РИА "Новости"
8 февраля 2022, 12:27
Коллапс в аэропорту: что делать, если задерживается рейс
Более суток тысячи туристов провели в хабе Стамбула из-за сильных снегопадов
"Дети не ели уже 12 часов"
"Наш рейс должны были отправить из нового аэропорта Стамбула в 16:55. В 22:00 нам дали бутерброд и воду. На следующий день в 10:00 - чай и булочку. Горячего питания не было. Спали на полу и на стульях", - рассказывает РИА Новости Ольга Погодаева, свидетельница масштабного коллапса в хабе Стамбула в конце января.
К снегопаду оказались совершенно не готовы. Рейсы постоянно откладывались. Туристов не обеспечили гостиницей, и даже с лекарствами возникали проблемы.
"Вся наша команда возмущена обстоятельствами в аэропорту Стамбул-Новый, который, называя себя самым крутым в Европе, даже в ситуации жесткого коллапса не дает сделать громкие оповещения, чтобы собрать наших клиентов на встречу с представителем", - негодовали в авиакомпании "Победа".
Из-за отсутствия трапа пассажиры провели на борту самолета почти восемь часов. Сутками сидели в Стамбуле клиенты Nordwind и "Аэрофлота".
"Мы предоставили бесплатный доступ в интернет, 3,6 тысячи одеял, 27,5 тысячи порций питания", - оправдывался аэропорт.
В ноябре случился кризис в Нижнем Новгороде. "Нас продержали на борту 12 с половиной часов. Еды не давали вообще. Даже купить было нельзя. Объясняли тем, что трапов нет. В самолете было много детей и больных", - сообщила РИА Новости одна из пассажирок. В ноябре ее самолет, направлявшийся в Москву, приземлился в Стригино из-за непогоды в столице.
"А самое страшное - дети сидели голодные 12 часов. Это не шутка. Только когда одному пассажиру стало плохо, появились скорая, трап подогнали", - подтвердила ее слова другая туристка.
Региональный аэропорт принял более 30 самолетов, но к такой нагрузке оказался не готов.
Коллапсом займется прокуратура
Ситуацией в Стамбуле занялась Московская межрегиональная транспортная прокуратура. После коллапса в Нижнем Новгороде пять авиакомпаний оштрафовали за нарушение прав клиентов.
Произошедшее может привести и к изменению в законодательстве. Российский Минтранс совместно с Росавиацией работают над регулированием прав авиапассажиров при посадке на запасном аэродроме с учетом как безопасности полетов, так и комфорта туристов.
Власти собираются закрепить дополнительные требования к таким аэропортам и прописать алгоритм взаимодействия командиров экипажей, авиакомпаний, операторов аэродромов и органов управления воздушным движением.
На что имеет право пассажир
У пассажиров, напоминают юристы, и сейчас есть права, которые авиакомпании и аэродромы должны соблюдать.
"При задержке рейса можно отказаться от полета, и перевозчик обязан вернуть деньги за билет, даже если он "невозвратный", - объясняет адвокат Константин Ерохин. - Турист вправе обратиться к авиакомпании с претензией о возмещении убытков, которые он понес. Если, например, сорвались заранее оплаченные экскурсии, опоздал на поезд".
Но для этого нужно приложить копии документов, подтверждающих понесенные потери. На внутренних рейсах претензию примут в течение шести месяцев. На международных - два года, но в стране-перевозчике.
Также, по словам Ерохина, можно потребовать место для хранения багажа, услуги комнаты матери и ребенка (с детьми до семи лет), напитки. При ожидании более двух часов - два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Более четырех часов - горячее питание.
"Затем еда предоставляется каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь - в ночное. При задержке более чем на восемь часов днем или на шесть ночью - номер в гостинице и трансфер туда и обратно", - уточняет юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин.
В бизнес-зал по страховке
Как показала практика, авиакомпания порой не в состоянии соблюсти даже минимальные права пассажиров. Эксперты советуют приобрести страховку.
"Практически все компании предлагают подобные услуги. - напоминает Константин Ерохин. - Это называется "страховка от невыезда/невылета" и покрывает возможные риски, связанные с транспортными коллапсами, карантинными ограничениями, задержками в пути".
Есть и страховка от задержки и отмены вылета, когда перебронируют рейс, отель и автомобиль, а также выплатят компенсацию.
"Предусмотрены и более оперативные варианты с онлайн-выплатой компенсации за каждый час задержки сверх какого-то лимита (обычно более четырех часов) или размещение в бизнес-зале. Турист получает помощь здесь и сейчас", - отмечает Артем Искра, управляющий директор департамента в компании "Ренессанс страхование".
Можно обезопасить себя и от опоздания на стыковочный рейс. Оказывается, если пассажир покупает два отдельных билета, а не один с пересадкой, то при задержке авиакомпания не обязана обеспечить дальнейший полет по маршруту. Для таких случаев есть особая страховка.
Всегда актуальный совет
"Форс-мажор заранее не предугадать. Поэтому всегда берите с собой пустую бутылку или термос. В фуд-кортах бесплатно нальют воду или кипяток. Не помешает и чай в пакетиках. А еще - пауэрбанк, дорожная подушка, наушники и маска для сна", - перечисляют эксперты сервиса "Купибилет".
Заместитель заведующего кафедрой гостиничного и туристического менеджмента РЭУ имени Плеханова Роман Гареев советует захватить плед или покрывало, особенно если путешествуете с детьми. И тапочки. При длительных перелетах пригодятся компрессионные носки.
Не стоит пренебрегать развлечениями. Например, послушать сохраненные на телефоне выпуски подкастов, отредактировать и отсортировать фото из отпуска, запланировать следующее путешествие или просто записать свои чувства и мысли в текущий момент.
Эксперты рекомендуют не увлекаться кофе и энергетиками во время ожидания. Старайтесь сохранять спокойствие. Да и алкоголь лучше исключить.
"Не стоит злиться на аэропорт или авиакомпанию", - говорит психолог Мария Иванова. Ведь такие коллапсы, приземления на запасных аэродромах происходят не из-за желания доставить неудобства, а из-за заботы о безопасности полетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 14, 2025
На Иркутском авиазаводе введен в эксплуатацию новый корпус
Ноябрь 14, 2025
Рособоронэкспорт в ходе Dubai Airshow 2025 представит рекордное число натурных экспонатов за всю историю участия в зарубежных выставках
