О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В России вернулись к идее циклолета

В России вернулись к идее строительства циклолета или циклокоптера

В России вернулись к идее строительства циклолета или циклокоптера.

В последние годы аппарат неоднократно демонстрировался на выставках. Впервые в новейшей истории модель циклолета показали в рамках работы форума "Армия-2020". Тогда же сообщалась о том, что полноразмерный летающий образец должен быть готов в 2024 году.

Тогда Григорий Макеич руководитель проекта "Циклон" от ФПИ рассказывал журналистам ТАСС, что беспилотный летательный аппарат массой 60 кг уже проходит летные испытания. На аппарат планировалось установить гибридную силовую установку, которая позволила бы ему совершать полеты продолжительностью более часа.

Что такое циклолет?

Циклолет или циклокоптер - это конструкция летательного аппарата, в котором для создания необходимой подъемной силы применяются вращающиеся роторы. Подобные аппараты напоминают на вид гибрид современных квадрокоптеров и колесных пароходов из произведений Марка Твена. Подобная конструкция имеет все те же плюсы и минусы, что и классические вертолеты, в первую очередь возможность совершать вертикальные взлет и посадку, а также зависать в воздухе.

Несмотря на то, что схема циклолета впервые была представлена и изучалась еще в начале XX века, до постройки летающих образцов дело дошло только в XXI веке. При этом сама схема циклолетов была достаточно проста и появилась на свет именно по аналогии с работой гребных колес первых морских и речных пароходов.

Главным элементом конструкции любого циклокоптера является циклоидный пропеллер, который внешне напоминает гребное колесо. Шаг профилей лопастей (угол атаки) может устанавливаться как коллективно, так и индивидуально. В последнем варианте лопасти индивидуально корректируются и регулируются с помощью системы управления, установленной на летательном аппарате.

В нормальном режиме полета у циклолета образуются тяга и подъемная сила, которые направлены вперед. При этом схема летательного аппарата позволяет изменять тягу в любом направлении в плоскости, перпендикулярной оси ротора. Для поворота аппарата вокруг своей оси может использоваться дифференцирование тяги между двумя роторами (по одному с каждой стороны фюзеляжа летательного аппарата).

Попытки создания циклолета предпринимались в России еще в самом начале XX века, но дальше опытных образцов дело не сдвинулось. С определенными натяжками к подобным разработкам можно было отнести самолет военного инженера Сверчкова ("Самолет Сверчкова"). Разработку Евгения Павловича Сверчкова называли также "колесный ортоптер".

Хотя по схеме аппарат мог называться циклокоптером или цикложиром весьма условно, некоторые сходства в проекте присутствовали. Для создания подъемной силы и тяги на своем самолете Сверчков планировал использовать "гребные колеса", состоящие из 12 лопастей и установленные в трех группах. В движение колеса приводились двигателем мощностью 10 л. с. К интересным особенностям аппарата можно было отнести трехколесное шасси, которые было выполнено сбрасываемым, оно использовалось только для взлета.

Каркас летательного аппарат был изготовлен из тонкостенных стальных труб и бамбука, а обтяжка - из легкой хлопчатобумажной ткани, что обеспечивало пустому аппарату с двигателем вес порядка 200 кг. Аппарат, построенный на деньги Главного инженерного управления Петербурга, так никогда и не взлетел. Несмотря на то, что разработка демонстрировалась на выставке новейших достижений в 1909 году еще до проведения испытаний и даже получила медаль, провал испытаний стал причиной появления обвинений в растрате казенных средств. На этом фоне Сверчков окончательно забросил свой проект.


Позднее в Российской империи еще несколько раз возвращались к этой идее. Но проект 1914 года от Александра Николаевича Лодыгина сразу получил отказ от правительства. Еще одному изобретателю А. К. Медведеву в том же году отказал уже Военно-промышленный комитет. В 1916 году перспективным для дальнейших научных изысканий был признан проект А. Г. Михайлова, но воплотить его в жизнь не удалось из-за войны.

Что известно о разработке ФПИ?

Еще в 2017 году Фонд перспективных исследований провел открытый конкурс под названием "Свободный взлет". Целью конкурса был поиск лучших предложений по транспортному летательному аппарату вертикального взлета или сверхкороткого взлета и посадки. Преследовалась цель поиска нового по отношению к уже существующим авиационным средствам решения для обеспечения аэромобильности. Интерес к подобным проектам проявляют и гражданская, и военная сферы.

В объявленном ФПИ конкурсе приняли участие сибирские инженеры и ученые. Так, компания ООО "Флэш-М" и ученые из Института теплофизики Сибирского отделения РАН представили на конкурс концепцию циклолета. В дальнейшем эта заявка вылилась в создание демонстратора технологий, который впервые был показан в рамках работы форума "Армия-2020".

По информации официального сайта ФПИ, сегодня над проектом создания циклолета в качестве головного исполнителя работает Институт теплофизики Сибирского отделения РАН в кооперации с компаниями "Флэш-М", "АВАКС-Геосервис" (обе фирмы - Красноярск) и Сибирским научно-исследовательским институтом авиации имени С. А. Чаплыгина.

В конце января 2022 года Дмитрий Маркович, занимающий пост директора Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе Сибирского отделения РАН, рассказал журналистам, что работа по созданию демонстратора летательного аппарата на альтернативных принципах завершена. В интервью "Интерфаксу" Маркович отметил, что ученые из Новосибирска приступили к работе по созданию пилотируемого прототипа циклолета, способного совершать вертикальный взлет и посадку, в том числе и на наклонные поверхности.

По словам Дмитрия Марковича, ученые и инженеры в настоящее время находятся на пути к созданию более крупного летательного аппарата весом примерно 2,5 тонны, который обладал бы полезной нагрузкой на уровне 600 кг. Данный аппарат можно было бы использовать для самых разных целей. Ранее в качестве самой отдаленной перспективы в СМИ упоминалась возможность создания транспортной версии аппарата массой порядка 10 тонн и грузоподъемностью 4 тонны.

По словам Марковича, получился бы полноценный летающий автомобиль для решения специальных задач, который заинтересовал бы МЧС, а в отдаленной перспективе, например, городские такси. При этом Маркович отметил, что для внедрения подобной техники необходимо будет менять российское законодательство, так как современное - никак не регламентирует и не предусматривает появление в российских городах летающих машин.

Отвечая на вопрос о сроках разработки, специалист назвал четыре года, отметив, что полноразмерный летающий образец может быть готов уже в 2025 году. В числе преимуществ разрабатываемого летательного аппарата с циклическими движителями, беспилотные образцы которого начали летать в конце 2020 - начале 2021 года, директор Института теплофизики Сибирского отделения РАН назвал низкий уровень шума. В плотной городской застройке низкий уровень шума может стать весьма приятным бонусом и преимуществом.

По словам Марковича, в области создания циклолетов сегодня в мире работают примерно пять-шесть государств, при этом наша страна на уровне создания подобных демонстраторов технологий занимает лидирующие позиции. Ранее уже сообщалось, что в России был испытан летающий образец циклолета весом до 60 кг. Данная модель продемонстрировала хорошие показатели продолжительности полета, а также маневренности.

Какие преимущества есть у циклолета?

У циклолета, как и у любого летательного аппарата, есть свои преимущества.

К основным плюсам подобных летательных аппаратов относят компактные размеры, низкий уровень шума по сравнению с квадрокоптерами и вертолетами. Помимо этого, циклические движители позволяют летательному аппарату менять направление вектора тяги на 360 градусов. Такая особенность существенно повышает маневренность циклолета.

По словам представителя ФПИ, циклолет можно будет эффективно использовать в труднодоступной местности, в том числе в горной, а также в плотной городской застройке. Аппарат в состоянии совершать полеты среди препятствий, а также причаливать к вертикальным поверхностям и осуществлять взлет и посадку с наклонных поверхностей, что не могут делать вертолет и квадрокоптер. Также к преимуществам разрабатываемого в России устройства относят периферийную защиту движителей при столкновении с препятствиями.

На форуме "Армия-2020" руководитель проекта "Циклон" от Фонда перспективных исследований Григорий Макеич рассказывал, что к новой разработке российских ученых проявляют интерес и военные. В частности, упоминалась возможность создания циклолетов наземного и палубного базирования, которые можно было бы использовать для проведения десантных операций. В военных версиях беспилотник можно будет использовать как в ударных, так и в разведывательных вариантах. При этом низкий уровень шума и здесь станет очень важным преимуществом летательного аппарата....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка