Красная звезда
18 февраля 2022, 08:31
В погоне за небесным китом
В небе над Крымом летчики морской авиации ЧФ успешно отработали одно из самых сложных полетных упражнений
Самолет-танкер Ил-78М, словно кит из волн, выплывает из-под плотного покрова сплошной облачности. Здесь, на высоте 5200 метров, затянувшие эту часть Крымского полуострова набрякшие холодным дождем серо-сизые облака, оставшись внизу, преобразились и белоснежно сверкают в ярких лучах февральского солнца. Спустя время из облачного слоя в ясное небо выныривает пара Су-30СМ.
Истребители отдельного морского штурмового авиационного полка морской авиации Черноморского флота устремляются вслед за воздушным "китом". Дозаправка топливом в воздухе - один из самых непростых элементов полета, который выполняют военные летчики. Самолеты сближаются на расстояние немногим более 25 метров и в течение нескольких минут должны, уравняв скорости, сохранять относительно друг друга практически полную неподвижность, буквально связанные топливным шлангом унифицированного подвесного агрегата заправки (УПАЗ).
Командир Ил-78М майор Антон П. принимает доклад от штурмана, в очередной раз сверяется с полетной картой - летающий танкер встал на запланированный курс, и впереди шесть часов работы. Топливный шланг уже вышел из УПАЗ на заданную длину, стабилизирующая юбка заправочного конуса расправилась штатно. Воланчик заправочного конуса, что называется, встал на поток - замер практически неподвижно в набегающем воздухе, без провисаний растянув шланг.
О готовности к работе командиру Ил-78М доложил оператор заправки капитан Сергей Е. В своей крошечной гермокабине в самом хвосте танкера опытный оператор умело контролирует все элементы операции. От его внимательности к малейшим деталям стремительно меняющейся обстановки и точности выдаваемых рекомендаций во многом зависит успех каждого подхода на дозаправку.
По плану в этот день упражнение по дозаправке топливом в воздухе отрабатывали шесть истребителей полка морской авиации ЧФ. Каждого летчика Су-30СМ ждало несколько заходов на танкер, когда необходимо продемонстрировать высокое мастерство пилотирования и сблизиться с большим самолетом так, чтобы в конце маневра точно попасть выдвинутой приемной штангой истребителя в центр конуса. Если все выполнено правильно, мощный электромагнитный замок надежно соединяет головку приемника топлива на штанге со шлангом заправщика и возможна перекачка горючего.
Упражнение по дозаправке топливом в воздухе в этот день отрабатывали шесть истребителей полка морской авиации ЧФ
- Каждый подход к танкеру на дозаправку должен быть рассчитан так, чтобы все элементы операции удалось выполнить за один проход, - рассказывает о тонкостях сложного упражнения старший летчик авиационного звена Су-30СМ капитан Виталий Г. -Даже для опытных летчиков каждая дозаправка в воздухе - задача непростая. Выполнить ее, что называется, на автомате, несмотря на многократные повторения, невозможно.
После того как истребитель занимает исходное положение позади и чуть снизу летающего танкера, пилот истребителя оценивает, как проецируется УПАЗ и заправочный конус на траекторию движения самолета, и лишь затем начинает сближение под строго определенным углом. При этом летчик концентрирует внимание на УПАЗ, который имеет специальную световую индикацию, облегчающую относительную ориентацию самолета. Лишь когда до конуса остается каких-то метр-полтора, летчик переносит взгляд на юбку.
Секрет в том, что, несмотря на стабилизацию юбки в воздушном потоке, она все равно немного гуляет в набегающем воздухе, и, стараясь точно следовать за этим двигающимся воланчиком, летчик лишь раскачает свой самолет. К тому же во время выполнения дозаправки топливом в воздухе СДУ - аналого-цифровая система дистанционного управления самолетом переводится в особый режим, который несколько загрубляет управление самолетом, обеспечивая лучшую стабильность.
- Всегда следует помнить: если что-то не получается, следует отойти, успокоиться, оттриммировать, занять исходную и пробовать снова, - объясняет схему действий летчика капитан Виталий Г.
Действительно, помешать попасть головкой приемника топлива в шланг диаметром 52 мм на скоростях более 500 километров в час и на высоте в несколько километров над землей может множество факторов. Хотя проводить операцию разрешается лишь при отсутствии турбулентности, небольшие возмущения воздушного потока все равно всегда имеются. Они влияют как на заправляющийся самолет, так и на летающий танкер.
Кроме того, возможны и ошибки летчика заправляемого самолета, например подход на излишне высокой скорости, что может привести к провисанию и раскачиванию шланга. Для того чтобы нивелировать возможное влияние каких-либо внешних помех, экипаж самолета-заправщика и летчик заправляемого самолета должны уметь по малейшим деталям точно предугадывать дальнейшее развитие обстановки и грамотно действовать совместно даже в условиях полного радиомолчания.
- Сначала готовишься, прорабатываешь в голове каждый элемент, обдумываешь все свои действия и только потом начинаешь работать. Делаешь все на своих дистанциях и скоростях, аккуратно, не спеша и не запаздывая, есть только УПАЗ, юбка и ты. Все сделал гладко, успешный контакт, задача выполнена и потом такой восторг, - поделился эмоциями старший летчик звена.
Полгода назад помощник командира Ил-78М лейтенант Максим Д. сам впервые выполнил полет на дозаправку в воздухе и тогда, по его признанию, был переполнен эмоциями. Сегодня дозаправка самолетов для него - обычная работа, хотя помощник командира самолета-заправщика до сих пор восхищается собратьями-истребителями, или, как говорят в экипаже летающего танкера, "маленькими", которым, по мнению лейтенанта, во время дозаправки приходится намного тяжелее.
- У нашего командира всегда есть глаза в зоне заправки - наш оператор заправки. Благодаря точности его действий, опыту, глазомеру командир может уверенно полагаться на его рекомендации. А как командир вместе с бортинженером сохраняют все параметры полета вне зависимости от изменения массы самолета при большой отдаче топлива, со стороны порой и не заметить, - с гордостью отмечает Максим Д., перенимая профессиональный опыт у настоящих мастеров своего дела.
В ходе завершившейся плановой тренировки по дозаправке самолетов в воздухе экипажи шести истребителей Су-30СМ совершили 55 контактов. Задача выполнялась в сложных метеоусловиях на аэродроме - нижняя граница облачности проходила на высоте 200 метров, видимость была не более двух километров. Все задействованные экипажи справились с упражнением, не допустив ошибок.
- Согласно докладу командира экипажа танкера, замечаний по работе летного состава с ним он не отмечает, все летчики справились с задачей успешно и четко, - сообщил после окончания тренировки старший летчик авиационного звена старший лейтенант Дмитрий П.
Для того чтобы осваивать данное упражнение, летчику необходимо пройти подготовку в учебном центре в Липецке - обучиться теоретически, пройти курс занятий на тренажерах, сдать соответствующие зачеты, после чего уже в полку отлетать программу сомкнутых полетных порядков. Только после этого летчик не ниже 3-го класса допускается к выполнению полетов на дозаправку топливом днем.
Как рассказал командир отдельного морского штурмового авиационного полка морской авиации ЧФ полковник Андрей Киселев, в настоящее время в первой эскадрилье полка подготовлены четыре летчика-инструктора на дозаправку топливом в полете днем и ночью. Среди экипажей Су-24М в полку подготовлены шесть летчиков-инструкторов на дозаправку в воздухе.
- Если говорить о подготовке на данный вид задачи молодого пополнения полка, то летный состав, который в училище выполнил нормы налета от 150 часов и выше, успевает в полку набрать за год еще 100 часов, сдать на 3-й класс и затем после соответствующей подготовки приступает к освоению таких полетов, - поясняет командир полка....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114