О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Штурмовик может все

Когда Су-25 начал поступать в войска, двухместного учебно-тренировочного варианта еще не было, и летчики осваивали машину, используя самолет первоначального обучения Л-29

Когда Су-25 начал поступать в войска, двухместного учебно-тренировочного варианта еще не было, и летчики осваивали машину, используя самолет первоначального обучения Л-29, по "повадкам" мало напоминавший штурмовик. ОКБ разрабатывало спарку Т-8У так, чтобы и ее можно было использовать в бою, но постепенно пришлось пожертвовать частью боевых возможностей

Стараясь обеспечить лучшие условия инструктору, его заднее кресло подняли относительно кресла обучаемого, что не только увеличило лобовое сопротивление, но и ухудшило устойчивость по курсу, не помог даже увеличенный киль. Отрабатывать боевое применение на Су-25УБ оказалось сущей мукой - самолет упорно хотел "вильнуть носом" в самый ответственный момент, когда палец уже на гашетке.

Су-25УБ пошел в серию на Уланудинском авиационном производственном объединении (УУАПО) в 1988 году. В то время в моду входила конверсия - перевод оборонных предприятий на гражданскую продукцию. Одним из продуктов этой сомнительной тенденции стал спортивно-пилотажный самолет Су-28, который представлял собой полностью разоруженный Су-25УБ. Хотя самолет и занял 3-е место на чемпионате СССР по высшему пилотажу в 1988 году, было ясно - он никому не нужен, слишком дорог и сложен он для спортсменов.

Тогда было предложено использовать машину для первоначальной подготовки летчиков, заменив стареющие Л-29 и Л-39. Идея была хорошей (особенно в свете того, что за продление ресурса этих машин "чешские друзья" заломили втридорога), но Су-25УТ не отвечал только что сформированным требованиям ВВС к такому самолету.

И все же от Су-28/Су-25УТ была польза. Например, усовершенствования в бортовом оборудовании и системах, которые стали возможны благодаря отказу от вооружения, использовали для тренировочного самолета Су-25УТГ, предназначенного для обучения полетам с палубы авианесущего крейсера летчиков-истребителей Су-27К. Опытный Су-25УТГ был переоборудован из серийной машины УУАПО по типу Су-25УТ, затем в ОКБ установили тормозной гак, усилили шасси и поставили оборудование, совместимое с корабельными системами. Всего было построено 10 серийных Су-25УТГ.

Чтобы заменить давно изношенные носители мишеней Ил-28, обеспечивавшие по всему Союзу тренировки зенитчиков, часть штурмовиков дооснастили специальными приспособлениями для буксировки и сброса объектов, имитирующих вражеский летательный аппарат. Такие самолеты назывались Су-25БМ, они сохраняли и все основные функции. Поскольку они комплектовались двигателями Р-195, установка дополнительного оборудования не повлияла на летные данные.

Приложили свою руку к созданию модификаций Су-25 и умельцы на местах. К таковым относился, например, фронтовой разведчик Су-25, на котором была обеспечена подвеска контейнера с фотоаппаратом и командным прибором к нему.

Однако по-прежнему совершенствование Су-25 как штурмовика и расширение сферы его применения в этом качестве оставались главной задачей. Были выполнены проекты палубного штурмовика с катапультным стартом, противотанкового самолета с 45-мм пушкой, способной пробить сверхмощную броню с управляемой деформацией, активную броню и броню с подвижными урановыми экранами, самолета для подавления ПВО, в т.ч. с вооружением, стреляющим назад как по команде летчика, так и автоматически по вспышке при пуске ракеты ПЗРК. Но наиболее продвинулась работа по созданию всепогодного штурмовика Су-25Т.

Еще в 1975 году Главный конструктор тульского оружейного завода "Точмаш" предложил поставить на Су-25 свою новую противотанковую управляемую ракету (ПТУР) "Вихрь". Такое оружие дало бы возможность поражать не только рассредоточенные, но и подвижные точечные цели в условиях противодействия ПВО как днем, так и ночью, в туман или в условиях снегопада. Дальность боя новой ракеты в 10 км превышала радиус поражения не только зенитных артсистем НАТО, но и многих ЗРК ближнего боя.

Идея была интересной, но блоки нового комплекса не компоновались в одноместный Су-25, поэтому было решено делать самолет на базе более высокого фюзеляжа Су-25УБ, заняв под новое РЭО часть задней кабины, а оставшийся объем "залить" топливом. Но в носовой части не вышло одновременно разместить объективы оптики и антенну РЛС, тогда нос "отдали" лазерно-телевизионной обзорно-прицельной системе "Шквал", а под фюзеляжем ввели еще одну точку подвески для контейнеров инфракрасной системы переднего обзора "Меркурий" и РЛС "Копье-25".

Летчики, летавшие до Су-25 на МиГ-23М и, особенно, на МиГ-27 или Су-17М3/4, жаловались на слабое пилотажно-навигационное оборудование штурмовика. Теперь установили цифровой прицельно-навигационный комплекс ПрНК-56 "Восход", обеспечивавший полет по сложным маршрутам с автоматическим применением оружия в заданной точке, или выход на рубеж с сигнализацией летчику, систему единой индикации прицельных и пилотажных данных "Лотос" (правда, она не работала с ПТУРами), радиосистему дальней навигации.

Эскизный проект Т-8М понравился военным. Машина получила официальный индекс Су-25Т ("противоТанковый"), но на самом деле ее функции были куда шире. За счет повышения точности удара на типовую укрепленную цель тратилось меньше бомб или ракет, и можно было заправить больше топлива, увеличив радиус действия, что позволяло выполнять функции фронтового бомбардировщика.

Наличие РЛС с высоким разрешением дает возможность найти и поразить не только одиночный танк, но и корабль, ракетный катер или десантный бот, этот же компонент РЭО позволяет атаковать воздушную цель ракетой. Доплеровский локатор истребителя обычно сбрасывает с сопровождения любую цель, скорость которой относительно земли меньше 200 км/ч, что не позволяет сбивать вертолеты, "Копье" же умеет и это.

Самолет Су-25 имел подвесную станцию радиолокационных помех индивидуальной защиты СПС-141МВГ "Гвоздика", предназначенную в первую очередь для подавления РЛС американских ЗРК типа "Усовершенствованный Хок". Этот комплекс уже снимался с вооружения, и Су-25Т получил новую станцию радиоэлектронного подавления МСП-140, которая защищает как носителя, так и шедшую с ним группу штурмовиков от зенитных систем нового поколения и истребителей. Не забыли и о воздушной разведке.

Подвесную РЛС, ИК и телевизионную аппаратуру с 23-кратным увеличением можно использовать для обнаружения целей, а с помощью лазерного дальномера и инерциальной навигационной системы можно быстро определить координаты найденного объекта. Для обнаружения вражеских РЛС и радиопередатчиков, определения режима их работы и записи сигналов предназначалась встроенная станция радиотехнической разведки "Пастель". Она же обеспечивает и уничтожение неприятельского радара ракетой Х-58У, которая найдет цель, даже если оператор вовремя заметит пуск и выключит свою станцию. К оборонительным ракетам малой дальности Р-60М добавились более мощные Р-73 для активного воздушного боя.

Еще о вооружении. Весь арсенал обычного Су-25 сохранили, но на Су-25Т добавились ПТУР "Вихрь" (16 штук, обычный же Су-25 берет до 4-х УР), ракеты с телевизионным самонаведением Х-29Т и лазерные корректируемые авиабомбы КАБ-500Л. Причем последние новый штурмовик мог применять и с горизонтального полета и кабрирования, что было необходимо при работе с предельно малых высот. До того такой режим сброса КАБов могли реализовать только самые совершенные наши ударные самолеты МиГ-27К и Су-24М, остальные могли применять лазерные КАБы лишь с пикирования.

Основную пушку ГШ2-30 установили на подвижном лафете в средней части фюзеляжа, обеспечив как стрельбу по протяженной цели типа "колонна войск" с бреющего, так и автоматическое сопровождение огнем одиночной подвижной цели типа танк. От неудачных подвесных контейнеров с управляемыми пушками СППУ-22-01 отказались в пользу новых СППУ-687 с одноствольными 30- мм пушками ГШ-30.

В 1981 году проект Су-25Т был утвержден, а 17 августа 1984 года летчик-испытатель А. Исаков выполнил первый полет на опытном Т8М-1. В то время учебный самолет Су-25УБ еще не был построен, но на новом штурмовике, "горбатый" фюзеляж и высокий киль которого были сходны с обводами спарки, за кабиной нарисовали фальшивое второе остекление, чтобы машина меньше привлекала внимание тех, "кому не положено".

Вскоре к полетам приступили еще два Т-8М, была сделана машина для прочностных испытаний. Второй прототип погиб при бомбометании из-за взрыва начиненного мелкими противотанковыми бомбами контейнера КМГ-У. Самолет продолжал управляемый полет с развороченным фюзеляжем еще 42 секунды и только с началом пожара летчик Гончаров катапультировался. Поскольку сама машина была не виновата, программу останавливать не стали.

В 1984 году опытный Т-8М принял участие в войсковых учениях вместе с новейшими комплексами ПВО - перехватчиками МиГ-31 и Су-27П, ЗРК С-300В и С-300ПМУ, "Квадрат", "Стрела" 7-й и 10-й модификаций. Итоги проверки были неутешительными: слабое взаимодействие бортовых оборонительных систем самолета увеличивало время реакции на угрозу, низкий уровень автоматизации заставлял летчика отвлекаться в самый ответственный момент атаки, тепловые ловушки не обеспечивали надежного "увода" ракеты с инфракрасным наведением.

Устраняя эти недостатки, ОКБ свело станцию предупреждения об облучении РЛС, станцию РТР "Пастель", устройства выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей УВ-26 в единый бортовой комплекс обороны "Иртыш" с управлением от цифрового компьютера, добавив туда оборудование активных ИК-помех "Сухогруз". Последний вместе с ложными тепловыми целями обеспечивал срыв наведения ракет типа "Сайдуиндер" или "Ред Ай" с вероятностью свыше 90%. Этот шаг снял основные претензии военных, но дальнейшие работы существенно тормозили проблемы с ПТУР "Вихрь", ее станции наведения "Шквал", ИК-оборудованием "Меркурий" и малогабаритной РЛС "Копье".

Используя эту задержку, ОКБ пересмотрело состав оборудования и вооружения. В новом проекте Т-8ТМ (Су-25ТМ) капризную ИК-аппаратуру "Меркурий" заменили громоздкой, но надежной станцией "Ход". Вместо РЛС "Копье" установили "Кинжал" с большей дальностью обнаружения морских и воздушных целей. Новая РЛС обеспечила применение противокорабельных ракет Х-31А или Х-35У (до 4-х), ракет воздух-воздух средней дальности Р-27Р и Р-77 (две) и даже большой дальности Р-27ЭР, такое оружие раньше несли только перехватчики ПВО. Для обычных сухопутных целей появилась наводящаяся по лазерному лучу модификация тяжелой НАР С-25 - С-25Л. Защиту пассивными радиолокационными помехами вперед по курсу группе Су-25ТМ теперь обеспечивали неуправляемые ракеты С-13АЛЦ, которых штурмовик мог нести до 40 штук.

Опытные самолеты Т8М-1 и М-3 были переоборудованы в конце 80-х годов. Длительные испытания позволили устранить многие недостатки сложного оборудования, и в 1991 году Тбилисский авиазавод заложил установочную серию из 8 Су-25ТМ. К 1992 году все они были готовы и переданы на испытания в ЛИИ и НИИ ВВС. Однако развал СССР парализовал работы по "танковому штурмовику".

Промышленность бывшего СССР, в том числе и авиационная, вступила в полосу бурных преобразований и поиска новых форм хозяйствования, ведь старые были либералами-реформаторами бездумно уничтожены. Была разрушена и юридическая основа взаимодействия предприятий, но самым тяжелым ударом для программы строительства Су-25 стал развал СССР. ОКБ Сухого пыталось сформировать концерн "Штурмовики Сухого", но Тбилиси не проявлял желания к сотрудничеству.

Закупка новой техники для ВВС России и других стран СНГ прекратилась, но были экспортные заказы на Су-25, особенно интересовались Су-25ТМ, который был представлен потенциальным покупателям вначале как Су-25ТК, а затем как принципиально новая машина Су-34 и далее Су-39. Однако быстро наладить выпуск самолета в Улан-Удэ не удалось, время было упущено и заработать на Су25ТМ так же хорошо, как на Су-27, не вышло…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка