О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"70 лет - это почтенный возраст, в котором в небо поднимаются единицы": в профессиональный праздник рассказали о юбиляре авиации экстренного реагирования столицы

22 августа в России отмечают День защитников неба Москвы. В праздничный день поговорили с юбиляром авиации экстренного реагирования столицы Андреем Цурканом.

В июле бортовому механику пожарного вертолета Андрею Цуркану исполняется 70 лет! Для полетов - это почтенный возраст, в котором в небо поднимаются единицы. Вот и в Московском авиационном центре - это пока уникальный случай. В интервью специалист поделился, как ему удается сохранять великолепную рабочую форму и получать заветный допуск к полетам.

Андрей Цуркан начал свою летную карьеру в 1985 году. За 40 лет безаварийной летной работы бортмеханик освоил 4 типа вертолетов: Ми-2, Ми-8, Ми-24 и Ка-32. Пожары Андрей Цуркан начал тушить в 2006 году - летал в регионах, а в 2017 году устроился в Московский авиационный центр. С тех пор бортмеханик неоднократно принимал участие в ликвидации последствий происшествий на территории столицы и области. Его профессионализм высоко ценят руководство и коллеги, работу авиатора отметили и в Правительстве Москвы - в 2020 году на торжественном вечере "Молодости нашей нет конца" бортмеханику вручили благодарственное письмо Мэра Москвы в номинации "Не бойся, я с тобой". Также Андрей Цуркан награжден ведомственной медалью, не раз поощрялся Департаментом ГОЧСиПБ и руководством Московского авиационного центра.

Работа бортмеханика на пожарном вертолете очень ответственна. Она требует большой концентрации, стрессоустойчивости и оперативности принятия решений в режиме многозадачности. По словам Андрея, "глаза здесь необходимо иметь даже на затылке", чтобы контролировать обстановку на 360 градусов. При работе на пожаре бортмеханик отвечает за безопасный забор воды и эффективный слив, ведь система пожаротушения находится под вертолетом, и пилоты ее попросту не могут видеть. Плюс есть масса тонкостей полетов: высотные здания, встречный ветер, большие клубы дыма при пожаре, в которые нельзя залетать, и многое другое.

"Особенно сложна работа на пожарах в темное время суток. Плохая видимость затрудняет пилотирование, а бортмеханики сталкиваются с эффектом обмана зрения - в темноте расстояние между водосливным устройством и водной гладью кажется существенно меньше. В такие моменты очень важно оценить высоту, доложить командиру, сколько осталось до касания, увидеть, что устройство погрузилось, дать команду на работу. Конечно, здесь и меня, и пилотов выручают приобретенные на постоянных тренировках навыки и немалый опыт за спиной", - рассказал Андрей Цуркан.

На вопрос, как удается сохранять "холодную" голову во время тушения пожаров, вертолетчик сообщил, что в этом всегда помогает слаженная и четкая работа. Все происходит "на автомате": все члены экипажа Московского авиацентра готовы к самым разным ситуациям и не раз покоряли огонь и в черте города, маневрируя между высотными зданиями, и за городом - в лесных массивах и полях. Везде своя специфика, отработанная годами. Каждый специалист на борту воздушного судна, будь то пилот или бортмеханик, знает свою зону ответственности и действует строго по определенной схеме. По словам Андрея Цуркана, во время ликвидации пожара в кабине можно услышать лишь короткие, сосредоточенные команды.

"Для этого мы много тренируемся - и днем, и ночью. А еще постоянно учимся: зачеты сдаем, сезонную подготовку проходим. Плюс у нас нет разделения на определенные дежурные смены. Сегодня я могу летать с одним командиром, завтра - с другим. И, благодаря тому, что мы знаем всех в эскадрилье, неважно, с кем ты заступаешь в смену, - все между собой уже давно сработались", - прокомментировал бортмеханик.

Регулярные проверки знаний, тренировки - все это, конечно, заставляет держаться в тонусе: закаляет память, внимание. Но как же удается 70-летнему юбиляру сохранять острое зрение, выносливость и с легкостью проходить врачебно-летные экспертные комиссии (ВЛЭК) на удивление многих коллег? Андрей Цуркан с радостью поделился секретами своего "летного долголетия".

"Я всегда закалялся и занимался спортом. С детства ходил сразу в несколько секций. Раньше ведь не было телевизоров, гаджетов - мы бегали, играли на улице, соревновались друг с другом и подражали своим спортивным кумирам. Например, мне очень нравился футболист Лев Яшин. Помню, стою на воротах, ловлю мяч, а мне все кричат: "О, Яшин!" Потому что я старался отбивать мяч именно так, как он! (смеется). Потом увлечения спортом продолжились и в армии, где я получил первый разряд по прыжкам с парашютом - на моем счету 470 прыжков - звание "кандидат в мастера спорта по военному троеборью", первые разряды по волейболу и футболу. Понятно, что никаких вредных привычек у меня не было и нет! Сейчас я также продолжаю вести здоровый образ жизни. Например, утро начинаю с точечного массажа лица и тела, потом зарядка минут на 40, бег на свежем воздухе, а после - прохладный душ. Мои прогулки составляют не менее 10 тысяч шагов в день. Еще я 2-3 раза в неделю я обязательно хожу в тренажерный зал, посещаю бассейн и сауну, а закрепляю результат ритуалом парения в русской бане с веником - каждую неделю. Это мой залог здоровья!" - с гордостью рассказал бортмеханик.

Интересно, что особое внимание Андрей уделяет самому первому ритуалу дня - это китайский массаж для нормализации кровообращения, укрепления сосудов, улучшения мозговой деятельности и т.д. Бортмеханик рассказал, что уже давно использует метод, которому научился у одного из своих товарищей - вертолетчиков. Коллега успешно применял его для укрепления своего здоровья, и Андрей Цуркан на собственном опыте убедился, что после точечного массажа проходит сонливость, улучшается настроение, появляются энергия и бодрость. Практикует бортмеханик и иглоукалывание. Говорит, что часто использует процедуру для снятия стресса и решения каких-либо небольших проблем со здоровьем. И, конечно же, вертолетчик тщательно следит за питанием. В его рационе много творога, сыра, овощей и зелени, зато почти нет соли и копченых продуктов:

"Кофе пью только с молоком и не чаще, чем один раз в день, предпочитаю травяные чаи. Ужинать стараюсь до 17.00 и спать не меньше 7-8 часов в день".

Андрей признается, что привычка постоянно двигаться не дает ему спокойно сидеть на месте. Дома его почти не застать. Если выпадает несколько выходных подряд, уезжает с женой в путешествие, изучает соседние города и области. Очень любит экскурсии по Москве и прогулки в столичных парках. Особенно ему нравится усадьба "Царицыно", где, кстати, даже зимой вертолетчик умудряется играть в волейбол. По словам Андрея, спортсмены - любители собираются там, как правило, после обеда. Три часа спорта, а потом приятное дружеское общение за чашкой чая, что надолго заряжает позитивом и усиливает желание жить.

"Надо двигаться, познавать, интересоваться. Сидеть дома, смотреть телевизор - это не для меня. И молодым вертолетчикам рекомендую здоровый образ жизни. Как говорят: "Береги честь и здоровье смолоду!" Больше ходите, двигайтесь, следите за питанием и, конечно, развивайтесь. Относитесь к своей работе ответственно! Изучайте технику, материалы!"

Стоит сказать, что в летном отряде Московского авиационного центра восхищаются неиссякаемым жизнелюбием и высоким профессионализмом бортмеханика. Причем это подчеркивают не только молодые специалисты, но и вертолетчики с большим стажем. Отрадно, что в небо столицы поднимаются специалисты такого уровня.


Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка