О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первые дальние перехватчики СССР: поршневые и реактивные

14 февраля 1945 г. председатель Объединенного комитета военного планирования США подписал директиву №432/d

14 февраля 1945 г. председатель Объединенного комитета военного планирования США подписал директиву №432/d. Этот документ выделялся из всех бумаг, проходивших через его руки в ходе завершающих сражений II мировой войны тем, что требовал сбросить 196 атомных бомб не на противника, а на 20 городов Советского Союза, союзника Америки. План "Тоталити" не предполагал немедленного исполнения, да и столько ядерных зарядов у США тогда не было. Он был нацелен в будущее, в котором вашингтонские политики мнили единственным хозяином мира американский бизнес, и чтобы положить мир к его ногам готовы были на все. Не менее 18 совершенно секретных планов ядерного нападения на СССР стало достоянием гласности со временем, но в Москве о них знали уже тогда.

К концу II мировой войны стратегические бомбардировки превратились в средство полного уничтожения целых городов, свидетельством чего были трагедии Ковентри, Дрездена, Токио, а показательные атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки должны были сделать советское руководство уступчивее в послевоенном переделе мира.

Советская авиация в 1941 г. смогла защитить Москву и Ленинград, против которых были брошены лучшие бомбардировщики Люфтваффе. Но отсутствие в СССР противовоздушной обороны как единой непрерывно действующей в масштабах всей страны системы позволило врагу осуществить ряд чрезвычайно разрушительных налетов на тыловые города Саратов и Горький, а также на используемый американской авиацией для челночных полетов Полтавский аэроузел. Потому после Победы были предприняты чрезвычайные меры к перевооружению Войск ПВО СССР, обеспечению их боевой устойчивости и управляемости даже в случае ядерного нападения.

В годы Великой Отечественной войны Советский Союз не мог разрабатывать тяжелые перехватчики, и теперь их надо было делать "с нуля". Опорой был лишь небольшой опыт в создании таких самолетов и оборудования для них. Его все же удалось накопить, сделав, например, двухмоторный высотный дальний истребитель Пе-2ВИ и радиолокационную станцию "Гнейс". И опыт этот говорил о повышенной сложности такой задачи.

Перехватчик ПВО базируется на передовых аэродромах, в т.ч. в необжитых районах с трудным климатом. Его скорость и высотность должны быть высоки. Атаковать враг будет ночью и под прикрытием плохой погоды, а значит необходимо оборудование для наведения на цель, ее поиска и ведения прицельного огня, навигации и слепой посадки. Наконец, тяжелый бомбардировщик самолет большой, многодвигательный, прочный и живучий, и для его вывода из строя нужно оружие соответствующей мощи.

Действия советской ПВО в войне в Корее показали, что необходимо еще одно качество - дальность и большой рубеж перехвата, расстояние от точки вылета до того места, где будет начат воздушный бой. Это чувствовалось даже в узкой долине реки Ялуцзян на границе Кореи и Китая в зоне ответственности 64-го истребительного авиакорпуса ПВО СССР, а для перекрытия огромной северной границы, со стороны которой ожидалась американская атомная атака, вопрос дальности был решающим.

В 1947 г. ПВО СССР получила самолет Ла-11, созданный на основе фронтового истребителя Ла-9 для сопровождения тяжелых бомбардировщиков Ту-4. С увеличенным запасом топлива он имел дальность 2535 км и на экономической скорости держался в воздухе свыше 7 часов.

Хотя Ла-11 был гораздо лучшее оснащен, чем его предшественники в советской ПВО, локатора у него не было. Попытка пойти по пути англичан и превратить в перехватчик бомбардировщик Ту-2, оснастив его всем необходимым, успеха не имела в силу недостаточных высотно-скоростных данных. На реактивные МиГ-15 и МиГ-17 локатор поставить было можно, но они не имели нужной дальности и продолжительности полета.

Между тем прекращение войны в Корее не принесло конца войны холодной. В 1953 г. президент США Эйзенхауэр утвердил "Доктрину массированного возмездия", предполагавшую атомные бомбардировки Советского Союза в ответ на любое его действие, которое покажется угрожающим. Ее инструментом оставалось Стратегическое авиационное командование ВВС США, на вооружение которого поступили поршневые межконтинентальные бомбардировщики В-36, затем реактивные В-47 средней дальности и, наконец, околозвуковые "стратосферные крепости" В-52, способные достать до нашей территории с американских баз.

Чтобы противостоять стремительно растущей угрозе, в 1954 г. советские Войска ПВО Территории Страны были выделены с самостоятельный вид Вооруженных Сил - Войска ПВО СССР с подчинением Верховному Главному Командованию. Но этого было мало - они должны были получить технику, способную сбивать "стратосферные крепости".

Но даже реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17 не успевали перехватывать В-47 и В-52 надежно. Надо было организовать непрерывное барражирование оснащенных РЛС и мощным вооружением перехватчиков на пути возможного полета авиации противника в угрожаемые периоды.

Задача создания таких самолетов была поставлена своевременно, но оказалась не из легких. Барражирующий всепогодный перехватчик И-212 конструкции Алексеева, Су-15 (первый с таким обозначением) Сухого, самолет "200" Лавочкина, а также И-320 Микояна и Гуревича были переданы на испытания в 1948-1949 гг., но они их не выдержали. А на вооружение в 1954 г. была принята появившаяся позже всех разработка ОКБ-115 Яковлева.

Як-25 стал первым отечественным самолетом, в конструкции которого удалось соединить оборудование для ведения воздушного боя днем и ночью в любых погодных условиях, мощное вооружение, большую дальность полета и достаточно хорошие на то время показатели скорости и маневренности. А то, что на его борту появился второй член экипажа - штурман-оператор, облегчило работу летчика в сложных условиях службы на Крайнем Севере. Двухместная компоновка осталась необходимой и когда уровень развития автоматизации процессов навигации, пилотирования, наведения на цель и собственно воздушного боя повысился настолько, что стали говорить о скором конце пилотируемой авиации вообще.

Но беспилотные самолеты-перехватчики не были созданы ни в 1950-х гг., ни позже, а принятые на вооружение в США в 1958 и 1959 гг. ракеты MIM-14 "Найк Геркулес" и IM-99 "Бомарк" с дальностью пуска 120-145 и 320-640 км хотя и служили долго (MIM-14 - до 1989 г.), но оказались неэффективны по отношению к стоимости их производства, развертывания и эксплуатации. В Советском Союзе это поняли раньше, и не стали тратить баснословные деньги на "симметричный ответ", предпочтя делать не такие "царь-ракеты ПВО", а обычные ЗРК в сочетании со специальными истребителями-перехватчиками, разработка которых на Западе в 1960-х гг. была приостановлена в пользу многоцелевых самолетов с преимуществами в ударных возможностях.

На рубеже 1960-х гг. военное противостояние с НАТО вышло на новый технический уровень. Началась разработка самолетов-снарядов большой дальности сухопутного и морского старта, и в 1959 г. в части САК ВВС США поступили первые сверхзвуковые бомбардировщики В-58А "Хастлер" и крылатые ракеты GAM-77 "Хаунд Дог" (c июня 1963 г. они были обозначены AGM-28) для вооружения дозвуковых самолетов В-52. Последние были особенно опасны, имея дальность пуска до 1172 км при скорости 2135 км/ч. Они несли термоядерный заряд мощностью до 1,45 мегатонны.

Созданной в СССР системы ПВО из ЗРК вокруг прикрываемых объектов и аэродромов самолетов-перехватчиков между ними для отражения атаки сверхзвуковых бомбардировщиков и особенно крылатых ракет стало недостаточно. Радиусы действия новых воздушных противников теперь давали им возможность строить маневры уклонения, а рост линейных и угловых скоростей сближения перехватчика и цели чрезвычайно затруднил даже выход в точку открытия огня, не говоря уже о прицеливании.

Уровень развития радиолокационной и вычислительной техники в принципе уже позволял выполнять атаку на встречнопересекающемся курсе, но такое оборудование пока было громоздким и тяжелым и не могло быть размещено на однодвигательных перехватчиках Су-9 или МиГ-21Ф-13 и ПФ. Для уничтожения такого воздушного противника они должны были подняться навстречу ему, достичь расчетной точки захода в атаку, имея высоту 15-18 км и скорость 1500-2000 км/ч, развернуться, зайти нарушителю в хвост и обстрелять его только из задней полусферы на догоне. Пушки для этого уже не годились, но даже и ракетами РС-2УС с радиолокационной системой наведения или тепловыми Р-3С сбить "Хаунд Дог" оказалось почти невозможно - атака начиналась в точке, где снаряд уже переходил в пикирование на цель.

Выход был один - надо уничтожать носители крылатых ракет до пуска, создав передовой рубеж перехвата. В каком-то виде его уже составляли самолеты Як-25, но ни их дозвуковая скорость, ни чисто пушечное вооружение, ни возможности локатора уже не удовлетворяли возросшим требованиям....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка