НГС. Красноярск
14 февраля 2022, 13:30
"Тепличных условий никогда не будет": гендиректор "КрасАвиа" рассказал, как выживает авиация в Красноярском крае
В 2022 году "КрасАвиа" готовится отметить 20-летний юбилей. Четыре года назад авиакомпания находилась в глубоком кризисе - с долгом больше миллиарда и изношенными самолетами
- Гражданской авиации в Красноярском крае почти 100 лет. С какого года ведете отсчет для "КрасАвиа"?
- Было много событий, имеющих отношение к нам как к наследникам. Авиакомпанию считаем последователем "Эвенкия-Авиа", которая родилась в 2002 году из Туринского авиапредприятия. Хотя в крае есть много замечательных районов: Таймыр, Туруханский район, Приангарье, и там своя история авиации.
2021 год накануне 20-летнего юбилея стал для нас переломным. Ключевое событие - радикальное изменение состава регионального флота. Самолеты семейства АТR, у нас их сейчас семь штук, дают право уверенно смотреть в будущее. С ними связано существенное увеличение объемов регулярных рейсов и дальнейшее развитие.
- Как региональной компании удалось выжить, когда мировая авиация проваливала показатели в разы, а сотрудников отправляли в бессрочный отпуск?
- Пандемия подкосила всю отрасль. Сейчас экономика привыкла к вирусу, рынок восстанавливается. При этом активность внутренних перевозок во всех странах, в России в том числе, существенно превысила международное сообщение. В ответ на закрытую заграницу растет внутреннее туристическое движение. Люди насиделись дома, накопился отложенный спрос, желание или необходимость куда-нибудь поехать.
Спрос на перевозки летом прошлого года даже вырос, но мы его вывезли. Достойно отработали 2021 год и готовы дальше наращивать объемы. Планируем развивать полеты по внутрикраевым направлениям, увеличивая их частоту. Но не бездумно. Нет смысла летать зимой каждый день, например, в Туру, когда пассажиропотока хватает на 3-4 рейса в неделю.
- Расскажите о действующем флоте, какие самолеты используете?
- Наш самолетный парк можно разделить на четыре сегмента. Основная транспортная единица сейчас - семейство АТR. У нас две модификации, на 46 и на 72 кресла. Запускаем их на маршруты в радиусе до 1500 км из Красноярска по большинству направлений.Они великолепно зарекомендовали себя в мире именно для региональных задач. В России такие модели используют только две авиакомпании.
Следующий сегмент - самолеты Ан-24 и Ан-26 для перевозки до 48 пассажиров, почты, медикаментов, грузов, в том числе коммерческих. Гениальной конструкторской разработке почти 60 лет, и до сих пор выводить из производства не планируем, поскольку есть грунтовые или просто плохие аэродромы, и нежные самолеты-иномарки там летать не смогут. Мир не делает самолетов под плохие полосы, мир делает нормальные полосы под самолеты. И мы когда-нибудь к этому придем, но пока есть Светлогорск и Диксон - Ан незаменим. Кстати, В Диксоне сейчас особенное оживление из-за проекта "Восток Ойл" по угольным разработкам - мы в этом, получается, участвуем.
Небольших самолетов Л-410 теперь четыре. Они дорогие с точки зрения экономики перевозок: всего 19 кресел, летают недалеко. Но без них не обойтись. Все поселки в Приангарье оснащены маленькими аэродромами, технику большего калибра принимать не могут. Начали летать на них в Усть-Илимск, летаем в Абакан, обеспечивая быстрое сообщение Красноярска с этим крупным деловым центром. Пусть этот сегмент перевозок неприбыльный сам по себе, но для макроэкономики региона важен.
- Насколько вообще вам выгодно летать?
- Несмотря на эффективность самолетов, если смотреть на экономику перевозок чисто по-рыночному, перекладывая стоимость выполнения рейсов на пассажирский тариф, то картина печальная. Мало кто сможет покупать билеты за их полную стоимость. Поэтому региональные перевозки в России, как, впрочем, и в мире - в США, Канаде - в большинстве случаев субсидируются.
По конфигурации маршрутов все очень сильно зависит от расклада по субсидированию. Если в нем участвуют вскладчину субъекты, заинтересованные в сообщении между собой, и федерация, то маршрут живет. У нас это так и работает. У "КрасАвиа" тарифы доступны людям. И во многих случаях сопоставимы с железнодорожными и автобусными тарифами. При этом с точки зрения комфорта и скорости авиация лидирует. Нет сомнений, что программа субсидирования будет продолжена и расширена. Без этого регион не сможет в полной мере коннектиться и интегрироваться в пользу роста экономики России, нашего ВВП.
В этом плане за самолетами АТR будущее, потенциал роста состоит в развитии межрегиональных регулярных маршрутов.
- Вы сказали про три сегмента парка, какой четвертый?
- Он стоит особняком - это самолеты Як-42. Количество варьируется, обычно от семи до девяти. В отличие от остальных они не в собственности. Арендуем в зависимости от спроса, обеспечиваем летную и техническую эксплуатацию и ставим на чартерные программы для вахтовиков. Это самый емкий самолет, на 120 кресел. Именно он делает приличную долю нашего "бизнеса". В кавычках, потому что нельзя "КрасАвиа" назвать в чистом виде коммерческой компанией, которая только и ищет, где денег заработать. У нас больше функций социального значения, которые прибыль не приносят. Но вахты на Як-42 - это в чистом виде коммерческий сегмент.
А еще у нас есть вертолеты, 24 штуки. Используем по северной территории для разных задач - от пассажирских перевозок между поселками до санавиации, аварийно-спасательных работ, в интересах недродобывающих компаний, туристов. Это очень большое поле деятельности, мы занимаемся реновацией вертолетного флота с одобрения губернатора. Есть программа на 10 новых вертолетов Ми-8МТВ, два уже летают с 2021 года. И три в этом году планируем получить.
- Нет ли желания сменить профиль компании на более, скажем так, масштабный?>
- Мы региональная компания и не намерены стремиться в магистральный рынок. Там без нас справятся, так что гигантизмом не заболеем. Наша задача - обслуживать базовую территорию.
За 2021 год мы получили приличную прогрессию по количеству регулярных маршрутов. Все, что внутри края нуждается в воздушном сообщении, нами охвачено. Это 14 пунктов полетов. До 2021 года их было всего девять. А общая география полетов составляет 31 пункт сообщения. Было одиннадцать. Еще в прошлом году мы прошли годовую планку в 305 тысяч пассажиров. Показатель для региональной компании неслабый.
- Какие города добавились?
- Из межрегиональных сообщений добавили Горно-Алтайск. Еще Нижнеангарск - это уникальное место с огромным туристическим потенциалом. Там своеобразная природа, горячие источники как на Камчатке, а вода на севере Байкала не холодная, и можно купаться. Добавился Талакан - промышленный вахтовый поселок в Якутии, центр сырьевого района, который недавно начал осваиваться, там развития на годы вперед. Таксимо - север Бурятии. Ленск - Якутия. Усть-Илимск.
В 2021 году начали летать в Новый Уренгой и Нижневартовск. Теперь завис вопрос с субсидиями, но мы планируем в этом году туда вернуться, поскольку видим, что людям нужны эти рейсы.
В плане бизнеса прощупываем другие регионы. В Томск из Красноярска давно летаем, направление накатанное. Теперь продлили некоторые рейсы на Стрежевой. Там прекратила полеты одна авиакомпания, и нам предложили маршрут. Мы посчитали и поняли, что рентабельно. Это внутриобластное томское "плечо", где исторически было движение. Регион активный, платежеспособный, поскольку нефтяной.
- А за рубеж не полетите? Или зачем тогда получили международный допуск?
- Нет разницы, собираешься ли каждый день летать через континенты или надо раз в году залететь в соседний Казахстан по техническим нуждам. Для международного допуска надо соответствовать стандартам компании, ежедневно летающей по миру. Мы получили допуск, чтобы летать в восточную Европу на обслуживание самолетов, там проверенные технические станции, которые делают это качественно и по понятной цене.
Получается, что мы готовы к выполнению международных коммерческих полетов. Но пока на повестке дня такой вопрос не стоит. Не исключаем, что скоро к нему вернемся. Ближайшее зарубежье, Средняя Азия, бывшие советские республики, Монголия, северный Китай - все это нам доступно по географии охвата регионального флота.
- Что будет дальше с "КрасАвиа"?
- Тепличных условий не будет никогда. То коронавирус, то керосин в два раза подорожал. Вызовы с разных сторон будут прилетать, это специфика отрасли, да что там отрасль, вся жизнь такова! Мы к этому привыкли и знаем, что решение всегда есть. Та же пандемия - нашлись же противоядия, которые не дали отрасли умереть.
Самое главное, у нас есть надежный акционер - Красноярский край. Иметь свою авиакомпанию - это не понты и не прихоть. Это нужно для поддержания трудной и протяженной территории, чтобы она была связанной как субъект федерации, а люди имели равные возможности с точки зрения транспортной доступности, оказания помощи, вообще поддержания жизнедеятельности на северах.
Подобных региональных авиакомпаний в России едва с десяток наберется. А успешных, твердо стоящих на ногах, безубыточных - их по пальцам одной руки пересчитать. Будем в любой ситуации находить только хорошее и выживать. У нас нет другого варианта. Территория без авиации не может....
Авторские права на данный материал принадлежат «НГС. Красноярск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции