Российская газета
29 декабря 2021, 10:52
Советская "летающая крепость": как создавался бомбардировщик АНТ-42
27 декабря 1936 года первый рабочий прототип самолета АНТ-42 (другие названия - ТБ-7 и Пе-8) совершил испытательный полет, поднявшись с центрального московского аэродрома
Идея создания самолета, способного забираться на высоту 10-11 тысяч метров, стала продвигаться в СССР с 1931 года. Смысл был в том, что на таких высотах тогдашняя зенитная артиллерия была неэффективной. Кроме того, Красной Армии нужен был тяжелый бомбардировщик, способный нести до 10 тонн бомб до точки, удаленной на 1500-2000 километров.
Три года ушло на раскачку, и только летом 1934 года было разработано тактико-техническое задание на проектирование подобной машины. Разработку самолета поручили ОКБ Андрея Туполева, а внутри этой "фирмы" она была спущена КБ-1 под руководством Владимира Петлякова. При этом изначальное задание было скорректировано. Высотный диапазон остался тот же, а дальность полета увеличили до 4500 километров. Правда с меньшей бомбовой нагрузкой: ее снизили до 2 тонн (а с подвесными бомбами самолет максимально должен был брать до 4 тонн).
Планировалось, что АНТ-42 получит самое современное электро- и радиооборудование и навигационные приборы. Для упрощения пилотирования самолет также должен был иметь высокую степень электрификации, чтобы тяги и прочие агрегаты работали от электропривода.
В 1935 году, после катастрофы самолета-гиганта "Максим Горький", который также проектировался КБ-1 Петлякова, много времени ушло на изучение причин разрушения корпуса и крыльев этой машины, столкнувшейся с истребителем в результате нелепого случая. Все это затормозило работы по АНТ-42. Однако в следующем году они пошли в ударном темпе.
1 декабря 1936 года прототип тяжелого высотного дальнего бомбардировщика был готов к испытаниям. Командиром экипажа опытного экземпляра назначили прославленного летчика Михаила Громова. 23 декабря на самолет (после сборки корпуса и крыльев) были подвешены 4 поршневых мотора АМ-34ФРН. Интересно, что это делали не на заводе, а прямо на летном поле, куда АНТ-42 доставили в разобранном виде. На их "прогонку" в разных режимах на земле ушло несколько дней.
Наконец, 27 декабря АНТ-42 поднялся в воздух с Центрального аэродрома имени Фрунзе ("Ходынский аэродром") и совершил первый полет, который прошел успешно. Громов доложил, что машина хорошо управляется, легко набирает высоту и скорость. Однако экипаж (в испытаниях участвовал также авиамеханик Жилин) заметил и некоторые небольшие недостатки. Конструкторы принялись их оперативно исправлять.
В марте 1938 года конструкторско-испытательская бригада была переведена в Крым, в Евпаторию. В ходе перелета сюда обнаружились дефекты четвертого двигателя. В дальнейших полетах, уже на месте, неприятности с ним только нарастали - машину сильно трясло. Дошло до того, что летчик-испытатель Петр Стефановский заявил, что не сядет в этот самолет пока не найдут неисправность. Вскоре дефект нашли и устранили.
Еще в ходе испытаний 20 апреля 1938 года руководству КБ-1 неожиданно сообщили, что АНТ-42 под названием ТБ-7 уже принят на вооружение ВВС Красной армии и его серийное производство начнется на Казанском авиазаводе. Разработчики крепко удивились, потому что самолет был еще довольно "сырой".
А уже 1 мая 1939 года состоялась публичная премьера ТБ-7: он пролетел над Красной площадью во время военного парада.
В 1940 году серийные самолеты ТБ-7 поступили в ВВС Красной армии. На следующий год началась Великая Отечественная война, в ходе которой этот самолет использовался как по прямому назначению в качестве дальнего высотного бомбардировщика, так и для заброски десантных и диверсионных групп в глубокий тыл врага. В этом варианте он мог брать на борт до 50 человек с полной выкладкой.
В мае 1942 года ТБ-7 выпала особая миссия: доставить наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова в Англию, а затем в США для переговоров с союзниками по открытию второго фронта в Европе. С этой задачей и машина, и экипаж во главе с командиром Энделем Пусэпом успешно справились.
В 1943 году после значительной модернизации самолет получил название Пе-8. Бомбовая нагрузка повысилась до максимальных 6 тонн.
В отечественной военной литературе эту машину часто сравнивают с американским В-17 ("Летающая крепость") и британским бомбардировщиком "Галифакс". Если говорить о размерах и технических характеристиках, то они довольно близки. А если же судить по оборонительному вооружению, то ТБ-7 в его количестве уступал "Летающей крепости". Для сравнения: на В-17 устанавливали до 13 крупнокалиберных пулеметов. На ТБ-7 (Пе-8) - 4 пулемета и 2 авиапушки калибра 20 мм. В экипаже из 12 человек на ТБ-7 пятеро были воздушными стрелками. У В-17 экипаж составлял 10 человек, из них восемь были стрелками, одновременно выполняя и другие функции (штурмана, бортинженера, радиста, бомбардира).
Выпуск ТБ-7 (Пе-8) прекратился весной 1945 года. В том же победном году самолет стал флагманом воздушной группы первомайского военного парада.
Эксплуатация этой этапной и передовой для своего времени машины в ВВС Советской армии закончилась в 1954 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции