АО "Авиасалон"
9 декабря 2021, 11:52
От А-40 "Альбатрос" к Бе-200ЧС "Альтаир": эпоха в отечественной гидроавиации
08 декабря 1986 года совершил первый испытательный полет реактивный самолет-амфибия А-40 "Альбатрос", поразивший мир беспрецедентными для своего класса летными характеристиками
Проработка облика перспективного противолодочного гидросамолета, способного обследовать обширные водные пространства, обнаруживать подводные лодки и поражать их имеющимся у него вооружением, началась в ОКБ Таганрогского машиностроительного завода (ныне ТАНТК им. Г.М. Бериева) в 1972 году. В то время в СССР сложилось неоднозначное отношение к гидроавиации. Необходимость сохранения гидросамолетостроения приходилось доказывать в упорной борьбе с теми, кто считал, что задачи противолодочной борьбы, а также поиска и спасания на море могут выполнять самолеты сухопутного базирования и вертолеты. Все это время не прекращались научно-исследовательские работы по морской тематике в Таганроге и ЦАГИ, однако финансирование перспективных опытно-конструкторских работ по гидроавиации в СССР в те годы было минимизировано.
Для того, чтобы получить государственный заказ на создание нового гидросамолета, перед конструкторами ОКБ была поставлена сложнейшая техническая задача - создать машину, которая по своим летно-техническим характеристикам не уступала бы сухопутным аналогам. В ОКБ стартовали интенсивные работы над проектом нового противолодочного самолета-амфибии "В", получившего затем индекс А-40 и собственное имя "Альбатрос". Новая машина предназначалась для замены в строю морской авиации самолетов Бе-12 и Ил-38. Ее основной задачей должно было стать ведение поиска, слежения и уничтожения подводных лодок противника. Кроме того, А-40 мог бы привлекаться к постановке минных заграждений и авиационных средств гидроакустического противодействия, выполнению поисково-спасательных задач, ведению попутной радио- и радиотехнической разведки, поражению надводных целей.
Исследования моделей с различной аэродинамической компоновкой, проведенные совместно с ЦАГИ, привели к выбору схемы моноплана с высокорасположенным крылом, двухреданной лодки большого удлинения, с Т-образным хвостовым оперением. На концах крыла размещались поплавки, а на пилонах над обтекателями шасси за крылом устанавливались два маршевых двигателя. Крыло большого удлинения, имеющее сравнительно тонкий профиль, умеренную стреловидность и мощную механизацию, обеспечивало экономичность при крейсерском полете и барражировании, а также небольшие взлетно-посадочные скорости. Принятая схема самолета и компоновочные решения позволили достичь аэродинамического качества в 16-17 единиц, что практически соответствовало сухопутным аналогам.
Выкатка из цеха первой опытной машины состоялась 9 сентября 1986 года, 8 декабря того же года "Альбатрос" совершил свой первый полет. Благодаря совместным усилиям "бериевцев", специалистов ЦАГИ и других отраслевых институтов была создана не имеющая аналогов в мире амфибия, которая по аэродинамическому совершенству и летным характеристикам не уступала сухопутным самолетам аналогичной весовой категории и при этом обладала чрезвычайно высокими гидродинамическими характеристиками: мореходные качества А-40 обеспечили возможность его эксплуатации при ветровой волне высотой до двух метров. Уникальность летных характеристик А-40 доказывали его рекордные полеты: всего было установлено 148 мировых рекордов в классах гидросамолетов и самолетов-амфибий по скорости, высоте полета и грузоподъемности.
В начале 1990-х годов "Альбатрос" стал сенсацией на крупнейших авиасалонах во Франции, Англии, Сингапуре. В 1993 году А-40 вместе с самолетами Бе-12П и Бе-32 был представлен на первом Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1993 в Жуковском.
Несмотря на выдающиеся характеристики и очевидную необходимость в современном скоростном и мореходном поисково-спасательном самолете-амфибии, дальнейшая судьба "Альбатроса" сложилась драматично: после развала СССР разработка А-40 была прекращена.
Тем не менее, решения, заложенные при создании А-40, не пропали даром, поскольку его летно-технические характеристики даже спустя почти полвека остаются актуальными. На базе легендарного гидросамолета в разные годы рассматривались варианты создания различных гражданских модификаций. Так разработка уменьшенного аналога А-40 привела к созданию многоцелевого самолета-амфибии среднего класса Бе-200, ставшего наиболее совершенным и эффективным из существующих самолетов-амфибий. Базовая конфигурация самолета предназначена для тушения лесных пожаров, помимо нее планировалось создание пассажирского, транспортного, поисково-спасательного, санитарного и патрульного вариантов. Дальнейшим развитием стало создание многоцелевого самолета Бе-200ЧС для МЧС России, позволяющего помимо пожаротушения решать широкий круг задач по обнаружению очагов чрезвычайных ситуаций, проведению поисково-спасательных работ на воде и в прибрежных зонах.
Сегодня Бе-200ЧС широко используются для тушения лесных пожаров по всему миру: страны, не имеющие в своем арсенале такой техники, просят Россию предоставить ее на сезонной основе. Однако самолеты этого типа, как правило, в это же время активно задействуются в работах на территории России. В связи с этим в настоящее время формируется специализированная эскадрилья Бе-200 для тушения пожаров как в России, так и за рубежом. В состав эскадрильи войдут 22 самолета и вертолета: 10 десять самолетов-амфибий Бе-200ЧС, 10 вертолетов Ка-32А11М и два вертолета Ми-26Т. Поставки воздушных судов начнутся в 2023 году.
МАКС традиционно представляет широкой общественности и профессионалам новейшую авиационную технику. Самолеты-амфибии - редкие гости мировых авиасалонов, но завсегдатаи Международных авиационно-космических салонов и любимцы публики. Уникальным зрелищем является показ Бе-200 в летной программе салона, сопровождаемый сбросом воды, окрашенной в цвета российского триколора. Ждем на МАКС-2023 очередной демонстрации Бе-200, на этот раз в цветах специальной эскадрильи воздушных пожарных!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка
Декабрь 22, 2025
В Североморске демонтируют памятник-бомбардировщик - его реставрируют в Санкт-Петербурге