Наука и техника
11 февраля 2022, 17:20
Успел везде отметится. Су-25 в военных конфликтах
Начало 90-х ознаменовалось событием глобального значения - распался Советский Союз, а его гигантская армия была разделена между независимыми республиками
В нерасчетных условиях
По остальному парку машин этого типа договориться решили путем переговоров. Но "цивилизованный развод" перерос в драму межнациональных раздоров и дошел до трагедии братоубийственной войны, и дележка Су-25 началась без участия дипломатов. 8 апреля 1992 года летчик 80-го ОШАП старший лейтенант В. Курбанов угнал свой штурмовик с базы Ситал-Чай. Через несколько дней он появился над Нагорным Карабахом, где разгорелся жестокий этнический конфликт армян и азербайджанцев. Но шальному "грачу" недолго выпало пиратствовать, вскоре он разбился при загадочных обстоятельствах, по некоторым данным его сбил российский МиГ-23. Азербайджан разными путями добыл еще несколько Су-25 и нанял для них летчиков. Во время очередного обострения конфликта в начале 1994 года не менее трех из них было сбито - 23, 27 января и 23 апреля.
Несколько Су-25, которые не успели принять военные, застряли на ТАЗе и достались Грузии. Лишь часть из них была полностью укомплектована и смогла поучаствовать в попытках вооруженного присоединения отколовшихся автономий - Абхазии и Южной Осетии. И грузины, и осетины, и абхазы пытались штурмовать российские гарнизоны с целью захвата оружия и техники, а то и просто грабежа. В этих набегах участвовали тяжелые вооружения, танки и БТРы, у банд, стыдливо именуемых теперь "незаконные вооруженные формирования", появились даже самолеты и вертолеты. Россия для охраны своих объектов и прекращения междоусобиц стала применять авиацию, и в телехронике замелькали Су-25 с "триколорами" на килях. Это были машины 486-го инструкторского ШАП, сформированного на базе 186-го учебного авиаполка, куда переводили лучших летчиков со всей штурмовой авиации. Возглавил часть бывший командир 80-го ОШАП полковник Головин.
Со своей Бутурлиновки Су-25 486-го ИШАП были переброшены на юг Северокавказского ВО, и оттуда начали работать по целям в Абхазии в сложнейшей обстановке отсутствия разведданных о противнике, паралича системы госопознавания "свой-чужой" и полнейшей неразберихи, творившейся в регионе.
Осенью 1993 года летчикам 186-го полка выпала новая дальняя командировка. С узбекского аэродрома Кокайды им предстояло действовать в интересах российских пограничников, прикрывавших границу с Афганистаном, откуда шел поток наркотиков, оружия и исламистской пропаганды, а также поддержать миротворческие силы России и республик Средней Азии, боровшиеся с многочисленными и хорошо вооруженными бандгруппами.
Между тем новая кровавая междоусобица началась уже на территории России, в Чеченской Автономной Республике. Не признав право Чечни на отделение, Ельцин 30 ноября 1994 года издал указ о восстановлении там конституционного порядка. Главной целью было разоружение отрядов, которые сформировал чеченский лидер Дудаев, для этого выделялись крупные силы, в том числе 40 Су-25 из двух полков - 461-го (база Краснодар) и 368-го (Буденновск). В резерве находились еще 25 Су-25 из Бутурлиновки (тамошний 486-й полк успел получить новый номер, 899-й).
Дело мыслилось как простая и бескровная операция, и первым оружием Су-25 должны были стать АгитАБ-500-300 - набитые листовками агитационные бомбы - 368-му ШАП поручалось таким образом провести разъяснительную работу среди чеченского населения. Далее штурмовики должны были прикрывать движение трех войсковых колонн, держа по одной паре машин непрерывно в воздухе над каждой, чтобы не допустить внезапной атаки противника во фланги или в тыл. На решающем этапе Су-25 предстояло подавлять узлы сопротивления и уничтожать скопления противника, взаимодействуя с вертолетами и дальними бомбардировщиками Ту-22М3 из 1225-го ТБАП. Далее фантазия Генштаба не продвинулась.
Операция началась 11 декабря 1994 года, с первых часов пошла не по плану, и поначалу использование штурмовой авиации было явно неэффективно. Однако постепенно удалось повысить результативность Су-25 главным образом за счет улучшения работы разведки, более тесного взаимодействия с сухопутными войсками, армейской авиацией и повсеместного внедрения передовых авианаводчиков. Применялось с борта Су-25 и высокоточное оружие, ракеты Х-25 и С-25Л, однако основным вооружением для ударов по городским кварталам были НАР С-8 и бомбы калибра 250 и 500 кг, а в условиях открытой местности - разовые бомбовые кассеты, чаще всего РБК-500-ШОАБ-0,5, снаряженные 0,5-кг шариковыми бомбами. В ходе конфликта прибыли спецмашины, позволявшие пеленговать переговоры по импортным радиотелефонам и милицейским рациям отечественного производства, которых у чеченцев было больше, чем носимых средств связи в федеральных войсках. По данным пеленгаторов удалось уничтожить несколько вражеских пунктов управления, а затем и самого Дудаева накрыла авиация, "засеяв" квадрат, в котором засекли его спутниковый телефон, шариковыми бомбами.
Летчики, участвовавшие в той войне, вспоминают, что сопротивление было очень ожесточенным. Многие воевали в Афганистане, и им было с чем сравнивать. Если там зенитный пулемет обычно замолкал после обстрела, то чеченец продолжал стрелять даже под градом ракет и снарядов. Летчики говорили, что противник выучил "афганские уроки" лучше, чем мы сами. Несмотря на всю мощь собранной группировки, достичь поставленных задач не удалось. В середине 1995 года было заключено соглашение о прекращении огня на невыгодных для федералов условиях.
В середине 90-х в ВВС России начались очередные организационно-штатные мероприятия. Для штурмовой авиации главным стало сведение полков Су-25 в дивизии, однако немногочисленность парка ША свела на нет пользу от этого правильного в целом шага. ВВС и ПВО, объединившись, обрели вновь самостоятельность, возродилась оправдавшая себя структура воздушных армий. Многие авиационные части, в том числе и ШАПы сменили наименования и дислокацию. Эта "перетряска" завершилась к концу 1998 года, а в 1999 году началась новая боевая операция в Чечне, на сей раз контртеррористическая. Поводом послужили акции бандгрупп в Дагестане. На этот раз удалось выбить чеченских сепаратистов из крупных населенных пунктов в горы, где авиация могла действовать более свободно. Как и прежде, большая роль отводилась Су-25.
К боевым действиям в 1999-2001 годах были привлечены 27-й, 899-й (получивший к тому времени гвардейское звание от другой расформированной части ВВС) и 368-й ШАП. У противника появилось новое оружие, в том числе современные ПЗРК "Стингер" последних вариантов, "Мистраль" и краденая российская "Игла", возросло число пулеметов калибра 12,7 и 14,5 мм, 23-мм зенитных установок.
В 1999 году ВВС России потеряли в Чечне не менее трех Су-25: один был сбит ПЗРК, у второго не сошла ракета, и летчик по инструкции катапультировался, причины аварии третьего неизвестны. В следующем году был сбит ПЗРК еще один "грач", а в 2001-м два штурмовика столкнулись с рельефом в условиях плохой видимости. Еще один аналогичный случай произошел во время боевого вылета в 2002 году. Далее активность регулярной армии и Су-25 в частности в регионе заметно ослабла, банды ушли из населенных пунктов в горы. Российская сторона заявила, что одним из мест, где боевики в безопасности могут готовить новые теракты, это Панкисское ущелье - территория Грузии.
Там на рассвете 25 августа 2002 года случился загадочный инцидент. В одном из местных сел огнем с борта одиночного Су-25 было убито несколько человек и уничтожен автомобиль. Кто были эти люди, почему именно они стали мишенью для авиаудара, - не ясно, но Грузия обвинила во всем Россию. Та заявила, что не имеет к этому случаю никакого отношения, а центральные газеты и телеканалы озвучили версию, что штурмовик принадлежал Грузии и либо выполнял провокационную миссию, либо уничтожил какого-то враждебно настроенного по отношению к тбилисским властям местного авторитета. Были и иные гипотезы, например, что шальной Су-25 принадлежал незаконным вооруженным формированиям чеченцев, абхазов или еще кого-либо, но истину мы вряд ли узнаем.
В ходе "второй чеченской войны" в зоне боевых действий были проведены войсковые испытания всепогодного штурмовика Су-39. Их итоги пока не разглашаются, однако главным является то, что новый самолет впервые эксплуатировался не по методике летных испытаний, а как обычная серийная машина. Способность работать в условиях ограниченной видимости была по достоинству оценена строевыми летчиками, но было указано и на крупные недостатки, такие как недостаточная путевая устойчивость и сложность пилотирования, особенно с одновременным прицеливанием по данным ИК-станции "Ход" и ЛТПС "Шквал", которые выдают изображение не на индикатор на фоне лобового стекла или нашлемный, а на телемонитор на приборной доске.
С конца 2001 года Россия формально принимает участие в контртеррористической операции в Афганистане. А не формально она это дело начала гораздо раньше держав Запада, но атака на нью-йоркские небоскребы позволила действовать явно и более активно, в том числе разместить дополнительные силы авиации в Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, и, наконец, в Киргизии, где до того российских авиабаз не было. На аэродроме Кант появились среди прочих и Су-25.
Штурмовик остается в строю
Сегодня Су-25 являются важным компонентом ВВС многих стран СНГ. Россия за счет вывода частей с территорий других республик к 1998 году увеличила свой парк штурмовиков в ВВС до 250 машин (в морской авиации число их чуть сократилось) при том, что 14 своих "грачей" вместе с другой техникой она передала Казахстану в обмен на стратегические Ту-95МС. К 2001 году за счет потерь и коммерческих дел в ВВС РФ количество Су-25 снизилось на 25 машин. На 2001 год парк Су-25 Беларуси составлял 97 машин, Украины - 65. Обзавелась собственными штурмовиками Туркмения - 46 самолетов. Два штурмовика как-то достал Азербайджан, Тбилисский авиазавод смог ввести в строй 7 Су-25 из числа оставшихся после распада СССР, а осенью 2006 года появилось сообщение, что Грузия вскоре купила еще 12 Су-25. Продавцом оказалась Украина.
Грузия пыталась выйти на рынок с предложением модернизировать Су-25, заключив соглашение с израильской фирмой IAI, имеющей опыт подобных работ. В пакете доработок доминирует установка новой электроники и вооружения. В 2001 году был переоборудован один серийный самолет, названный Су-25МК "Скорпион", но на его появление отреагировала лишь Россия, обвинив Грузию и Израиль (входящие, кстати, во Всемирную Торговую Организацию и имеющие определенные обязательства по защите интеллектуальной собственности других стран) в нарушении авторских прав, ведь держателем документации на самолет является АОЗТ "Сухой".
В 1986 году по инициативе Министра авиапромышленности Силаева ОКБ Сухого, которое в то время возглавлял М.П.Симонов, было поручено спроектировать штурмовик нового поколения Ш-90. Проект имел интегральную компоновку (т.е. крыло и фюзеляж сопрягались плавно в единый агрегат, как на Су-27), рассматривались различные схемы - классические, двухфюзеляжные и даже "летающее крыло" и "несущий фюзеляж". Основное вооружение состояло из новой встроенной 30-мм авиапушки и 8 ПТУР "Вихрь", контейнеры которых выдвигались перед пуском из фюзеляжа, на внешней подвеске можно было разместить разнообразный арсенал дополнительного оружия. На втором этапе в проект включили более мощную пушку 2А42 (такую же, как на вертолетах Ми-28, Ка-50 и на БМП-2), а количество ПТУР удвоили за счет применения новой револьверной пусковой установки. Бортовая электроника позволяла решать широкий спектр задач вне зависимости от погоды и времени суток.
Тема получила должную поддержку, что позволило подключить к работе ЦАГИ, НИИ АС и другие учреждения МАП. Однако в начале 90-х работа над проектом была прекращена, а когда в начале нового века пошли разговоры о том, что замена Су-25 все же когда-то понадобится, речь шла уже о принципиально иной машине. Проект ПАК-ФА ("перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации") мыслился как многоцелевой самолет, одинаково эффективный и в ударах по наземным целям всех типов, и в воздушном бою, и в тактической авиаразведке, и в штурмовых задачах тоже. Он задуман, очевидно, как ответ на американский Joint Strike Fighter. Но JSF уже прошел первый тур: два прототипа-конкурента были испытаны, и лучший передан в полномасштабную разработку. Су25 же в том виде, в котором он сейчас имеется, вряд ли продержится в строю до появления серийного ПАКФА, ему нужна модернизация.
Ее первый этап начался в конце 90-х годов и заключался в обновлении оборудования, замены двигателей Р-95Ш на Р-195 на самолетах старых выпусков и т.д. В 2001 году на серийный Су-25 начали ставить и новые боевые системы, причем российского производства, но делался Су-25СК с прицелом на модернизацию зарубежного парка штурмовиков.
Несколько позже в России появился вариант модернизации Су-25 собственных ВВС. Самолет Су-25СМ получил прицельно-навигационный комплекс ПрНК-25СМ "Барс", многофункциональную оптико-электронную систему "Захват" и систему управления оружием СУО-39. Масса вооружения была увеличена до 5000 кг с улучшением прочности планера. Модернизация опытного самолета осуществлена АО "Штурмовики Сухого" и АРЗ МО № 121 (Кубинка, Московская область). Заводские испытания самолета планировалось завершены в июне 2002 года, в них участвовал один переоборудованный самолет, еще 2 одноместных Су-25 и одна спарка проходили доработку на 121-м АРЗ, но пока решения о модернизации всего парка самолетов этого типа нет.
Речь о возобновлении производства базового варианта самолета Су-25 на территории России, естественно, не идет, однако рассматривался вопрос о выпуске на УУАПО самолета Су-39 как на экспорт, так и для собственных нужд....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2025
Флагманский клиентский офис Аэрофлота получил премию WORKPLACE AWARDS
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 20, 2025
Чекунков: авиамаршруты в Арктике будут расширять по мере развития малой авиации
Ноябрь 20, 2025
Дополнительный предновогодний рейс запустят между Хабаровском и Сахалином
