Наука и техника
22 декабря 2021, 09:01
"Предсказывать неисправности" F-35. Новая бортовая информационная система технического состояния истребителя
Не так давно аудиторы Пентагона заявляли, что истребители ВВС США F-35 из-за нехватки запасных частей не могут летать почти 30% времени
ODIN будет предоставлять пилотам оперативную информацию о техническом состоянии и боевой эффективности истребителя, а также логистические данные о доступе к комплектующим для обслуживания и ремонта F-35. В отличие от ее предшественницы ALIS, ODIN можно настроить не только на выполнение функций технического обслуживания, но и на обработку, управление данными и передачу информации о воздушных судах. Первое, что бросается в глаза при сравнении двух систем - это натурально миниатюрные массогабаритные характеристики ODIN, который помещается в два чемодана "ручной клади" массой примерно по 30 кг. В то же время ALIS имеет сервера в рост человека, которые требуют отдельного источника питания и весит все это хозяйство более 800 фунтов (363 кг). ODIN отличается от ALIS еще и тем, что его разработкой и использованием руководит уже не производитель, а офис программы. ODIN - новая система, и она использует преимущества более современных технологий, таких как эффективные инструменты разработки программного обеспечения (ПО), которые ускоряют работу приложений. Новые приложения проще в использовании, обслуживании и обновлении.
Будучи высокоскоростной диагностической компьютерной системой, ODIN способна выполнять ряд важнейших функций. Одной из них является техническое обслуживание на основе условий, при котором бортовые датчики и компьютеры контролируют системы полета - например, обороты двигателя или охлаждение. ODIN также будет проверять состояние компонентов бортового программного и аппаратного обеспечения самолета, таких как авионика и другая электроника.
Система ODIN опережает события, предсказывая потенциальные неисправности, чтобы сделать самолет безопасным и упростить ремонт и техническое обслуживание. Более того, подобная диагностическая или предиктивная компьютерная система снижает риск возникновения неисправностей в полете, которые могут привести к эксплуатационным проблемам. Необходимо отслеживать работоспособность и надежность двигателей, электроники и систем охлаждения, а также технологий доставки оружия. Это позволяет оптимизировать процесс ремонта и технического обслуживания таким образом, чтобы обеспечить стабильность всех показателей, а также сэкономить деньги за счет стабилизации цепочки поставок. Конечно, вопросы, связанные с поддержкой и эксплуатационными расходами F-35, никуда не денутся. Тем не менее, если ODIN обеспечит достаточный уровень предсказуемости и планирования поставок для снижения затрат, ситуация заметно улучшится, считают разработчики.
Критики F-35 не утихают. Программа по его созданию стартовала в 2001 году, и, по данным Пентагона, проект в целом обойдется в $1,3 трлн. Специалисты строили прогнозы, что F-35 станет основным типом боевого самолета в США и западных странах до 2065 года. Американские эксперты в области аэронавтики и эксплуатации военных самолетов подсчитали, что полная стоимость создания и обслуживания каждого F-35 за все то время, которое он будет в строю, составит $670 млн. Гора золота весом с этот самолет стоит меньше....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции