажа Московского авиацентра готовы к самым разным ситуациям и не раз покоряли огонь и в черте города, маневрируя между высотными зданиями, и за городом - в лесных массивах и полях. Везде своя специфика, отработанная годами. Каждый специалист на борту воздушного судна, будь то пилот или бортмеханик, знает свою зону ответственности и действует строго по определенной схеме. По словам Андрея Цуркана, во время ликвидации пожара в кабине можно услышать лишь короткие, сосредоточенные команды.
"Для этого мы много тренируемся - и днем, и ночью. А еще постоянно учимся: зачеты сдаем, сезонную подготовку проходим. Плюс у нас нет разделения на определенные дежурные смены. Сегодня я могу летать с одним командиром, завтра - с другим. И, благодаря тому, что мы знаем всех в эскадрилье, неважно, с кем ты заступаешь в смену, - все между собой уже давно сработались", - прокомментировал бортмеханик.
Регулярные проверки знаний, тренировки - все это, конечно, заставляет держаться в тонусе: закаляет память, внимание. Но как же удается 70-летнему юбиляру сохранять острое зрение, выносливость и с легкостью проходить врачебно-летные экспертные комиссии (ВЛЭК) на удивление многих коллег? Андрей Цуркан с радостью поделился секретами своего "летного долголетия".
"Я всегда закалялся и занимался спортом. С детства ходил сразу в несколько секций. Раньше ведь не было телевизоров, гаджетов - мы бегали, играли на улице, соревновались друг с другом и подражали своим спортивным кумирам. Например, мне очень нравился футболист Лев Яшин. Помню, стою на воротах, ловлю мяч, а мне все кричат: "О, Яшин!" Потому что я старался отбивать мяч именно так, как он! (смеется). Потом увлечения спортом продолжились и в армии, где я получил первый разряд по прыжкам с парашютом - на моем счету 470 прыжков - звание "кандидат в мастера спорта по военному троеборью", первые разряды по волейболу и футболу. Понятно, что никаких вредных привычек у меня не было и нет! Сейчас я также продолжаю вести здоровый образ жизни. Например, утро начинаю с точечного массажа лица и тела, потом зарядка минут на 40, бег на свежем воздухе, а после - прохладный душ. Мои прогулки составляют не менее 10 тысяч шагов в день. Еще я 2-3 раза в неделю я обязательно хожу в тренажерный зал, посещаю бассейн и сауну, а закрепляю результат ритуалом парения в русской бане с веником - каждую неделю. Это мой залог здоровья!" - с гордостью рассказал бортмеханик.
Интересно, что особое внимание Андрей уделяет самому первому ритуалу дня - это китайский массаж для нормализации кровообращения, укрепления сосудов, улучшения мозговой деятельности и т.д. Бортмеханик рассказал, что уже давно использует метод, которому научился у одного из своих товарищей - вертолетчиков. Коллега успешно применял его для укрепления своего здоровья, и Андрей Цуркан на собственном опыте убедился, что после точечного массажа проходит сонливость, улучшается настроение, появляются энергия и бодрость. Практикует бортмеханик и иглоукалывание. Говорит, что часто использует процедуру для снятия стресса и решения каких-либо небольших проблем со здоровьем. И, конечно же, вертолетчик тщательно следит за питанием. В его рационе много творога, сыра, овощей и зелени, зато почти нет соли и копченых продуктов:
"Кофе пью только с молоком и не чаще, чем один раз в день, предпочитаю травяные чаи. Ужинать стараюсь до 17.00 и спать не меньше 7-8 часов в день".
Андрей признается, что привычка постоянно двигаться не дает ему спокойно сидеть на месте. Дома его почти не застать. Если выпадает несколько выходных подряд, уезжает с женой в путешествие, изучает соседние города и области. Очень любит экскурсии по Москве и прогулки в столичных парках. Особенно ему нравится усадьба "Царицыно", где, кстати, даже зимой вертолетчик умудряется играть в волейбол. По словам Андрея, спортсмены - любители собираются там, как правило, после обеда. Три часа спорта, а потом приятное дружеское общение за чашкой чая, что надолго заряжает позитивом и усиливает желание жить.
"Надо двигаться, познавать, интересоваться. Сидеть дома, смотреть телевизор - это не для меня. И молодым вертолетчикам рекомендую здоровый образ жизни. Как говорят: "Береги честь и здоровье смолоду!" Больше ходите, двигайтесь, следите за питанием и, конечно, развивайтесь. Относитесь к своей работе ответственно! Изучайте технику, материалы!"
Стоит сказать, что в летном отряде Московского авиационного центра восхищаются неиссякаемым жизнелюбием и высоким профессионализмом бортмеханика. Причем это подчеркивают не только молодые специалисты, но и вертолетчики с большим стажем. Отрадно, что в небо столицы поднимаются специалисты такого уровня.
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114