Наука и техника
17 января 2022, 08:33
Дальние перехватчики СССР
К концу II мировой войны стратегические бомбардировки превратились в средство полного уничтожения целых городов, свидетельством чего были трагедии Ковентри, Дрездена, Токио
К концу II мировой войны стратегические бомбардировки превратились в средство полного уничтожения целых городов, свидетельством чего были трагедии Ковентри, Дрездена, Токио, а показательные атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки должны были сделать советское руководство уступчивее в послевоенном переделе мира.
Советская авиация в 1941 г. смогла защитить Москву и Ленинград, против которых были брошены лучшие бомбардировщики Люфтваффе. Но отсутствие в СССР противовоздушной обороны как единой непрерывно действующей в масштабах всей страны системы позволило врагу осуществить ряд чрезвычайно разрушительных налетов на тыловые города Саратов и Горький, а также на используемый американской авиацией для челночных полетов Полтавский аэроузел. Потому после Победы были предприняты чрезвычайные меры к перевооружению Войск ПВО СССР, обеспечению их боевой устойчивости и управляемости даже в случае ядерного нападения. В годы Великой Отечественной войны Советский Союз не мог разрабатывать тяжелые перехватчики, и теперь их надо было делать "с нуля". Опорой был лишь небольшой опыт в создании таких самолетов и оборудования для них. Его все же удалось накопить, сделав, например, двухмоторный высотный дальний истребитель Пе-2ВИ и радиолокационную станцию "Гнейс". И опыт этот говорил о повышенной сложности такой задачи. Перехватчик ПВО базируется на передовых аэродромах, в т.ч. в необжитых районах с трудным климатом. Его скорость и высотность должны быть высоки. Атаковать враг будет ночью и под прикрытием плохой погоды, а значит необходимо оборудование для наведения на цель, ее поиска и ведения прицельного огня, навигации и слепой посадки. Наконец, тяжелый бомбардировщик самолет большой, многодвигательный, прочный и живучий, и для его вывода из строя нужно оружие соответствующей мощи. Действия советской ПВО в войне в Корее показали, что необходимо еще одно качество - дальность и большой рубеж перехвата, расстояние от точки вылета до того места, где будет начат воздушный бой. Это чувствовалось даже в узкой долине реки Ялуцзян на границе Кореи и Китая в зоне ответственности 64-го истребительного авиакорпуса ПВО СССР, а для перекрытия огромной северной границы, со стороны которой ожидалась американская атомная атака, вопрос дальности был решающим. В 1947 г. ПВО СССР получила самолет Ла-11, созданный на основе фронтового истребителя Ла-9 для сопровождения тяжелых бомбардировщиков Ту-4. С увеличенным запасом топлива он имел дальность 2535 км и на экономической скорости держался в воздухе свыше 7 часов.
Хотя Ла-11 был гораздо лучшее оснащен, чем его предшественники в советской ПВО, локатора у него не было. Попытка пойти по пути англичан и превратить в перехватчик бомбардировщик Ту-2, оснастив его всем необходимым, успеха не имела в силу недостаточных высотно-скоростных данных. На реактивные МиГ-15 и МиГ-17 локатор поставить было можно, но они не имели нужной дальности и продолжительности полета. Между тем прекращение войны в Корее не принесло конца войны холодной. В 1953 г. президент США Эйзенхауэр утвердил "Доктрину массированного возмездия", предполагавшую атомные бомбардировки Советского Союза в ответ на любое его действие, которое покажется угрожающим. Ее инструментом оставалось Стратегическое авиационное командование ВВС США, на вооружение которого поступили поршневые межконтинентальные бомбардировщики В-36, затем реактивные В-47 средней дальности и, наконец, околозвуковые "стратосферные крепости" В-52, способные достать до нашей территории с американских баз. Чтобы противостоять стремительно растущей угрозе, в 1954 г. советские Войска ПВО Территории Страны были выделены с самостоятельный вид Вооруженных Сил - Войска ПВО СССР с подчинением Верховному Главному Командованию. Но этого было мало - они должны были получить технику, способную сбивать "стратосферные крепости". Но даже реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17 не успевали перехватывать В-47 и В-52 надежно. Надо было организовать непрерывное барражирование оснащенных РЛС и мощным вооружением перехватчиков на пути возможного полета авиации противника в угрожаемые периоды. Задача создания таких самолетов была поставлена своевременно, но оказалась не из легких. Барражирующий всепогодный перехватчик И-212 конструкции Алексеева, Су-15 (первый с таким обозначением) Сухого, самолет "200" Лавочкина, а также И-320 Микояна и Гуревича были переданы на испытания в 1948-1949 гг., но они их не выдержали. А на вооружение в 1954 г. была принята появившаяся позже всех разработка ОКБ-115 Яковлева.
Их отличало не только сочетание сверхзвуковой скорости и большой дальности полета, но и намного более мощное радиоэлектронное оборудование, а также новые ракеты Р-8 и Р-4, предназначенные для поражения малоразмерных сверхзвуковых целей на лобовых атаках. Самолет-носитель, его РЛС, вооружение, бортовая и наземная аппаратура автоматизированного командного наведения на цель были сведены в авиационно-ракетные комплексы перехвата Як-28К-8 и Ту-128С-4. Перевооружение этими комплексами передового рубежа ПВО СССР привело к коренным изменениям в тактике и стратегии воздушного противоборства. Советский ас Покрышкин, автор формулы боя поршневых истребителей времен Великой Отечественной "скорость - маневр - огонь" для перехватчиков сверхзвуковых вывел новый алгоритм: "дальность максимальная, скорость предельная, атака - первая!". Эта схема, осуществленная комплексами перехвата Як-28К-8 и Ту-128С-4, дала возможность уничтожения самолетов В-52 до пуска ими крылатых ракет AGM-28 и сделала их бесполезным грузом, лишь ограничивающим и без того постепенно уменьшавшийся радиус действия "стратосферных крепостей". Естественно, наш вероятный противник тоже не сидел, сложа руки. Еще в конце 1950-х гг. Пентагон заказал создание маловысотной модификации В-52Е и потребовал модернизации оборудования радиоэлектронной борьбы на всех самолетах этого типа. Но это не дало ожидаемых результатов и в конце 1972 г. американская стратегическая авиация была разгромлена в неудачной операции "Лайнбэкер" II в небе над Северным Вьетнамом. Америка признала гибель в десятилетней войне в Юго-Восточной Азии только 31 стратегического бомбардировщика В-52, из них 18 от огня ЗРК. Но подтверждается найденными обломками и другими доказательствами потеря семьдесят одного В-52, из которых 56 было сбито противовоздушной обороной, 12 разбились и 3 упали по невыясненным причинам, но один из них, скорее всего, был сбит истребителем. Сменившая в 1967 г. "массированное возмездие", которое вело не к уничтожению противника, а к гибели всего мира, новая "Доктрина гибкого реагирования" по сути лишь понизила тот уровень угрозы, при котором руководство США считало возможным применение атомного оружия. А в то, что ядерная война может сохранить ограниченный характер, никто всерьез не верил. Потому в силе осталась и концепция трех видов базирования стратегического оружия - баллистические ракеты в шахтах и на атомных подлодках, а также атомные бомбы и крылатые ракеты на самолетах. После провала программы разработки "трехмахового" стратегического бомбардировщика ХВ-70А "Валькирия" американцы решили заменить оказавшийся неэффективным переделанный из тактического бомбардировщика FB-111A средней дальности сверхзвуковым межконтинентальным В-1А и перевооружить оставшиеся в строю В-52 новыми крылатыми ракетами AGM-86 с дальностью пуска 2500 км. Это превышало возможный рубеж перехвата носителя, а прорыв ПВО самими ракетами обеспечивали их "бреющий" полет, пониженная радиолокационная заметность и возможность подвески уже не двух, а двадцати единиц благодаря их малым размерам. Даже при сокращении группировки американской стратегической авиации примерно вдвое, производимый ею залп рос в пять раз. Чтобы защититься "стаи крылатых ракет" требовалась модернизация всех Войск ПВО СССР и их передового эшелона - авиационно-ракетных комплексов дальнего перехвата. На смену Ту-128С-4 пришел новый АРКП МиГ-31-33, соединивший в себе преимущества дальности предшественника со скоростью МиГ-25. Он приобрел дополнительные возможности одновременного уничтожения четырех целей на разных ракурсах на дистанции пуска до 120 км тяжелыми ракетами Р-33 с активным радиолокационным наведением, которые дополнили УР средней дальности Р-40ТД и малой Р-60М, а также пушку.
Самолет МиГ-31 обладал большими резервами для совершенствования и по ходу выпуска получал многочисленные доработки, став первым советским серийным перехватчиком с оборудованием для дозаправки в воздухе. Это было очень мощное и эффективное оружие, но оно предназначалось для борьбы с ограниченно маневренными целями, а противник наращивал дальность и тактических самолетов. Наибольшую угрозу представляли ударная модификация истребителя F-15 и палубный истребитель-штурмовик F/A-18, сочетавшие высокие летные данные со способностью брать значительную боевую нагрузку, включая ядерные боеприпасы. Для борьбы с ними требовался перехватчик не только хорошо вооруженный, оснащенный и дальний, но и обладающий превосходством в маневре, поскольку теперь атака заканчивалась не пуском ракет по "убегающей" цели, а полноценным воздушным боем с возможностью перехода на ближние дистанции. Таким самолетом стал принятый на вооружение Авиации ПВО в 1982 г. Су-27П - первый советский тяжелый маневренный истребитель. Он замкнул новое кольцо советской противовоздушной обороны вместе с ЗРК нового поколения С-300П.
С дальностью 2800 км с десятью ракетами, Су-27П идеально подходил для передовых рубежей ПВО, а его оборудование позволяло решать большинство задач и одному пилоту, но все же специфика противовоздушной обороны потребовала создать двухместную боевую модификацию самолета - Су-30ПУ. Одновременно появился модернизированный МиГ-31М, способный нести 6 новых ракет большой дальности Р-37 и 4 средних Р-77 или малых Р-73. Однако их испытания пришлись на время развала СССР и сокращения финансирования армии, и эти самолеты на вооружение приняты не были. В лихие девяностые казалось, что они и не нужны, да и вообще не до вооружений теперь, но время развеяло эти иллюзии, как дым. И теперь России приходится наверстывать упущенное, возобновив разработку дальних перехватчиков МиГ-31БМ, многоцелевых Су-30 и вести проектирование перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата ПАК ДП. Но пока это все еще дело будущего, а мы в последующих двенадцати статьях коротко посмотрим, как шло развитие дальних перехватчиков в советские годы в разгар первой холодной войны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 18, 2025
Две лаборатории контроля качества сети "Аэрофьюэлз" получили новые Сертификаты соответствия
Ноябрь 17, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Горно-Алтайском
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 18, 2025
В День рождения Деда Мороза столичные спасатели-"Деды Морозы" поделились своими эмоциями от предновогодних встреч в детских больницах