Наука и техника
7 декабря 2021, 18:00
Как можно было построить тысячи бомбардировщиков? Все для фронта!
В годы Отечественной войны бомбардировочные и разведывательные авиаполки фронтовой и морской авиации СССР имели весьма разнообразное вооружение. Это были самолеты отечественного производства Ар-2, По-2, СБ, Су-2, Ту-2, Як-2 и Як-4
В отличие от Североевропейского, Средиземноморского, Тихоокеанского и Китайско-бирманского театров военных действий, Советско-германский фронт был отмечен превосходящей ролью сухопутных войск, а все другие виды вооруженных сил, в том числе и авиация, лишь обеспечивали их действия. Но от ее поддержки часто зависел результат боевых операций, и она должна была располагать соответствующими средствами с достаточно высокими техническими данными.
В годы Отечественной войны бомбардировочные и разведывательные авиаполки фронтовой и морской авиации СССР имели весьма разнообразное вооружение. Это были самолеты отечественного производства Ар-2, По-2, СБ, Су-2, Ту-2, Як-2 и Як-4, а также получаемые от союзников А-20, в сравнительно ограниченных количествах в них были Ил-4 и В-25, но основным ее вооружением стал именно Пе-2 конструкции Владимира Михайловича Петлякова.
Началось!
Двадцать второе июня 1941 г. навсегда стало черным днем нашей истории - гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Война, к которой долго готовились, началась совсем не так, как ожидалось. Из-за объективных трудностей в строительстве вооруженных сил, нехватки ресурсов на это, неудачных обстоятельств, просчетов руководства, далеко не всегда правильных действий на местах, а подчас и прямого вредительства враг смог проломить пограничные линии обороны почти на всех участках от Заполярья до Черного моря и начал стремительное продвижение вглубь нашей страны.
В первых боях советские вооруженные силы понесли тяжелые потери. Пострадала и авиация, на уничтожение которой противник направил значительные усилия, почти парализовав ее действия на многих направлениях. Это положение было необходимо изменить.
Одной из важнейших задач, которые были поставлены перед командованием ВВС Красной Армии и Авиацией Военно-Морского Флота СССР, было нанесение бомбовых ударов по наступающему противнику, местам его сосредоточения в ближнем тылу и по коммуникациям, которые использовались для продвижения войск и их снабжения. Чтобы ее выполнить, необходимо было скорейшим образом восполнить потери.
В 1941 г. основным бомбардировщиком ВВС Красной Армии и Авиации ВМФ оставался созданный в середине 1930-х гг. Туполевым и Архангельским СБ, а перевооружение на новые самолеты этого класса только начиналось. За первую половину 1941 г. Наркомат авиапромышленности сдал 3 901 боевой самолет, из которых более половины, 2 304 машины, составили именно фронтовые бомбардировщики. Причем устаревших самолетов СБ было сделано только 298, и их выпуск закончился, зато советские вооруженные силы получили 167 самолетов Як-4, 218 пикирующих бомбардировщиков Ар-2 и 809 самолетов Пе-2, которые оказались в своем классе на втором месте, уступив совсем немного одномоторным Су-2 - их было выпущено 812.
Основными поставщиками Пе-2 были московские заводы №№ 22 и 39 - они построили 508 и 294 самолета, соответственно, тогда как казанский 124-й завод к 1 июля 1941 г. успел сдать военприемке пять Пе-2, а иркутский 125-й - только два.
Хотя перевод предприятий оборонной промышленности на режим военного времени в СССР начался еще в 1940 г. в связи с обострением обстановки вокруг наших границ, начало войны внесло в их жизнь большие изменения, и они крайне осложнили работу. На первых порах таких негативных обстоятельств было два - закономерно возникшие с началом мобилизации дефициты рабочей силы и транспорта. Так, из-за нехватки вагонов на 1 июня 1941 г. на 22-м заводе скопилось 34 не отправленных на фронт самолета Пе-2 - почти целый полк!
Производство в чрезвычайных условиях
С началом войны в СССР был сформирован чрезвычайный орган власти - Государственный комитет обороны (ГКО), который возглавил И. В. Сталин. Теперь Наркомат авиапромышленности и его глава А. И. Шахурин были подотчетны напрямую ему, минуя Совнарком (правительство СССР) и Госплан и работая по постановлениям ГКО. Это должно было улучшить гибкость и оперативность управления.
Самолетостроительные заводы перешли на сдачу продукции "по бою", т. е. полностью укомплектованной и готовой к немедленному применению. Это потребовало подтянуть снабжение вооружением и съемным оборудованием - раньше это все могло "догнать" самолет на базе конечного получателя.
Уже к вечеру 22 июня значительная часть сотрудников заводов №№ 22 и 39 были уволены в связи с уходом в армию - в первую очередь это коснулось работников основного и вспомогательного производств, а также военприемки. Чтобы не допустить срыва плана, наиболее напряженные участки и цехи были пополнены за счет остальных, на место ушедших на фронт стали набирать пенсионеров, женщин и допризывников. Началось упрощение технологических процессов и контроля качества - исключили значительную часть промежуточных проверок, во многом обязанности военпредов переложили на службы качества заводов. Была урезана программа приемо-сдаточных испытаний агрегатов, комплектующих и готовых самолетов.
Но принятых мер оказалось недостаточно, и всю вторую половину 1941 г. производство Пе-2 не восполняло потерь. В октябре враг был уже на подходе к Москве, и пришлось начать эвакуацию промышленных предприятий города.
9 октября 1941 г. была начата отправка завода № 22 и его конструкторских служб в Казань на территорию завода № 124, который выпускал еще и тяжелые бомбардировщики ТБ-7, а первый свой Пе-2 собрал к 1 мая - еще до войны.
Выпуск Пе-2 становился главной задачей для 124-го и 22-го заводов - их теперь надо сдавать с темпом не ниже, чем давали заводы №№ 22 и 124 в сумме, 12 машин в сутки, для чего выделили лучшие площади в главном производственном корпусе. Вскоре заводы сливают в один под номером 22, а его директором в декабре 1941 г. назначают Ю. Н. Карпова, ранее руководившего 22-м заводом. Но выполнить это требование на новом месте не удалось, что он объяснял чрезвычайной трудоемкостью четырехмоторного ТБ-7, "съедавшего" все ресурсы.
Между тем первая попытка бомбардировок тыловых районов Германии и Берлина тяжелыми ТБ-7 оказалась неудачной. Командование Дальнебомбардировочной авиации предпочитало более удобные в сложившихся обстоятельствах Ил-4, а обстановка требовала сосредоточиться на авиации фронтовой. В конце декабря 1941 г. замнаркома авиапромышленности и начальник 1-го (серийного) главка НКАП Дементьев привез на завод № 22 решение о прекращении выпуска ТБ-7, но устно приказал его продолжать. Директор Карпов оказался в сложном положении - с одной стороны, от него требовали больше Пе-2, с чем он не справлялся, с другой - строить ТБ-7.
Взвесив все "за и против", послушав совета бывшего руководителя 124-го завода Окулова и учтя печальный опыт его предшественника М. М. Кагановича, который застрелился как раз после разговора с начальством по вопросу срыва поставок ТБ-7, Карпов решил попробовать совместить основное производство Пе-2 со строительством хотя бы единичных тяжелых бомбардировщиков.
Неожиданно в декабре 1941 г. поступил еще один приказ - производство Пе-2 на заводе № 22 прекратить и запускать в серию самолет Туполева "103С" 2АМ37 - в Казань прибывали 120 сотрудников 166-го завода с его документацией. И хотя вскоре туполевцы со своими бумагами укатили обратно в Омск, обстановка чехарды на 22-м заводе не прекращалась, сбивая ритм работы - за второе полугодие он сдал 612 серийных Пе-2, показав среднесуточный выпуск вчетверо меньше планового. Всего за 1941 г. завод № 22 построил 1 120 "Пешек", а 124-й до слияния с ним - еще 104, из которых 99 пришлись на вторую половину года.
В октябре-ноябре 1941 г. эвакуируется из Москвы в Иркутск на территорию завода № 125 и второй производитель Пе-2 - завод № 39. Как и в первом случае, предприятия объединяются под "московским" 39-м номером. До этого момента сам иркутский авиазавод успел сдать 144 серийных Пе-2, в том числе 142 - в III и IV кварталах 1941 г., а 39-й завод за тот же период сделал только девять Пе-2, но еще 197 тяжелых истребителей и многоцелевых самолетов Пе-3, а также 44 дальних бомбардировщика Ил-4. Всего за 1941 г. заводы № 39 и 125 сделали 886 и 144 пикировщика Петлякова соответственно, а общий выпуск Пе-2 за этот год по всем заводам составил 1 671 машину.
Воюют и числом тоже
На рубеже 1941-1942 гг. общее наступление противника удалось приостановить, он был отброшен от Москвы, а на некоторых участках фронта советские войска даже попытались развернуть стратегические наступательные операции. Они, как и оборона, были невозможны без поддержки бомбардировочной авиации, и задача наращивания выпуска Пе-2 оставалась в числе важнейших.
Казанский 22-й завод за 1942 г. дал 1 937 самолетов этого типа, более чем в 1,5 раза превысив общий прошлогодний показатель заводов №№ 22 и 124, но все равно заметно не дотянув до первоначально утвержденного плана, который требовал 2 522 машины. В этом году последовала новая попытка сменить в Казани самолеты Петлякова на Ту-2 и расширить постройку ТБ-7, но и она не состоялась, лишь осложнив дело для вновь назначенного директором 22-го завода В. А. Окулова и его коллектива. Иркутский завод при значительном сокращении производства Ил-4 дал за этот год 587 серийных Пе-2 вместо плановых 1 720, добавив, правда, 132 самолета Пе-3 и Пе-3бис.
Естественным спутником тяжелой войны был финансовый кризис, который отразился и на экономике, и на благосостоянии граждан. Само это слово стало совершенно неподходящим для описания уровня их жизни, который опустился до нижней черты бедности. Несмотря на все меры по борьбе со спекуляцией продуктами и предметами первой необходимости, в государственной торговой сети на каждого их не хватало, а на рынке у гражданина на них не хватало денег в кошельке.
И в такой обстановке уже в 1941 г. в Советском Союзе возникло массовое общественное движение сдачи собственных сбережений на производство того, что было нужно фронту - оружия и боевой техники. Сколько всего было построено так орудий, танков и самолетов, сейчас уже никто не скажет, но на народные деньги были сделаны и многие бомбардировщики Пе-2. Такая помощь простых людей и помогла выжить стране и победить в тяжелейшей войне.
Наряду с отсутствием оборотных средств, недостаток которых и восполняли эти пожертвования, основными препятствиями для выпускавших Пе-2 заводов в 1942 г. были дефицит рабочей силы, особенно квалифицированной, материалов, прежде всего дюраля, а также энергоресурсов и технологической оснастки, что вынуждало переходить на малопроизводительный ручной труд. Снижала темп выпуска и необходимость частого внесения изменений в конструкцию самолета с перестройкой технологии, о чем мы скажем ниже. Участились задержки комплектующих изделий их поставщиками, многие из которых также пережили эвакуацию и испытывали те же трудности. Из-за этого поставки Пе-2 в 1942 г. все еще не покрывали потерь.
Только в 1943 г. улучшилось снабжение, в том числе и благодаря поставкам дефицитных материалов из США, восстановились кооперационные связи предприятий и система профессионального обучения рабочего пополнения. Но перед заводом № 39 в этом году была поставлена новая задача пополнения расширяющейся Авиации дальнего действия самолетами Ил-4 и Ер-2 - он завершал выпуск "Пешек", сдав лишь оставшиеся пять Пе-2 и 13 Пе-3, производство которых продолжил только 22-й завод. Он за 1943 г. сделал 2 423 самолета Пе-2 и 18 тяжелых ТБ-7. В 1943 г. сдача Пе-2 наконец превысила их убыль в боевых действиях и учебных полетах и такое положение сохранялось до конца войны.
Выпуск Пе-2 достиг своего пика в следующем 1944 г. - в Казани построили 2944 самолета этого типа, а также 18 тяжелых ТБ-7 и 19 многоцелевых Пе-3бис. А в следующем 1945 г., когда производство военной техники стало сворачиваться, сделали 1 634 серийных Пе-2, в том числе 232 - уже после победы. В этом году в общем "вале" выросла доля учебных самолетов, было также построено несколько опытных "Пешек".
Всего сделали 11 211 серийных Пе-2, из них 10 160 - в военное время, в строевые полки пошло 10 574 машины, остальные поставлялись в учебные части, на экспорт или же использовались для испытаний и опытных целей. Видимо, именно "Пешка" стала самым крупносерийным бомбардировщиком за всю историю советской авиации, а на втором месте - ночной У-2. Число его вооруженных модификаций определить точно невозможно из-за противоречий в документах, но, очевидно, их было как минимум в 1,5 раза меньше. Для сравнения, бомбардировщиков Ту-2 в 1942-1945 гг. было выпущено 1 216, одномоторных Су-2 - менее 900, пикировщиков Ар-2 и ближних Як-2/Як-4 - немногим более чем по 200. Поставлявшиеся из США средние бомбардировщики Дуглас А-20 "Бостон" и Норт Америкен В-25 "Митчелл" также были в СССР гораздо менее многочисленны - их наша авиация получила 3 125 и 862 самолета, соответственно.
Так что за годы Великой Отечественной войны самолетов Пе-2 в СССР было выпущено больше, чем всех остальных наших дневных бомбардировщиков вместе взятых, и именно они вынесли на себе основную тяжесть боевой работы, пришедшейся на долю этого рода нашей авиации в борьбе с врагом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции