Российская газета
15 февраля 2022, 16:36
Создан первый в России робот-комплекс для выпуска деталей самолетов
Команда ученых из Новочеркасска создала высокотехнологичный роботизированный комплекс, который первым в России может производить детали для гражданских и военных самолетов
Как рассказали "РГ" в Южно-Российском государственном политехническом университете, пока на отечественных авиастроительных заводах и предприятиях оборонно-промышленного комплекса работает оборудование испанского и французского производителей, которое стоит десятки миллиардов рублей. Однако, не за горами время, когда ему на смену придет новочеркасская разработка. И в России смогут производить композитные детали любой сложности, используя собственное программное обеспечение.
- Создан первый российский комплекс по производству деталей из композиционных материалов методом автоматизированной выкладки сухой углеродной ленты, работающий полностью на отечественном сырье и решающий проблему импортозамещения на предприятиях ОПК и гражданского авиастроения, - рассказал руководитель проекта Владимир Маринин.
Пока комплекс в автоматическом режиме выкладывает плоское углеродное полотно размером один метр на восемь метров. Но может изготавливать и детали сложной формы, в том числе, с двойной кривизной - части обшивки, панелей, лонжеронов, деталей крыла.
- Что такое композиционный материал? Сухая углеродная лента. Изделие формируется послойно. Лента укладывается на поверхность при помощи лазера и спекается с предыдущим слоем. Вообще изделие может иметь до 400 слоев, один слой ложится на другой и набирается толщина в несколько сантиметров. Это очень сложный технологический процесс, - поясняет ведущий сотрудник института Александр Савин.
Углепластиковые листы широко используют в авиапромышленности. Ими обшивают фюзеляжи и крылья самолетов. Например, их применили при создании нового российского среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Но пока с помощью зарубежной разработки. Российский комплекс по техническим характеристикам уже превосходит в производительности иностранные аналоги. Так, французское оборудование работает со скоростью до 30 метров в минуту. Отечественный аналог может плести 45 метров в секунду композитной ткани или шесть килограммов, для сравнения крыло самолета весит около тонны, в час. А еще, как уточнил Владимир Маринин, намного снижает стоимость промышленного производства.
Устройство прошло предварительные испытания и скоро отправится на площадку авиастроительного завода в Ульяновск или Московского авиационного института, где на нем будет отрабатываться технология изготовления отдельных элементов конструкции самолетов, в том числе для производства центроплана и панелей крыла российского МС-21. Если комплекс успешно пройдет испытания, он будет применяться и при производстве беспилотников. Ноу-хау можно использовать также в ракетной промышленности, судостроении и автомобилестроении. Как сообщил ректор вуза Юрий Разоренов, по техническим характеристикам импортозамещающее оборудование на предварительных испытаниях превзошло плановые показатели....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114