Наръяна Вындер
20 января 2022, 10:30
Полярные крылья летчика Поздеева
Пилоты Заполярья всегда вызывали восхищение у жителей округа, служили эталоном мужественности, смелости, самоотверженности
Они открывали небесные дороги к самым дальним точкам на карте нашего округа. Небу Заполярья посвятил свою жизнь и Виктор Константинович Поздеев, который, как и многие пилоты, заслуживает добрых слов и воспоминаний.
Не только жил, он дышал небом...
Так написали в "НВ" его супруга Маргарита Михайловна, дочери Галина и Елена, рассказывая о Викторе Константиновиче, который проработал в авиации 30 лет.
- Родился Виктор в Устьянском районе Коми АССР 22 января 1938 года. Деревня Росвино, где жила семья Поздеевых, небольшая, но народ там был трудолюбивый и мастеровой. Отец Виктора - Константин Савельевич - работал председателем сельсовета, слыл человеком принципиальным. Когда началась Великая Отечественная, ушел добровольцем на фронт, а многодетная семья Поздеевых решила перебраться в село Оксино, где у матери - Устиньи Федоровны - жили родители и сестры, - это строки из письма родных.
В 1953 году Виктор Константинович закончил Оксинскую школу и приехал в Нарьян-Мар продолжать образование. Трудно было, у многих родители погибли на войне, это и сплачивало.
"Отец, - пишут родные Виктора Константиновича, - тогда сдружился и пронес через всю жизнь воспоминания о своих одноклассниках: Василии Вокуеве, Ирине Купцовой, Гале Никоновой. Он вспоминал, что в школе большое внимание уделяли спорту. Ежедневные пробежки, зимой лыжи. Добрым словом папа всегда вспоминал Н. И. Шарапова - учителя Оксинской школы и И. Ф. Чупрова - педагога из школы №1. Позднее он рассказывал, что тренировки позволяли школьникам без особого труда преодолевать 60-километровые забеги из Нарьян-Мара до Оксино.
Мальчишки тех лет мечтали о небе. Виктор часто прибегал на площадку аэродрома, где приземлялись "аннушки". Начальник площадки Артемий Дуркин пацанов не гонял: разрешал иногда заглянуть в кабину пилота. Он знал, какое счастье и гордость испытывают мальчишки в это время".
Небо выбрало их...
По воспоминаниям близких, путь в небо для их отца был нелегким, но сильная воля и стремление получить любимую профессию были сильнее.
В 1956 году, получив аттестат, Виктор Поздеев с другом Валерой обратились в военкомат, чтобы им дали направление в Кременчугское летное училище. После собеседования военный комиссариат округа дал рекомендацию и отправил запрос в учебное заведение. Удивительное дело, но ждать долго не пришлось.
Молодые люди отправились покорять новые высоты. Из Архангельска сначала на поезде, а затем на перекладных добрались до Кременчуга. Экзамены сдали, форму получили, и началась сложная, но очень интересная учеба.
Виктор скрупулезно вел дневник, конспектировал все комментарии командиров - готовился к будущей профессии серьезно. О своих успехах не забывал рассказывать родным, регулярно отправлял домой письма и фотографии.
Только вот на каникулы домой за время учебы ни разу они с Валерой не ездили - денег не было. Вместо этого наши герои ехали работать в соседние совхозы на картошку или бахчу.
Два года прошли незаметно, перед выпускными Виктор Поздеев написал в своей тетради:
Четыре океана в Мире,
их воды омывают земли многих стран.
Но всех заманчивей, синей и шире
над нами НЕБО - пятый океан!
В 1958 году молодые пилоты сдали выпускные экзамены и уже в сентябре вернулись на родину.
Крылья над тундрой
Родные Виктора Константиновича вспоминают:
- Для нашего папы это было трудное и удивительно прекрасное время. Сбылась его мечта - он летал над тундровыми просторами и широкой вольной Печорой. Ан-2 ждали в поселках и оленеводческих стойбищах. "Аннушки" вывозили больных из населенных пунктов, рыбаков, детей оленеводов - в любую погоду выполняли свой долг, нередко рискуя жизнью. Молодые летчики с огромной благодарностью вспоминали своих наставников: И. В. Казакова, А. Г. Рудяшко, В. А. Старжинского, А. Кыркалова, Ю. Наумова. Они помогали молодежи, обучали тонкостям работы в условиях Заполярья.
В 60-е годы в авиаотряде появились первые вертолеты - сначала Ми-1, затем Ми-4. Виктору Константиновичу доверили осваивать новую для Заполярья технику. С 1964 по 1968 год он летает на вертолетах, досконально изучает эти винтокрылые машины и делится опытом с товарищами. За эту работу он удостоен первого нагрудного знака "За безаварийный налет 5 000 часов". Что это значило для летчика (Виктор тогда отслужил в авиации 10 лет), могут понять только авиаторы.
И вновь обратимся к воспоминаниям дочерей Виктора Константиновича:
- В 1964-м в летный отряд прибыло пополнение. Отец вспоминал, что сразу взял под свое крыло двух парней, выходцев из тундры: Семена Явтысого и Леонида Ледкова. И хотя разницы в возрасте у них почти не было, Поздеев считался уже состоявшимся пилотом. Веселые, жизнерадостные - казалось, готовые всю жизнь связать с небом. Но, к сожалению, не случилось! Один погиб, другой рано оставил небо.
Вслед за винтокрылыми Ми-1 и Ми-4 в авиаотряд поступил красавец вертолет Ми-8, рассчитанный для работы в геологоразведке. Мощный гигант, к сожалению, имел ряд недостатков и был не совсем приспособлен для полетов при низких температурах и полярной ночи. Наши летчики, в их числе и Виктор Константинович Поздеев, изучили его досконально и, как говорится, довели до ума.
Девяностые - время перемен
Эти годы стали переломными не только для страны, но и для каждого из нас. Не обошли они стороной и Виктора Константиновича Поздеева. Несмотря на относительно молодой возраст, он решил выйти на пенсию. Тогда из авиаотряда начали уходить многие, предприятие находилось на стадии банкротства.
Дочери Виктора Константиновича вспоминают:
- Отец с мамой переехали в Ульяновск. В его тетради сохранилась запись тех лет:
Пришла пора проститься нам с тобою, НЕБО!
Я под крылом, ты на крыле.
Другой пилот пойдет моей судьбою, НЕБО!
А я тоскую на Земле!
Эти строчки говорят сами за себя: летчик навсегда связан с небесными просторами…
Он никогда не сидел без дела. Приехав в Ульяновск, начал строить гараж, ухаживать за садом, который купил почти сразу, выращивал сливы и яблоки. Но что бы ни делал, его взгляд всегда был устремлен в небо. Доброй традицией для него стало посещение местного аэродрома, где нередко проводились соревнования пилотов и, главное, базировались вертолеты Ми-1, самолеты Ан-2. С огромной грустью вспоминал своих товарищей, с которыми начинал летать, ветеранов.
В 2004-м ему посчастливилось вновь побывать в Нарьян-Маре - по приглашению генерального директора авиаотряда Валерия Афанасьева. Он был безмерно благодарен за возможность встретиться с друзьями, пройтись по взлетке родного предприятия.
Каждый пилот оставил на предприятии память о себе.
"В трудовой книжке отца перечислены многочисленные профессиональные награды, грамоты и благодарности. В их числе "Медаль за трудовую доблесть" за выполнение государственного задания по перегонке вертолетов Ми-4 в Германию и Чехословакию, неоднократно награждался знаком гражданской авиации "За личный безаварийный полет", - читаем в письме.
Экипаж, в котором летал Виктор Поздеев, в свое время был признан лучшим на предприятии.
"Сегодня хочется пожелать авиаотряду процветания, а пилотам - мягких посадок! Пусть молодежь никогда не забывает о ветеранах, тех, кто поднимал в полярное небо самолеты и вертолеты в 60, 70, 80-е годы. Для них, как и для нашего папы, небо было смыслом жизни", - завершили свое письмо родные летчика....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наръяна Вындер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции