ТАСС
19 января 2022, 17:48
Самолеты оперативного реагирования: как за сутки развернуть ударную армию
Подразделения российских миротворцев из состава Коллективных сил быстрого реагирования Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) полностью вернулись из Казахстана на родину
В частных руках
На момент распада СССР в военно-транспортной авиации было 20 полков и 650 самолетов, которые были способны за раз перевезти 26 тыс. тонн груза. Обеспечивали это - что тогда, что и сейчас - легкие военные транспортники Ан-26, средние Ан-12, тяжелые Ил-76 и Ан-22 "Антей", а также сверхтяжелые Ан-124 "Руслан". После раздела советского имущества Российской Федерации досталось менее 400 машин (остальное разошлось по бывшим республикам Союза). Так, можно сказать, и началось стремительное увядание уникальной во всех отношениях группировки транспортных авиасудов.
Проблема для 1990-х годов была более чем банальна - сокращение армии, ее финансирования и сомнительная коммерческая деятельность отдельных руководителей. Вместо того чтобы обеспечивать деятельность своего Минобороны, транспортников отправили на ниву свободного рынка - самообеспечение. Самый показательный пример - судьба тяжеловозов Ан-124 "Руслан" - практически все эти машины были переданы в лизинг частным предпринимателям.
Тем не менее российская грузовая компания "Волга-Днепр" отметилась активным участием в обеспечении бесперебойного снабжения армии США и их союзников в Афганистане в 2001 году. Ее же самолеты, а также "224-й летный отряд" (дочерняя компания Минобороны России) действовали в интересах французской армии во время операции "Серваль" в Мали в 2013 году.
Однако частный бизнес не стремился вкладываться в поддержание доставшегося от военных имущества. Экономили на всем, поэтому широкое распространение получило донорство - обеспечение летной годности одних машин за счет других. Как результат большая часть группировки "Русланов" оказалась за пределами взлетно-посадочной полосы.
Ситуация изменилась с приходом нового министра обороны Сергея Шойгу. Как человек, который ранее занимал пост главы Министерства по чрезвычайным ситуациям, он прекрасно понимал необходимость и возможности военно-транспортной авиации. При его содействии в 2012 году в присутствии президента Владимира Путина был подписан долгосрочный контракт между ульяновским авиапредприятием "Авиастар-СП" и Минобороны на поставку 39 тяжелых транспортников Ил-76МД-90А до 2020 года. В ноябре 2017 года была восстановлена 18-я гвардейская Краснознаменная Таганрогская военно-транспортная авиадивизия трехполкового состава. А также было принято решение о возврате самолетов Ан-124 военным и начале восстановления их летной годности.
Так, системность в вопросах обеспечения национальной безопасности Шойгу наглядно продемонстрировал, например, в 2015 году в ходе антитеррористической операции в Сирии. Развертыванием российской группировки войск, переброской техники и обеспечением всем необходимым занимались уже "Илы", хотя позднее к ним и присоединился "Сирийский экспресс" из десантных кораблей Черноморского флота и купленных в Турции сухогрузов. Именно Воздушно-космические силы РФ и их военно-транспортное подразделение обеспечивают оперативность переброски грузов и людей в различных частях планеты - ни в одной армии мира этого попросту нет.
Сегодня на самолетах ВТА лежит задача доставки материального имущества, перевозки техники и личного состава на наши базы в Сирии - Тартус и Хмеймим; круглогодичное обеспечение деятельности военной инфраструктуры вдоль Северного морского пути в Арктике, а также снабжение всех стратегических учений армии. Самолеты ВТА способствуют оперативному развертыванию группировок российских войск на любых театрах военных действий. Казахстан в этом плане стал одним из самых показательных примеров. При этом российские Ил-76 занимались транспортировкой не только российских, но и армянских, белорусских, киргизских и таджикских миротворцев.
Феникс из пепла
Сегодня на вооружении ВКС, по данным моих источников, находится 250 военно-транспортных бортов - большую часть из которых составляют Ил-76. Не все машины представляют собой новые модернизированные версии, тем не менее свои функции авиафлот выполняет. Ил-76МД-90А в свою очередь, несмотря на внешнее сходство, серьезно отличается от предшественника. У новинки имеется измененная конструкция крыла, которая позволяет поднять 210 тонн груза против 190 тонн у старых Ил-76. На обновленных "Илах" стоят современные, экономичные пермские двигатели ПС-90А-76, каждый из которых имеет тягу 14,5 тонны. Самолет приведен в соответствие нормам ИКАО, Евроконтроля, FAA США. Летный ресурс модернизированной машины рассчитан на 35 лет эксплуатации; а конструкторы намерены продлить его до 45 лет.
Но самые главные ноу-хау расположены внутри транспортника. Он оснащен новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, перспективным пилотажно-навигационным комплексом "Купол-3". Современный цифровой автопилот позволяет совершать посадку по второй категории ИКАО - самолет доводится до высоты 30 метров над взлетно-посадочной полосой в автоматическом режиме, а уже только сама посадка производится в ручном (у предшественника высота принятия решения равнялась 60 метрам). Это изменение позволит расширить область эксплуатации воздушного судна в первую очередь в регионах с более тяжелыми погодными условиями. Кроме того, самолет способен выполнять взлет и посадку на бетонных и грунтовых аэродромах.
Ко всему прочему в кабине тяжеловоза теперь вместо аналоговых (стрелочных) приборов размещены жидкокристаллические дисплеи. На них выводится вся полетная информация - от пространственного положения машины до параметров работы отдельных систем самолета. Согласно открытым данным, к настоящему времени завод "Авиастар-СП" построил суммарно 12 экземпляров Ил-76МД-90А и один прототип самолета-заправщика Ил-78М-90А.
В мае 2020 года стало известно, что Минобороны на новых условиях перезаключило с АО "Авиастар-СП" контракт на поставку военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А. Таким образом, компания обязалась поставить еще 14 самолетов до 2028 года к 13 машинам по прошлому документу.
Вообще в планах военного ведомства расширение линейки Ил-76. Ожидается, что это будут не только транспортные, топливозаправочные, но и узкоспециализированные машины - самолеты дальнего радиолокационного обеспечения типа А-100 "Премьер", возможно, платформы для запуска космических аппаратов и так называемые артиллерийские батареи Gunship (летательный аппарат артиллерийской поддержки сухопутных войск).
Управляющий директор АО "Авиастар-СП" Сергей Шереметов отмечал как-то, что контракт с Минобороны "важный этап для коллектива ульяновских самолетостроителей, подтверждающий способность эффективно решать все поставленные задачи... Благодаря модернизации производственных мощностей и внедрению нового технологического процесса завод в ближайшей перспективе планирует стабильно наращивать серийный выпуск самолетов с выходом на темпы производства 12 воздушных судов в год. Для реализации масштабной производственной программы предприятие активно ведет прием новых работников".
Подъемная сила
Замена самолетов других классов военно-транспортной авиации - дело пока неопределенной перспективы. Легкие Ан-26 (полезная нагрузка 6 тонн) должны заместить Ил-112В, средние Ан-12 (20 тонн), как предполагается, будут менять на Ил-276 или Ту-330 разработки ПАО "Туполев", а самый известный Ан-124 "Руслан" (120 тонн) будет заменен на перспективный авиационный комплекс военно-транспортной авиации (ПАК ВТА), внешний облик и характеристики которого только определяются.
Генконструктор ОАО "Ил" Николай Таликов в 2016 году сказал ТАСС, что ПАК ТА станет доработанным проектом транспортного самолета Ил-106 с грузоподъемностью в 100 тонн, разработка которого началась еще в середине 1980-х. Вероятно, новая машина будет оснащена самым мощным российским гражданским авиационным двигателем НК-93. Впрочем, в ОКБ Ильюшина есть и другой проект - перспективного транспортного самолета "Ермак" аналогичной грузоподъемности.
Как бы там ни было, но на сегодняшний день только Россия обладает возможностями по массовому строительству и эксплуатации военно-транспортных самолетов. Кроме обеспечения учений и миротворческих операций в Сирии и Казахстане, можно вспомнить начало пандемии COVID-19, когда российские военные оказывали помощь Италии. Тогда Москва одномоментно направила на Апеннины полтора десятка самолетов Ил-76 с военными медицинскими специалистами - вирусологами и эпидемиологами, - а также с оборудованием для борьбы с коронавирусом. Причем сама переброска началась фактически через сутки после телефонного разговора президента Владимира Путина с итальянским премьер-министром Джузеппе Конте. Позднее еще 11 рейсов было совершено по аналогичной схеме в Сербию.
О доставке далеко не "милым друзьям" Соединенным Штатам аппаратов ИВЛ и вовсе гудела вся страна. Тогда Ан-124 "Руслан" с двумя дозаправками в воздухе достиг берегов США, где заявили, что российская помощь в борьбе с пандемией им не очень-то и нужна. Тем не менее РФ таким шагом сумела решить две важные задачи: продемонстрировать искренность своих намерений, а заодно - возможности современной Российской армии. На фоне бегства американцев из Афганистана, где они бросили всю свою технику и сотрудничавших с демократическим режимом афганцев, это тем более показательно....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114