АО "Авиасалон"
6 декабря 2021, 11:31
ЦИАМ - флагман авиационного двигателестроения России
03 декабря 1930 года образован Институт авиационных моторов, получивший впоследствии название Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова
История ЦИАМ тесно связана с историей нашей страны. После окончания Первой мировой войны прогресс в мировом самолетостроении быстро набирал обороты. Однако развитие авиации в Советском Союзе сдерживали не только тяжелые последствия революции и гражданской войны, но и отсутствие в стране собственного авиационного моторостроения. Научно-техническими проблемами этого направления в те годы параллельно занимались в ЦАГИ и Научном автомоторном институте, но такая схема не была эффективной. В этой ситуации группа авиационных специалистов обратилась к руководству СССР, в результате чего вышло решение правительства от 03 декабря 1930 года об объединении винтомоторного отдела ЦАГИ с отделом опытного моторостроения завода №24 им. М.В. Фрунзе и о создании единого Института авиационных моторов (ИАМ). Главная задача, поставленная перед ИАМ - "обеспечение воздушного флота отечественными авиамоторами, которые по своему техническому уровню не должны уступать лучшим мировым достижениям". В 1932 году институт переименован в Центральный институт авиационного моторостроения.
В январе 1935 года основная часть проводимых в институте проектных работ по опытному двигателестроению была передана на серийные моторостроительные заводы, при которых создаются ОКБ. Главной задачей ЦИАМ стало обеспечение промышленности научно-технической и экспериментальной поддержкой и определение перспектив дальнейшего развития двигателестроения. В период Великой Отечественной войны ЦИАМ работал над увеличением мощности и высотности поршневых двигателей боевых самолетов, активно помогал фронту в освоении их ремонта и эксплуатации. В первые послевоенные годы институт практически полностью переключился на воздушно-реактивную тематику. За несколько следующих десятилетий были созданы несколько поколений турбореактивных двигателей, и каждый раз ЦИАМ выступал инициатором и главным разработчиком концептуальных документов, определяющих приоритетные направления национальной технической политики в области авиационного двигателестроения, формировал необходимый научно-технический задел, участвовал в проектировании, испытаниях и доводке изделий, повышении их характеристик в эксплуатации.
В 1970-1980-е годы при значительном вкладе ЦИАМ были созданы такие шедевры отечественного двигателестроения как Д-30Ф6, РД-33, АЛ-31Ф и НК-32. В те же годы институт проводил исследования по изучению криогенных топлив, в качестве которых рассматривались жидкие водород и метан. В 1990-х исследования ЦИАМ привели к прорыву в создании гиперзвуковых двигателей. Всего за более чем 90-летнюю историю в ЦИАМ создано несколько научных школ мирового уровня, определяющих пути развития авиационного двигателестроения на десятилетия вперед.
Вместе со всей страной ЦИАМ пережил и трудные времена последнего десятилетия ХХ века, когда встал вопрос о выживании отрасли в новых экономических условиях. Символом возрождения стал ПД-14 - первый российский авиационный двигатель пятого поколения для нового среднемагистрального самолета МС-21, созданный авиационной промышленностью в тесном сотрудничестве с ЦИАМ и ставший бесспорным прорывом России за последние 40 лет. Первые демонстрационные полеты МС-21-310 с двигателем ПД-14 успешно прошли на МАКС-2021 и стали украшением его летной программы.
Новейшие проекты ЦИАМ также были широко представлены на МАКС-2021. Институт продолжает наращивать компетенции в новом для России сегменте гражданских реактивных двигателей большой тяги - от 24 до 50 тонн. Результатом НИР стало техническое предложение по двигателю ПД-35, в котором дан перечень из 18 критических технологий, необходимых для обеспечения конкурентоспособности будущего двигателя. Не забыты и проблемы создания двигателей для возрождения малой авиации России: ЦИАМ ведет ряд научно-исследовательских работ в этой области, институтом сформирован единый типоразмерный ряд авиационных двигателей, задача которых - полностью закрыть потребности отечественных разработчиков беспилотной и пилотируемой техники. В ближайшем будущем авиационную технику ждет внедрение принципиально новых электроэнергетических концепций и технологий. В более отдаленной перспективе - создание высокоскоростного воздушного транспорта со сверхзвуковой, а затем и гиперзвуковой крейсерской скоростью. Все эти проекты реализуются промышленностью в тесном сотрудничестве с ЦИАМ. Они широко обсуждались специалистами на МАКС-2021 в ходе презентаций и докладов в рамках деловой программы авиасалона.
Прошлое российского авиадвигателестроения, а вместе с ним и всего авиапрома страны, невозможно представить без деятельности ЦИАМ. Но институт не останавливается на достигнутом и на основе глубокого всестороннего прогноза развития науки и техники планирует и проводит фундаментальные и прикладные исследования. Таким образом он закладывает научно-инженерный фундамент для летательных аппаратов, которые будут использоваться в 2030-2050 годах, и которые, несомненно, станут главными событиями авиасалонов МАКС на ближайшие десятилетия....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции