Российская газета
10 января 2022, 12:38
Последний тяжелый "поршневик": как создавался забытый стратег Ту-85
9 января 1951 года в первый испытательный полет отправился тяжелый межконтинентальный стратегический бомбардировщик Ту-85
Экипаж во главе с летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Алексеем Перелетом совершил несколько кругов с неубранными шасси. Общее время пробного полета составило 31 минуту.
Проект "487" (самолет-85) начал осуществляться в инициативном порядке еще до получения государственного задания. Авиаконструкторы понимали, что возможная будущая война может быть связана с применением сверхдальних бомбардировщиков. В 1948 году в КБ Андрея Туполева приступили к разработке такого самолета. А буквально на следующий год появилось и государственное задание. 16 ноября 1949 года вышло постановление Совета министров СССР о создании дальнего бомбардировщика "85" с двигателями АШ-2К или М-253К. Самолет должен был летать без посадки на 12 тысяч километров с атомной бомбой на борту. Основной тяжелый бомбардировщик ВВС СССР (Ту-4) для этой цели не годился по дальности применения.
Как обычно, главной проблемой стало создание двигателей. Разработка моторов Швецова (АШ-2К) отставала от графика. Поэтому первый прототип Ту-85 оборудовали слабоватыми двигателями Добрынина (М-253К или ВД-4К).
После месяца испытаний конструкторы пришли к неутешительному выводу: еще не дойдя до предстоящего серийного производства, самолет уже морально устарел. Это стало понятно и по докладам разведки, которая внимательно следила за войной в Северной Корее, в которой негласно участвовали советские пилоты-истребители.
В феврале 1951 года главком ВВС Советской армии маршал Павел Жигарев доложил главе государства Иосифу Сталину: "Пленные американские летчики с самолета Б-29 заявляют, что летный персонал американского бомбардировщика не успевает следить своим подвижным орудием за атакующими его самолетами МиГ-15 и вести по ним прицельный огонь. В пяти воздушных боях с численно превосходящим противником самолетами МиГ-15 сбито десять американских самолетов Б-29 и один самолет F-80... Изложенные выше обстоятельства вызывают тревогу, что наш отечественный бомбардировщик Ту-4, имеющий примерно такие же летные данные, как и Б-29, в том числе максимальную скорость полета до 560 км/час, в военное время при действиях по вражеским объектам, охраняемым современными реактивными истребителями, может оказаться относительно беззащитным. Также вызывает тревогу, что и проходящий в настоящее время летные испытания новый четырехмоторный бомбардировщик конструкции т. Туполева с дальностью 12 000 км и максимальной скоростью полета до 600 км/час будет обладать примерно теми же недостатками, что и самолет Ту-4".
Несмотря на это, испытания Ту-85 было решено продолжить, потому что пока заменить его было нечем. Второй прототип получил новое оборудование и некоторые конструктивные изменения. 12 сентября 1952 года его отправили в дальний перелет по маршруту Москва - Киев - Харьков - Сталинград - Москва. По полетному заданию самолет должен был идти, меняя высоты - 3000 - 6000 - 8000 метров. В районе Сталинграда над военным полигоном с высоты 6 километров Ту-85 впервые совершил бомбометание, сбросив 5 тонн авиабомб. После чего получил команду вернуться в Москву. Беспосадочный полет продлился 20 с половиной часов, было пройдено 9500 километров. Но по остаткам горючего в баках определили, что самолет мог бы пролететь более 12 тысяч километров.
Это означало, что правительственное задание выполнено: в СССР появился сверхдальний стратегический бомбардировщик. Его характеристики были таковы: максимальная скорость 638 км/ч, практический потолок 11 тысяч метров, дальность - свыше 12 тысяч километров, максимальная бомбовая нагрузка - до 18 тонн, экипаж - 11 человек. Оборонительное вооружение: 5 сдвоенных пушек НР-23 калибра 23 мм.
Несмотря на достигнутый успех, Андрей Туполев проинформировал Сталина, что было бы целесообразней на основе Ту-85 создать более современный бомбардировщик, разработку которого он уже начал. Получив одобрение вождя, конструктор все силы бросил на создание Ту-95, который стал первым турбовинтовым тяжелым самолетом в СССР. Этот проект оказался настолько успешным, что модернизированный Ту-95 до сих пор (наряду с Ту-160) является главным "стратегом" российской авиации. Без переходного последнего бомбардировщика с поршневыми двигателями Ту-85 этот качественный скачок был бы невозможен.
Кстати, второй прототип "поршневика" летал до 1958 года, после чего был списан....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции