Новый Омск
27 декабря 2021, 15:06
"Лететь из Омска в Горный Алтай через Барнаул - все равно, что в Москву через Новосибирск" - Сергей Круглов о работе омского аэропорта
По просьбе "НО" гендиректор ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск" Сергей Круглов, возглавлявший аэропорт Омска в 1994 - 2009 годах, подвел итоги работы обоих предприятий
Сергей Федорович, как закончился этот год для вашего предприятия? В ноябре вы преодолели рубеж в 300 тыс. пассажиров. Это, как я понимаю, хороший показатель для аэропорта Горно-Алтайска?
- Год закончился очень хорошо. Поставили очередной отраслевой рекорд по приросту пассажиропотока в аэропорту. В этом году мы его более чем удвоили. Естественно на такой результат оказала воздействие и пандемия с закрытием границ, в результате чего россияне начали осваивать российские курортные места для своего отдыха, к которым, конечно же, относится и Республика Алтай. Хотя и в доковидном 2019 году при полностью открытых границах мы приросли на 65%, тогда как отрасль росла почти в десять раз меньшими темпами - только 6,9%, и в ковидном 2020-м приросли на 44,9%, при среднеотраслевом падении на 41,7%. Так что грех жаловаться. Нам в этом году удалось переманить к себе национального перевозчика Аэрофлот, забрав его у Барнаула, причем в летний период он летал к нам по два рейса в сутки и утром и вечером. Довели, таким образом, количество авиакомпаний на московском направлении до пяти. Для города с населением в 70 тысяч человек, считаю очень даже не плохой результат. Что бы было понятнее, что такое 320 тыс. пассажиров для Горно-Алтайского аэропорта поясню: если пересчитать наш объем авиаперевозок в такой же пропорции к численности населения Омска, то в Омском аэропорту он должен быть более 5 млн. пассажиров в год. За пять последних лет пассажиропоток у нас вырос в шесть раз. Это рекорд отрасли, как по темпам роста, так и по продолжительности этого роста.
Именно поэтому в наступающем новом году начнем строительство нового аэровокзального комплекса, включающего терминалы для внутренних и международных авиалиний. Из существующих, хоть и абсолютно новых, производственных мощностей мы уже давно выросли. Никто не ожидал, что за такой короткий срок, новый аэропорт Горно-Алтайска достигнет такого пассажиропотока. Всего пять лет назад мы отставали от своих ближайших соседей Новокузнецка, Барнаула, Томска и Кемерово по пассажиропотоку в 4-10 раз, а в этом году всего лишь на 10-53%. Скоро догоним. Задача на следующую пятилетку войти в тройку аэропортов Западной Сибири, оставив впереди только Толмачево и Омск. Причем Омск оставляем впереди ненадолго. И это стратегия нашего развития. Причем абсолютно реальная. Приведу пример, это подтверждающий: в 2016 году пассажиропоток в Томске был 541 220 человек, а в Горно-Алтайске 57 974, меньше почти в 10 раз. А за 9 месяцев текущего года 342 844 и 266 715 соответственно. Разница всего лишь 28%. А с Омском у нас сегодня разница не в 10 раз, а всего лишь 4,5 раза. Но темпы роста у нас несоизмеримо выше.
Общаетесь ли вы, кстати, с руководством омского аэропорта?
- Практически не общаемся. По разным причинам. Мне до сих пор не понятно, почему руководству аэропорта не удается убедить руководство региона, которому и принадлежит это предприятие, наращивать объемы субсидирования авиамаршрутов из областного бюджета. Ведь половину этих субсидий, на паритете, выделяет федеральный бюджет, а та часть, которая выделяется региональным бюджетом, практически полностью возвращается за счет платы авиакомпаний за наземное обслуживание в аэропорту. А резкое увеличение субсидированных перевозок приведет к развитию конкурентной среды в аэропорту и, как следствие, к снижению тарифов для пассажиров, что в свою очередь приводит к увеличению количества этих самых пассажиров и резкому росту как объемов перевозок, так и прибыли предприятия. А собственник его - Омская область. Таким образом, субсидии возвращаются в областной бюджет как за счет роста налоговых поступлений, так и в виде дивидендов. Так это работает.
Субсидирование авиаперевозок из областного бюджета, тогда, когда область является собственником аэропорта, - это не траты денег из бюджета. Это перекладывание денег из одного кармана в другой. Бюджет не страдает, а только выигрывает. Правда, в свое время не нужно было продавать Топливозаправочный комплекс (ТЗК) аэропорта, так как это один из основных источников прибыли авиапредприятия. Решение о продаже было принято человеком, далеким от экономики аэропортовой деятельности. Экономическая эффективность аэропорта стала другая. Маленький аэропорт Горно-Алтайска, как пример, в прошлом году получил прибыль в пять раз больше, чем аэропорт миллионного Омска.
Обсуждается ли вопрос о возобновлении прямых рейсов из Горно-Алтайска в Омск? В этом году вылетов по этому маршруту нет, зато из Омска летают самолеты в Барнаул. Неужели это более востребованное направление?
- Мне, кстати, тоже не понятно, почему прекратили субсидировать рейс на Горно-Алтайск, а предпочли, почему-то Барнаул. Интересно, чья это идея. Кого туда возить? Лететь отдыхать в Горный Алтай через Барнаул - это все равно, что лететь в Москву через Новосибирск. И неудобно по времени в пути, и намного дороже. Какой уж тут пассажиропоток.
Рейсы нужно открывать туда, куда есть спрос. Показатели пассажиропотока Горно-Алтайска и Барнаула отчетливо показывают, куда летать предпочтительнее. Кстати так и получилось, - отсутствием загрузки рейса на Барнаул авиакомпания решила его отменить. А омичи остались без прямого рейса на Горно-Алтайск для отдыха здесь как летом, так и зимой, на всесезонных и горнолыжных курортах республики Алтай.
В Омске впервые за долгие годы появилась базовая авиакомпания, вернее сразу две. Мы слышали высказывания властей на этот счет - появятся новые прямые рейсы в регионы (минуя Москву), а конкуренция будет способствовать снижению стоимости билетов. Хотелось бы узнать и мнение специалиста, человека "изнутри" - это действительно такое значимое событие для Омска?
- А вот тут молодцы. В аэропорту миллионного города не иметь своей базовой авиакомпании просто не прилично. В свое время игрушки областного руководства с авиакомпанией "Омскавиа" привели к тому, что город остался без базового авиаперевозчика. А это очень плохо. Так что эта новость очень хорошая, поздравляю. А даст это жителям региона расширение географии полетов и снижение тарифов. А аэропорту увеличение объемов работ и рост прибыли. Это абсолютно очевидно.
В следующем году в Омске состоится молодежный чемпионат мира по хоккею - в город прилетят сотни участников и болельщиков. При этом глобальных трансформаций в нашем аэропорту, судя по всему, не будет - расширить терминал за такой короткий срок, по словам гендиректора аэропорта, невозможно. Как думаете - реально ли беспроблемно принять такое количество пассажиров? Что для этого нужно сделать?
- Любой аэропорт всегда должен иметь свою стратегию развития, исходя из темпов роста пассажиропотока и прогноза по его увеличению. Удивляет другое. Меняются губернаторы, меняются генеральные директора аэропорта, а грамотной стратегии развития в Омском аэропорту нет. Давно уже, и не только специалистам, стало понятно, что аэропорта Федоровки не будет никогда. Ни с технической точки зрения, ни с экономической, это не реально. Не буду вдаваться в подробности, но это было ясно еще двадцать лет назад, о чем черным по белому написано в "Отчете о техническом состоянии строящегося объекта аэропорт Омск-Федоровка", выполненном специализированным институтом "ЛенАэропроект" в далеком 2001 году. Резюме этого документа однозначно - все построенные там объекты подлежат сносу, включая взлетно посадочную полосу. Прошло после этого заключения 20 лет, и почему там, что то должно улучшится? Конечно же нет. Там сейчас полуразрушенные здания и вокруг болото. Какая уж тут стройка.
А попытки продолжать декларировать, что "мы будем строить Федоровку, что у нас есть куча инвесторов" и привели к тому, что стратегии развития предприятия в Омском аэропорту нет. Если бы я в свое время слушал и поддерживал все эти дилетантские прожекты местных властей, Омский аэропорт не получил бы, например, статус международного в 1997 году. Тоже ведь говорили: "Зачем? Вот достроим Федоровку она и будет международным аэропортом, а здесь незачем зря напрягаться" .
Или с проведением реконструкции аэровокзала, которую мы начали в 2005 году. Тогдашний губернатор Полежаев прессовал, не давал проводить реконструкцию вплоть до возбуждения уголовных дел. Но мы ее все равно сделали. А повелись бы на эти посылы про Федоровку, что бы было? А ничего. За рубеж, даже в соседний Казахстан, летали бы из Новосибирска, и вместо нового современного аэровокзала ютились бы в старом, семидесятого года постройки, терминале, ожидая, как та старуха у разбитого корыта, окончания строительства Омск-Федоровки.
Активнее тут надо быть, прежде всего, руководителю аэропорта. Чаще и настойчивей нужно разъяснять местным властям целесообразность или наоборот пагубность тех или иных их предложений. И если вы специалист, то это не только ваше право, но и ваша обязанность это делать. А стоять с полотенчиком на руке в позе "чего изволите" - это плохая помощь губернатору. Более того, это медвежья ему услуга. Что и получили в итоге на сегодняшний день. Нет ни плана развития, ни как следствие самого развития.
На прошлой неделе в телеграме появилась информация о том, что ваш сын якобы вынужден был за бесценок продать помещение бизнес-зала в омском аэропорту Олегу Селиверстову. Можете ли прокомментировать этот слух?
- Слухи я вообще не комментирую, а тем более такие бредовые. Да, я читал в интернете откровения бывшего работника аэропорта Головина, который судится со своим работодателем. Головин там утверждает, что ему было поручено подставить моих сыновей, работающих в аэропорту именно с этой целью, и он, дескать, это сделал. В результате чего один из них был снят с должности руководителя службы. Но, во-первых, мой сын хоть и является одним из акционеров ЗАО "Омскавиасервис", в собственности которого находится бизнес зал, но акционером без права решающего голоса. А во-вторых, для меня слова человека, да и сам человек, который признает, что делал незаконную, грязную работу, а теперь сдает того, кто ему это поручал, не значат абсолютно ничего.
А что касается самого бизнес зала, то тут ситуация аналогичная той, о чем я говорил выше. Это помещение действительно нужно аэропорту. Акционеры определили его стоимость и предложили аэропорту его приобрести. Причем готовы были сделать это даже в рассрочку сроком на пять лет. Но отсутствие стратегии развития аэропорта приводит к тому, что руководство не понимает, что с этим предложением делать. Так как ему сказали, что за это время то будет запущен аэропорт в Федоровке, то новый терминал в Центральном, что как мы понимаем, два взаимоисключающих сценария. Какая уж тут стратегия может быть в принципе, тут стопроцентный Буриданов осел. Без обид.
И вообще, кто нибудь занялся бы уже экономикой в аэропорту. Возьмем тот же бизнес зал. Тариф для обслуживания пассажиров этой категории в Омске на четыре-пять тысяч рублей меньше, чем в Новосибирске или в том же Горно-Алтайске. Количество пассажиров этой категории в аэропорту как минимум 12-13 тысяч человек в год. Следовательно, недополучение доходов составляют как минимум 50 миллионов рублей в год. А точнее, - недополученной чистой прибыли. Выше тариф аэропорт делать не может, так как авиакомпании могут уйти на обслуживание в "Омскавиасервис", а выкупить бизнес зал и окупить его менее чем за год, почему то не желает. Это что за экономика?
Это даже не говоря о том, что Омский аэропорт сам является одним из акционеров ЗАО "Омскавиасервис" и найти вариант, при котором он не конкурировал бы сам с собой, просто был обязан. Разговоры о том, что это сделано, чтобы сэкономить расходы для пассажиров бизнес-класса, покупающих билет за более чем 100 000 рублей в одну сторону, не выдерживают никакой критики. Тем более тарифы у авиакомпаний для данной категории пассажиров есть как с услугой включающей пользование бизнес залом, так и без него. В чем проблема-то? И уверяю вас, люди, покупающие билет в бизнес классе, в состоянии оплатить и пребывание в бизнес зале.
Заботиться о снижении тарифов нужно для массового пассажира, а не для пассажиров класса luxury. Такая безумная экономическая политика уже привела к тому, что за эти 9 лет аэропорт потерял как минимум 400 миллионов рублей чистой прибыли. То есть приобретение аэропортом бизнес зала окупилось бы уже более чем десять раз. И помещение стерильной зоны для пассажиров было бы тогда не таким маленьким, как сейчас, что повысило бы культуру их обслуживания. Тем более в преддверии предстоящего Чемпионата.
Руководству региона давно пора, на мой взгляд, бросить эти авиационные Нью Васюки и плотно заняться развитием действующего аэропорта. Наличие такого актива в собственности региона вкупе с действующим законодательством, предусматривающим субсидирование межрегиональных перевозок из федерального бюджета и очень удачная логистика для пассажиров при расположении аэропорта практически в городе, дают идеальные перспективы для его развития. Посмотрите для примера Национальный аэропорт в Вашингтоне, который является хабом для крупнейшей авиакомпании США American Airlines. Вот он точно расположен в центре города Вашингтона, а не так как Омский на его окраине. От ВПП этого аэродрома до Белого дома и Пентагона расстояние меньше, чем от ВПП Центрального до областной администрации. И город там не с одной стороны аэропорта, а буквально вокруг него. И это не только не мешает, а наоборот позволило Национальному аэропорту Вашингтона стать первым в категории самых успешных коммерческих аэропортов страны с объемом пассажиропотока 25 миллионов пассажиров в год. Потому что там логистика для пассажиров очень удобная, как и в Омске. Уходить нужно от дилетантских стереотипов, а наоборот использовать существующие преимущества действующего аэропорта для развития региона.
Ну и пользуясь, случаем хочу поздравить омичей, и в первую очередь работников Омского аэропорта с наступающим Новым годом. Пусть он будет более удачным для всех. Пусть все намеченные планы будут исполнены, и пришедшие базовые авиакомпании надолго закрепятся в Омском аэропорту, принося массу удобств и возможностей для пассажиров и стабильный рост доходов старейшему авиапредприятию отрасли. И, конечно же, как следствие, к росту доходов его работников.
Ну а на отдых, непременно в Горный Алтай. Это действительно жемчужина Российской Короны. Для чего, это уже мои пожелания, вернуть субсидирование рейса на Горно-Алтайск....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новый Омск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции