О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Молния", "Геракл" и два фюзеляжа: как СССР запускал самолеты в космос

Какими техническими характеристиками обладал сверхмощный "Геракл"? И почему уникальный проект так и не реализовали?

11 июля 2021 года космический корабль VSS Unity впервые совершил суборбитальный полет с четырьмя пассажирами на борту. Одним из них стал Ричард Брэнсон - миллиардер и владелец компании, которая и сконструировала уникальный космоплан. Теперь американцы планируют отправлять в полет к верхним слоям атмосферы всех желающих. Удивительный тур обойдется примерно в 250 тысяч долларов. Мало кому известно, что идея создания такого ракетоплана родилась не в США, а в СССР. Какими техническими характеристиками обладал сверхмощный "Геракл"? И почему уникальный проект так и не реализовали? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

На границе с космосом

Миллиардер Ричард Брэнсон совершил первый суборбитальный полет на ракетоплане Unity. Аппарат достиг границы с космосом и позволил астронавтам взглянуть на землю с высоты 86 километров.

"Когда я был маленьким, я смотрел на звезды и мечтал когда-нибудь полететь в космос. И вот теперь я на борту космического корабля. Космос оказался еще прекраснее, чем я себе представлял", - говорит виновник торжества.

Самолет-носитель Eve, который назвали в честь матери Брэнсона, доставил ракетоплан на высоту 15 километров, после чего Unity отстыковался и направился к границе с космосом.

"С физической точки зрения они только подошли к границе космоса, не переходя ее, не оказываясь в "полноценном" космосе. Суммарная длительность полета составила около часа", - говорит основатель проекта по запуску лунного микроспутника Виталий Егоров.

Космический туризм

Тем не менее, за время суборбитального полета Ричард Брэнсон и члены его команды смогли не только увидеть землю в иллюминаторе, но и побывать в невесомости - правда, в течение лишь нескольких минут. Позже Брэнсон заявил, что планирует использовать ракетоплан для космического туризма.

"Он продал уже сотни билетов. Стоимость билета удвоили. До первого полета было 250 тысяч долларов, сейчас уже полмиллиона долларов", - утверждает Виталий Егоров.

Двухфюзеляжный самолет-носитель Eve, поднявший ракетоплан на необходимую высоту, специалисты называют выдающимся изобретением.

На случай войны с США

Впервые проект подобных машин разработали в СССР. Причем грузоподъемность советского воздушного судна значительно превосходила возможности американского аналога.

"VMS Eve от компании Ричарда Брэнсона - это попытка скопировать самолеты советских ученых. Он значительно отличается от наших типов самолетов - грубо говоря, как комар от птеродактиля", - заявляет физик Анна Белова.

Первый двухфюзеляжный самолет начали разрабатывать в конструкторском бюро Туполева вскоре после Великой Отечественной войны на случай вооруженного конфликта с США.

"Перед конструкторами авиационной техники была поставлена задача создать воздушное средство, способное быстро и практически на порог Соединенных Штатов доставить различные грузы - от пяти танков и батальона солдат до ядерной боеголовки", - рассказывает историк Алексей Скворцов.

"Тяжеловес" Мясищева

Вскоре разработку "самолета-тяжеловеса" передали в бюро Владимира Мясищева. Гениальный авиаконструктор решил соединить два бомбардировщика 3М. Для увеличения грузоподъемности машину собирались оснастить восемью двигателями, а в центре планировали расположить крепление для космического корабля или ядерной боеголовки.

"Сделать, по сути дела, двухфюзеляжный самолет повышенной дальности с возможностью разместить между фюзеляжами полезную нагрузку. В данном случае - бомбу для стратегического бомбардировщика", - отмечает авиаинженер Юрий Захарченко.

Конец проекта

К середине 1970-х, когда уникальный грузовой самолет был практически готов, внешнеполитический курс СССР изменился. После встречи Леонида Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом генсек в качестве жеста доброй воли приказал приостановить работу над некоторыми оборонными проектами. Среди них оказался и "супертяж" Мясищева.

"Сравнительно простой, дешевый и эффективный самолет Мясищева из-за потепления отношений в угоду политической ситуации в серию не пошел. Свертывание прорывных перспективных проектов Мясищев переживал очень тяжело. В 1978 году он умер", - комментирует Юрий Захарченко.

"Молния-1000"

Конструкторское бюро Мясищева вошло в состав НПО "Молния" - одного из крупнейших предприятий авиакосмической промышленности СССР. Его создавали для разработки планера космического корабля многоразового использования "Буран". Когда специалисты "Молнии" изучили разработки сверхтяжелого самолета Мясищева, проект было решено возродить.

"Проект назывался "Молния-1000", и одна из его версий, самая тяжелая, получила название "Геракл". Этот проект предполагал рекордную грузоподъемность в 500 тонн", - поясняет Юрий Захарченко.

"Геракл" оборудовали шестью мощными двигателями. Грузоподъемность нового самолета позволяла выводить космический корабль "Буран" на орбиту без помощи ракеты-носителя "Энергия".

"Не понадобилась бы ракета "Энергия", на которую затратили огромные средства и каждый запуск которой стоил огромных денег. "Молния-1000" могла выводить по весу пять "Буранов" одновременно", - говорит Алексей Скворцов.

Stratolaunch вместо "Геракла"

Самолет планировали запустить в серийное производство, но грянула перестройка, и проект "Геракл" так и остался на бумаге.

"Проект самолета-тяжеловеса, который должен был возить действительно гигантские конструкции, оказался не нужен. И это не миф - практически все наработки КБ "Молния" могли попасть за границу", - делится Виталий Егоров.

По мнению ряда специалистов, американский двухфюзеляжный самолет Stratolaunch, который планировали использовать для запуска ракеты "Пегас", поразительно напоминает разработку советских конструкторов - "Молнию-1000". В ближайшее время Пентагон начнет испытания Stratolaunch в качестве носителя гиперзвуковых летательных аппаратов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Рен-ТВ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка