О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Романтика полета

Именно после выполнения первой ночной посадки на "Адмирал Кузнецов" он понял, что он - хороший летчик

Именно после выполнения первой ночной посадки на "Адмирал Кузнецов" он понял, что он - хороший летчик.

Освоение техники полетов с борта тяжелого авианесущего крейсера - лишь один эпизод из богатой летной биографии полковника запаса Павла Кретова. Но именно он стал основанием для присвоения Павлу Павловичу звания Героя России.

Путь в небо будущего Героя России начался на Сахалине.

- Еще в школе, помимо занятий греко-римской борьбой, я увлекся авиамоделизмом, - вспоминает полковник запаса Кретов. - Был такой польский журнал Maly modelarz, где публиковали чертежи моделей самолетов из бумаги и картона. Я их наделал штук сто, наверное. В школе также ходил в авиамодельный кружок: в СССР было сильно развито вовлечение детей во внеклассную деятельность - кружки, секции. Сейчас мне кажется, что наша школа не закрывалась круглые сутки, даже не знаю, когда учителя отдыхали.

Поэтому после школы молодому Павлу Кретову была прямая дорога в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков.

- В школе об авиации я читал все, что в руки попадалось. Само собой хотел стать летчиком-испытателем и однажды в одной из книг прочел, что, для того чтобы стать испытателем, надо выучиться на истребителя, - рассказывает Павел Павлович.

Выбор пал на Ейское училище. Во-первых - мне очень хотелось служить именно в морской авиа­ции. К тому же, возможно, выбор в пользу Ейска немного подкорректировали родители: недалеко, в Таганроге жила родня Кретовых. Житейская мудрость в этом была: в те годы соцсетей не было, а письма молодые парни писать не сильно любят, так что наличие родственников неподалеку обеспечивало определенный контроль.

Первым местом службы лейтенанта Кретова стал 846-й отдельный морской имени маршала авиации И.И. Борзова штурмовой авиационный полк, который базировался в поселке Чкаловск под Калининградом.

- Я в Чкаловске отслужил уже шесть лет, когда меня отобрали среди достаточно большого количества кандидатов для полетов на палубных самолетах и перевели в Саки, там начиналась программа обучения на авианосную тематику. Мы стали первыми строевыми летчиками, которые должны были ее освоить, - поделился Павел Павлович.

Казалось, что развал Советского Союза перечеркнул все планы. Морские авиаторы из ушедшего в состав независимой Украины Крыма были вынуждены перебраться на Северный флот.

- Перед нами стояла задача освоить авианосец, и мы его освоили. Командир корабля, будущий адмирал Виктор Ярыгин, перегнал "Адмирал Кузнецов" на Север. И мы начали на нем работать. Время было непростое, но выбора у нас не было…

За плечами у Павла Павловича полеты на десятке моделей боевых самолетов.

- Какой из них вы считаете лучшим? - спрашиваю своего собеседника.

- Это во многом вопрос психологии, - отвечает полковник запаса Кретов. - Для летчика-истребителя всегда лучше тот самолет, который маневреннее, который позволяет решать весь комплекс поставленных задач, почувствовать себя властелином воздуха. Поэтому по мне лучший самолет - Су-27.

Как добавил Павел Павлович, этот самолет потом несколько раз модернизировали, но в Саках он летал еще на самолетах самых первых серий, отмечая при этом, что он тогда был совсем другой, чем сейчас. Су-27 - мечта любого летчика: когда самолет послушный, когда точно выполняет твои команды, чувствуешь себя в воздухе полностью уверенно.

У полковника запаса Павла Кретова тысячи часов налета. Выбрать из этих тысяч часов наиболее запоминающийся эпизод достаточно сложно. Но возможно:

- Всех случаев не перескажешь. К примеру, однажды над Черным морем у меня случился полный отказ приборно-навигационного оборудования. Страху я тогда натерпелся - мама не горюй: на юге же ночью так темно, что хоть глаз выколи! Даже вспоминать не хочется. Но то, что, наверное, я хороший летчик, почувствовал после совершения первой ночной посадки на "Адмирал Кузнецов". Это очень трудно и с профессиональной точки зрения, и с психологической. Очень трудно! Далеко не каждый способен ее освоить…

Сегодня, несмотря на исполнившиеся 7 декабря 63 года, Павел Павлович активно летает на спортивных самолетах и передает молодежи свой летный опыт и любовь к авиации.

- К сожалению, сейчас молодежь все меньше интересует авиационная тематика. Полеты на самолетах вошли в нашу жизнь как обыденность, повседневность, нечто рядовое, - делится Герой России. - За этим теряется романтика, притягательность авиационной профессии. С другой стороны, я стараюсь поддерживать контакты с теми детьми, которым авиация действительно интересна, с теми, кто хочет стать если не летчиком, то авиационным инженером. Если есть такая возможность - помогаю. Ведь авиация это не только летчик: в боевой авиации работу каждого пилота обеспечивают 20-30 человек обслуживающего персонала. И каждый из них должен любить свою профессию, четко делать свою работу, ведь от их действий не меньше, чем от летчика, зависит выполнение поставленной задачи.

- Я летаю в гвардейском аэроклубе, где представлены Як-18, "Синтал", "Икарус". Они легкие, продуваемые ветром - как раз для романтики! Это отлично - в аэроклубе много ребят, в том числе совсем маленьких. Они с детства увлекаются авиацией, и это идет с ними по жизни. С ходу могу назвать троих мальчишек, которые уже стали как летчиками гражданской авиации, так и военной, и теперь эта романтика, которую дали им полеты на легкомоторных самолетах, останется с ними до конца жизни!

День рождения для Героя России Павла Кретова - не повод отказаться от встречи с детьми в одной из школ Калининграда. "Дети - это святое!" - считает он. Ведь если удастся зажечь в глазах у мальчишек огонь романтики неба, то будущее российской авиации будет ясным, как синь, в которую уходят самолеты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка