О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Было тяжело, но приходилось держаться"

Блокада Ленинграда стала одной из самых страшных и героических страниц в истории Великой Отечественной войны

Блокада Ленинграда стала одной из самых страшных и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. Город пережил 872 дня осады и потерял около миллиона жителей. Многие оборонные предприятия были эвакуированы, но на оставшихся в Ленинграде мощностях работа не прекращалась. Несмотря на голод, холод, непрерывные налеты вражеской авиации, заводы продолжали выпускать продукцию для фронта.

НИИ "Вектор": прямой эфир из блокадного Ленинграда

В начале XX века Санкт-Петербург становится центром промышленного производства средств радиосвязи. Здесь работал Александр Попов, располагались высшие учебные заведения по профилю, открывались первые радиотехнические предприятия. Одним из них стало основанное в 1908 году Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ). Именно с него началась история Санкт-Петербургского научно-исследовательского института "Вектор" (сегодня входит в концерн "Вега" холдинга "Росэлектроника"). Можно сказать, что НИИ "Вектор" - первое российское промышленное радиотехническое предприятие.

В начале Великой Отечественной войны часть предприятия с оборудованием эвакуируют в Красноярск, а некоторых специалистов отправляют под Куйбышев для строительства одной из самых мощных в мире вещательных радиостанций. Однако в Ленинграде выпуск продукции для фронта не приостанавливается. Сотрудники продолжают разрабатывать и производить войсковые радиостанции и пеленгаторы, восстанавливают и строят новые радиовещательные станции - и все это в тяжелейших условиях.

Недостаток топлива и электроэнергии вынудили закрыть часть производственных помещений. В действующих цехах и лабораториях были установлены печки-времянки. Для работников, сутками не покидавших предприятие, было организовано общежитие на территории завода. Голод отнимал последние силы - на заводе создается стационар для особенно истощенных сотрудников. "Держали в нем людей по две недели. Больные находились в теплом помещении на койках с чистым бельем, им давали дополнительно по небольшой тарелочке пшенной каши. Стационар многих рабочих и служащих спас от смерти", - вспоминал позже директор завода Михаил Ефимович Червяков. Тем не менее, за период с конца ноября 1941 года до конца зимы 1942 года только в стенах завода умерло сто человек.

К голоду, холоду прибавлялись непрерывные налеты вражеской авиации и артиллерийские обстрелы. О нелегких условиях работы завода вспоминал парторг С.Д. Полеводов: "Как мы работали, как жили в блокадную зиму 1941-1942? Это может, пожалуй, представить только тот, кто сам пережил блокаду в Ленинграде. Был страшный голод, люди умирали от голода, падая на ходу. Простреливался из тяжелых орудий весь Петроградский район. Снаряды попадали и в корпуса завода, были раненые и убитые. Было также много налетов авиации с бомбежками и пожарами. Было тяжело, но приходилось держаться. Несмотря на трудности, завод работал для фронта и выполнял план".

Примеров трудового героизма было немало. В тяжелейших условиях зимы 1941-1942 годов в кратчайшие сроки был налажен для фронта выпуск переносных радиостанций РЛ-6. В 1943 году заводу пришлось решать весьма ответственную задачу - "вывести" Ленинград в эфир. Город почти молчал - работала одна станция мощностью всего 10 кВт, да и то нерегулярно. Заводу было поручено построить 100-киловаттную длинноволновую радиовещательную станцию. В итоге на 57 день после подписания постановления новая мощная радиостанция вышла в эфир и сразу стала настоящей сенсацией. Ленинград заговорил на всю Европу, заявив, что город живет, работает, и ленинградцы никогда никому не сдавались.

ГОИ им. Вавилова: жить и работать "на два фронта"

Государственный оптический институт (ГОИ) зародился в 1918 году по инициативе известного русского физика Дмитрия Рождественского. По уровню оборудования и численности сотрудников институт тогда входил в число лучших в мире, его посещали ведущие ученые. В 1939 году Дмитрий Рождественский покинул пост руководителя, оставив после себя преемника - физика Сергея Вавилова, основателя советской школы оптики, в честь которого в 1951 году назовут институт.

В начале Великой Отечественной войны основной состав ГОИ насчитывал около тысячи человек. Когда в августе 1941 года враг подступал к Ленинграду, институт решено было на поезде эвакуировать в Йошкар-Олу. Даже в этой ситуации сотрудники не прекращают работу. К примеру, "на коленке" в эвакуационном поезде Дмитрий Максутов создает свой легендарный менисковый телескоп.

Государственный оптический институт начал жить и работать "на два фронта". В Йошкар-Оле научная деятельность ведущих ученых института, и в первую очередь самого Сергея Вавилова, позволяла, наряду с оборонными заказами, вести исследовательскую работу. В Ленинграде после отъезда основного состава осталось 105 человек. Директора ГОИ обязали оставить в городе группу научных сотрудников с оборудованием, необходимым для решения вопросов маскировки городских объектов.

Первый блокадный год был для работников очень тяжелым. Холод, а главное, голод парализовал деятельность филиала. Большинство сотрудников было не в состоянии передвигаться, лежали на нарах в бомбоубежище института. Все чаще выходили приказы с новой графой - "уволить по смерти". Те, кто еще был способен трудиться, выполняли функции бойцов, вне зависимости от званий и квалификации. Основная задача - спасти людей, оказать всю возможную помощь. Среди таких сотрудников-бойцов оказалась Мария Савостьянова - одна из первых советских женщин-физиков, буквально накануне войны она была утверждена в ученом звании профессора по специальности "Экспериментальная физика". В своем дневнике Мария писала: "У меня на работе жизнь теплится; я работаю по столовой и кухне, как член столовой комиссии… На счету каждый грамм нашего скудного продовольствия - мороженые зеленые помидоры, конина, столярный клей для желе".

Несмотря на тяжелейшие условия, ГОИ продолжал свою деятельность в блокадном Ленинграде. Специалисты Института выполняли заказы Ленинградского фронта и Балтийского флота: ремонтировали приборы, создавали портативные фотокамеры для съемок через перископ подводной лодки, выпускали полетные очки, принимали участие в маскировке городских объектов и кораблей, в частности, с помощью специальных светящихся составов. Так, в октябре 1941 года от вражеской авиации были укрыты боевые корабли, вынужденно оставшиеся в черте города, - крейсер "Киров", линкоры "Октябрьская революция", "Марат" и другие. В городе в числе первых "прятали" Витебский вокзал, откуда непрерывно отправлялись эшелоны эвакуированных учреждений.

В феврале 1942 года появился небольшой перелом к лучшему. Открылась "Дорога жизни" по льду Ладожского озера. Сотрудникам филиала очень помогло доставленное небольшое количество продовольствия от коллег в Йошкар-Оле. Можно без преувеличения сказать, что многим сотрудникам Ленинградского филиала это спасло жизнь.

"ОДК-Климов": от "двигателей Победы" до снарядов "Катюши"

Ведущий российский разработчик и производитель газотурбинных авиационных двигателей "ОДК-Климов" - одно из старейших предприятий отечественного авиапрома, в этом октябре отмечает 108 лет со дня основания. Во время Великой Отечественной войны предприятие носило имя "завод №234".

В начале войны завод из Ленинграда эвакуировали в Уфу. Здесь под руководством главного конструктора Владимира Климова продолжался выпуск "двигателей Победы" - моторов М-105. Этот двигатель и его модификации устанавливались на 36 типах самолетов, среди которых - знаменитый истребитель Як-1. Советские самолеты, оснащенные моторами М-105 разработки Климова, защищали небо над "Дорогой жизни" и Ленинградом от вражеских бомбежек, доставляли продовольствие в осажденный город.

На оставшемся в Ленинграде оборудовании завода №234 в течение июля-августа 1941 года была организована 3-я авиационная ремонтная база (АРБ) 13-й Воздушной армии Северного, а затем Ленинградского фронта. Всего на базе работало порядка 500 человек. Восстанавливали авиамоторы М-105, АМ-34, АМ-35, двигатели иностранного производства, также изготавливали необходимые детали для ремонта авиационных двигателей. Ремонтировали и поврежденные в боях металлические винты.

На главной территории завода № 234 на проспекте Карла Маркса в годы блокады размещалась "26-я шоссейно-дорожная база-мастерская (26-я ШДБМ) ГУШОСДОР НКО", которая входила в состав Управления автобронетанковых войск Ленинградского фронта. За годы войны здесь были отремонтированы и возвращены в строй сотни танкеток и автомобилей различного назначения. Кроме того, на базе 26-й ШДБМ наладили выпуск реактивных снарядов для знаменитых минометов "Катюша" совместно с заводами им. К. Маркса и им. Калинина....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка