Бизнес России
13 декабря 2021, 17:34
Искусство создания легких самолетов
Один из старейших авиапроизводителей РФ, Смоленский авиационный завод специализируется на создании легких самолетов различного назначения
Страницы славной истории
У предприятия славная, насыщенная знаковыми событиями история, которая отражает историю всей страны. С самого основания в 1926 г. авиазавод начал интенсивную работу по ремонту самолетов и двигателей, созданию в том числе экспериментальных моделей, осваивал серийный выпуск новых летательных аппаратов.
Грандиозные планы авиастроителей сорвала Великая Отечественная война. Предприятие эвакуировали, коллектив начал строить боевые самолеты в Куйбышеве. Смоленский завод был разрушен до основания, из 23-х производственных зданий не осталось ни одного. Но уже весной 1944-го специалисты под открытым небом наладили ремонт самолетов Ил-2, Ла-5, Як-7, Ла-7, восстановленные машины улетали прямо на фронт.
После Победы СмАЗ начинает производить аэродромное оборудование, быстро расширяется и продолжает активно участвовать в развитии отечественной авиации. За освоение выпуска новой техники в 1971 г. завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Во времена СССР смоленское предприятие наряду с Саратовским авиазаводом стало площадкой для серийного производства разработок прославленного КБ А.С. Яковлева (спортивные Як-18Т, пассажирские Як-42). Так, в 1972 г. завод оперативно наладил выпуск самолета Як-18Т, совершившего первый полет в мае 1973-го. До 1983 г. было создано более 500 машин - они эксплуатировались всеми летными училищами гражданской авиации.
Тесное партнерство с коллективом КБ Яковлева, талантливыми специалистами ОКБ А. Я. Березняка, В. М. Мясищева, участие в 1980-х в программе многоразового воздушно-космического самолета "Буран" позволило предприятию накопить огромный опыт постройки авиационной техники.
Несмотря на все трудности 90-х, завод остался конкурентоспособным и смог заняться собственными разработками. Авиастроители продолжали ремонт и техобслуживание уже выпущенных лайнеров, поставку комплектующих для других авиапредприятий.
Войдя в 2004 г. в состав Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" - крупнейшей интегрированной оборонной структуры, СмАЗ вышел на качественно новый этап развития. Вот лишь несколько его достижений в составе КТРВ.
Летом 2004 г. были проведены испытания 6-местного гидросамолета СМ-92 на поплавковом шасси, обеспечивающем посадку на воду, и СМ-92 - амфибийного варианта (с возможностью посадки на грунтовые аэродромы и неподготовленные площадки). В 2006 г. завод выиграл конкурс на производство самолетов первоначального обучения, заключил контракты на поставку Як-18Т 36 серии летным училищам.
В 2008-м самолет СМ-92Т был сертифицирован для пассажирских перевозок. В мае 2009 г. создано совместное российско-чешское предприятие CONSUL group of companies s.r.o. с участием фирмы Orbis Avia (Чехия).
В феврале 2012 г. предприятие возглавил Сергей Никольский, профессионал высокого класса, опытный, умелый руководитель, и, безусловно, с его приходом СмАЗ получил новый импульс развития. Завод начал приобретать передовое оборудование и технологические линии по госпрограммам и за счет собственных средств, был сделан большой шаг по обновлению станочного парка. По словам генерального директора, удалось создать эффективную команду, которая стала основой всего коллектива - крепкого, трудоспособного, нацеленного на успех.
Осваивая новые рынки
Основные направления работы завода - это серийное производство изделий, разработанных на предприятиях КТРВ, изготовление по индивидуальным заказам самолетов малой авиации типа Як-18Т, СМ-92 "Финист", СМ-92Т "Турбо-Финист", техобслуживание Як-18Т, изготовление запчастей для Як-40, Як-42. Сегодня СмАЗ планирует выполнять оборонные заказы по производству уникальной, специальной авиационной техники, продолжает работу по развитию малой авиации.
- Наши перспективные разработки можно использовать для санавиации и противопожарных мероприятий, в качестве самолета-разведчика, - рассказал генеральный директор АО "СмАЗ" Сергей Никольский в интервью газете "Рабочий Путь" от 17.02.2021 г. - Россия с ее огромной территорией, труднодоступными районами не может прожить без малой авиации.
Обладая богатым опытом в отрасли, высококлассными кадрами и современным оборудованием, завод имеет серьезный потенциал для уверенного движения вперед. Сегодня смоленцы осваивают инновационные технологии и выпуск принципиально новых изделий.
Так, на предприятии разработаны и созданы товары для гражданского рынка. Например, индукционный перегреватель пара "ИПП-200СмАЗ", который способен из подготовленной для котлоагрегатов воды за считаные минуты вырабатывать водяной пар температурой до 600 °С. Специалистам известно, насколько трудно достичь таких значений.
Агрегаты предназначены для обеспечения водяным паром низкого давления и высокой температуры технологического оборудования пищевой, фармацевтической, химической промышленности. Они могут быть востребованы в медучреждениях, ковидных госпиталях, бактерицидных камерах. Ожидается, что продукция найдет применение в самых разных сферах, включая строительство, лесозаготовку и сельское хозяйство, ЖКХ и нефтепереработку. Пароперегреватель уже готов к серийному производству.
Еще одна новинка - параплазменное горелочное устройство с внутрицикловой газификацией топлива. Это инновационный продукт АО "СмАЗ" и Донского государственного технического университета, с которым завод в июне 2021 г. подписал договор о сотрудничестве. Производитель намерен выйти на гражданский теплоэнергетический рынок и занять свою нишу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
.png)