Российская газета
17 декабря 2021, 17:41
Готовность на взлет
Уходящий год для "Пермских моторов" стал успешным как в плане модернизации производства, так и в части работы по освоению новых двигателей
Одним из прорывных проектов стало создание центра специализации "Валы ГТД". Он реализуется в рамках комплексной программы Объединенной двигателестроительной корпорации и предусматривает организацию замкнутой цепочки производства валов.
Что такое вал газотурбинного двигателя? Эту сложнейшую деталь можно сравнить с позвоночником, на котором крепятся все узлы и сборочные единицы мотора.
Центр специализации "Валы ГТД" расположился на двух производственных площадках "Пермских моторов". Одна из них - участок механической обработки. Большой реконструированный цех, оснащенный самым современным оборудованием, где участие человека в производственном процессе сведено к минимуму. Здесь в основе производства - уникальная роботизированная ячейка на базе двух (а в будущем - четырех) обрабатывающих центров. Ее особенность в том, что все вспомогательные процессы, которые раньше выполнял оператор, теперь будут происходить в автоматическом режиме.
Работа этого оборудования завораживает: между складскими площадями и огромными токарными станками, на которых происходит обработка валов, действует внушительных размеров робот. Он, меняя различные манипуляторы (под размер деталей), перемещает заготовки, отправляет на склад готовую продукцию, устанавливает приспособления и крупногабаритный расточной инструмент. Ячейка способна работать 24 часа в сутки. Благодаря введению ее в эксплуатацию существенно сократится цикл обработки валов и количество дефектов, возникающих под влиянием человеческого фактора.
- Это масштабный и престижный проект для нас: до сих пор в России ни на одном предприятии не был внедрен комплекс автоматизированного оборудования по производству таких габаритных деталей, как валы, - пояснил исполнительный директор АО "ОДК-Пермские моторы" Сергей Харин. - Пиковая пропускная способность составляет 1500 штук в год. На такие объемы завод планирует выйти к 2030 году. Сейчас на "Пермских моторах" выпускается порядка 300 валов в год. Валы необходимы не только для серийных моторов, но и для перспективных двигателей ПД-14, ПД-8, ПД-35, которые создаются в большой кооперации предприятий ОДК.
Об одном из авиационных двигателей - ПД-14 - стоит упомянуть отдельно. Он современнее своего предшественника ПС-90А и предназначен для нового российского самолета МС-21. В 2021 году опытный самолет с пермскими двигателями показал свои возможности на ведущих авиасалонах мира - на МАКСе в Жуковском и в ОАЭ на Dubai AirShow.
На сегодняшний день выдан сертификат типа на двигатель ПД-14, а завод получил одобрение его серийного производства. Цикл производства и испытаний полностью освоен по всем предприятиям ОДК.
На "ОДК-ПМ" производится газогенератор и осуществляется финальная сборка двигателя ПД-14. Узлы компрессора низкого давления, бустер, диск вентилятора и корпус вентилятора изготавливает "ОДК-Сатурн" (Рыбинск), турбину низкого давления и лопатку вентилятора делает "ОДК-УМПО" (Уфа), коробку приводов и центральный привод - ПК "Салют" (Москва), реверсивное устройство - ПЗ "Машиностроитель" (Пермь).
Премьер-министр России Михаил Мишустин, посетивший предприятие в первой декаде декабря, отметил, что на федеральном уровне принят ряд решений о дальнейшем развитии авиационного двигателестроения.
- Создан первый российский двигатель нового поколения - ПД-14. Он станет достойной альтернативой иностранному аналогу на новейшем пассажирском самолете МС-21, - сказал председатель правительства. - Сейчас важно ускорить выход на рынок самолета с отечественным двигателем, и на эти цели в федеральном бюджете заложено около 50 миллиардов рублей.
Также правительство выделит в текущем году дополнительно 44,6 миллиарда рублей на разработку и производство уникального двигателя большой тяги ПД-35.
- Ничего подобного в нашей стране еще никогда не создавалось. Это прорывные технологии, которые откроют новые возможности для развития направления перспективных широкофюзеляжных, а также тяжелых и сверхтяжелых транспортных самолетов, - подчеркнул Михаил Мишустин.
Он также заявил о необходимости разработки программы послепродажного гарантийного обслуживания авиатехники и поручил министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову разработать дорожную карту поставок самолетов МС-21 с двигателями ПД-14 на ближайшие десятилетия....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
