Красная звезда
10 декабря 2021, 08:03
Романтика полета
Именно после выполнения первой ночной посадки на "Адмирал Кузнецов" он понял, что он - хороший летчик
Освоение техники полетов с борта тяжелого авианесущего крейсера - лишь один эпизод из богатой летной биографии полковника запаса Павла Кретова. Но именно он стал основанием для присвоения Павлу Павловичу звания Героя России.
Путь в небо будущего Героя России начался на Сахалине.
- Еще в школе, помимо занятий греко-римской борьбой, я увлекся авиамоделизмом, - вспоминает полковник запаса Кретов. - Был такой польский журнал Maly modelarz, где публиковали чертежи моделей самолетов из бумаги и картона. Я их наделал штук сто, наверное. В школе также ходил в авиамодельный кружок: в СССР было сильно развито вовлечение детей во внеклассную деятельность - кружки, секции. Сейчас мне кажется, что наша школа не закрывалась круглые сутки, даже не знаю, когда учителя отдыхали.
Поэтому после школы молодому Павлу Кретову была прямая дорога в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков.
- В школе об авиации я читал все, что в руки попадалось. Само собой хотел стать летчиком-испытателем и однажды в одной из книг прочел, что, для того чтобы стать испытателем, надо выучиться на истребителя, - рассказывает Павел Павлович.
Выбор пал на Ейское училище. Во-первых - мне очень хотелось служить именно в морской авиации. К тому же, возможно, выбор в пользу Ейска немного подкорректировали родители: недалеко, в Таганроге жила родня Кретовых. Житейская мудрость в этом была: в те годы соцсетей не было, а письма молодые парни писать не сильно любят, так что наличие родственников неподалеку обеспечивало определенный контроль.
Первым местом службы лейтенанта Кретова стал 846-й отдельный морской имени маршала авиации И.И. Борзова штурмовой авиационный полк, который базировался в поселке Чкаловск под Калининградом.
- Я в Чкаловске отслужил уже шесть лет, когда меня отобрали среди достаточно большого количества кандидатов для полетов на палубных самолетах и перевели в Саки, там начиналась программа обучения на авианосную тематику. Мы стали первыми строевыми летчиками, которые должны были ее освоить, - поделился Павел Павлович.
Казалось, что развал Советского Союза перечеркнул все планы. Морские авиаторы из ушедшего в состав независимой Украины Крыма были вынуждены перебраться на Северный флот.
- Перед нами стояла задача освоить авианосец, и мы его освоили. Командир корабля, будущий адмирал Виктор Ярыгин, перегнал "Адмирал Кузнецов" на Север. И мы начали на нем работать. Время было непростое, но выбора у нас не было…
За плечами у Павла Павловича полеты на десятке моделей боевых самолетов.
- Какой из них вы считаете лучшим? - спрашиваю своего собеседника.
- Это во многом вопрос психологии, - отвечает полковник запаса Кретов. - Для летчика-истребителя всегда лучше тот самолет, который маневреннее, который позволяет решать весь комплекс поставленных задач, почувствовать себя властелином воздуха. Поэтому по мне лучший самолет - Су-27.
Как добавил Павел Павлович, этот самолет потом несколько раз модернизировали, но в Саках он летал еще на самолетах самых первых серий, отмечая при этом, что он тогда был совсем другой, чем сейчас. Су-27 - мечта любого летчика: когда самолет послушный, когда точно выполняет твои команды, чувствуешь себя в воздухе полностью уверенно.
У полковника запаса Павла Кретова тысячи часов налета. Выбрать из этих тысяч часов наиболее запоминающийся эпизод достаточно сложно. Но возможно:
- Всех случаев не перескажешь. К примеру, однажды над Черным морем у меня случился полный отказ приборно-навигационного оборудования. Страху я тогда натерпелся - мама не горюй: на юге же ночью так темно, что хоть глаз выколи! Даже вспоминать не хочется. Но то, что, наверное, я хороший летчик, почувствовал после совершения первой ночной посадки на "Адмирал Кузнецов". Это очень трудно и с профессиональной точки зрения, и с психологической. Очень трудно! Далеко не каждый способен ее освоить…
Сегодня, несмотря на исполнившиеся 7 декабря 63 года, Павел Павлович активно летает на спортивных самолетах и передает молодежи свой летный опыт и любовь к авиации.
- К сожалению, сейчас молодежь все меньше интересует авиационная тематика. Полеты на самолетах вошли в нашу жизнь как обыденность, повседневность, нечто рядовое, - делится Герой России. - За этим теряется романтика, притягательность авиационной профессии. С другой стороны, я стараюсь поддерживать контакты с теми детьми, которым авиация действительно интересна, с теми, кто хочет стать если не летчиком, то авиационным инженером. Если есть такая возможность - помогаю. Ведь авиация это не только летчик: в боевой авиации работу каждого пилота обеспечивают 20-30 человек обслуживающего персонала. И каждый из них должен любить свою профессию, четко делать свою работу, ведь от их действий не меньше, чем от летчика, зависит выполнение поставленной задачи.
- Я летаю в гвардейском аэроклубе, где представлены Як-18, "Синтал", "Икарус". Они легкие, продуваемые ветром - как раз для романтики! Это отлично - в аэроклубе много ребят, в том числе совсем маленьких. Они с детства увлекаются авиацией, и это идет с ними по жизни. С ходу могу назвать троих мальчишек, которые уже стали как летчиками гражданской авиации, так и военной, и теперь эта романтика, которую дали им полеты на легкомоторных самолетах, останется с ними до конца жизни!
День рождения для Героя России Павла Кретова - не повод отказаться от встречи с детьми в одной из школ Калининграда. "Дети - это святое!" - считает он. Ведь если удастся зажечь в глазах у мальчишек огонь романтики неба, то будущее российской авиации будет ясным, как синь, в которую уходят самолеты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114