Наука и техника
24 февраля 2022, 15:21
Современные санитарные вертолеты. Часть 1
Перспективные вертолеты создаются с учетом возможности их медицинского применения, при этом возрастает количество специализированных версий
Сегодня специалисты задаются вопросом - что дальше? Каково будущее вертолетов? Для медицины, основным предназначением которой является сохранение жизни и здоровья людей, в том числе авиаторов, и более того - вертолетчиков, интересны перспективы применения для этого беспилотных систем на основе вертолетов. Наивно предполагать, что беспилотники не будут приспособлены для медицины. Подтверждением служит разработанный американскими инженерами БПЛА DragonFly DP-14 Hawk, вертолет продольной схемы, массой 300 кг.
Эта машина заинтересовала представителей Командования медицинских исследований и разработок армии США (US Army Medical Researchand Materiel Command - USAMRDC), отвечающих за совершенствование системы эвакуации раненых, и проходит испытания, начиная с 2013 г. Подтверждены возможности по доставке 195 кг груза на расстояние 250 км при скорости 120 км/ч. Достигнута высота полета 4,5 км и максимальная скорость 200 км/ч. Вертолет оснащен ГТД, имеет длину 2,6 метра и кабину, позволяющую разместить одного раненого, не имеет сложной аппаратуры управления и способен выполнять полет по заданному маршруту, ориентируясь на сигналы GPS. При необходимости возможна корректировка параметров полета оператором по защищенному каналу связи. Вертолет может транспортироваться небольшим автомобилем, что в сочетании с приведенными характеристиками делает его оптимальным для эвакуации одного раненого с поля боя.
Кроме того, вертолет способен нести груз на внешней подвеске и точно его сбрасывать, что востребовано во время операций по доставке боеприпасов, продовольствия или медикаментов изолированным подразделениям.
Еще одной страной, имеющей большой опыт в создании БПЛА, является Израиль. Для министерства обороны продемонстрированы две беспилотные системы эвакуации тяжело раненного в ближний тыловой госпиталь. Первая система - беспилотный вертолет "Ясурон Ярок" с ПД, разработанный на базе легкого пилотируемого вертолета, грузоподъемностью 100-180 кг. Может находиться в воздухе до 2 часов, скорость полета - 120 км/ч.
Второй БПЛА "Шафририт" ("Стрекоза") способен нести 500 кг груза на дальность 50 км. Может эвакуировать носилочного раненого, осуществляя мониторинг его состояния в полете. Пропеллеры "Стрекозы" защищены кожухами, что снижает риск травм спасателей и раненого. По сравнению с традиционным вертолетом БПЛА обладает повышенной живучестью и низким уровнем шума. Поступление в войска запланировано на 2022 г.
В Российской Федерации также имеются подобные разработки. Еще в 1993 г. на фирме Камова совершил первый полет беспилотный вертолет Ка-37, его дальнейшее развитие - Ка-137 (полезная нагрузка 50 и 80 кг соответственно).
Имевшийся задел существенно облегчил вхождение ОАО "Камов" в проект создания беспилотного вертолетного комплекса, представленного на инфографике Минпромторга России. Вне всякого сомнения, одним из основных предназначений комплекса станет выполнение санитарно-медицинских задач.
Подобные БЛА становятся незаменимыми при ответах вызовам человечеству, таким как COVID-19. Спектр их применения в борьбе с коронавирусом достаточно широк: от доставки индивидуальных комплектов до эвакуации зараженных с использованием специальных воздушных транспортных изоляторов.
Так, филиппинская береговая охрана задействовала новейшие легкие вертолеты H145 для обеспечения своих сотрудников средствами индивидуальной защиты: лицевыми масками, инфракрасными термометрами, латексными амбидекстровыми перчатками, стетоскопами, пульсоксиметрами и ударопрочными анероидными манжетами.
Британская армия вместе с Королевскими ВВС для борьбы с пандемией использует три вертолета AW-159 Wildcat.
В Италии вертолетный дивизион холдинга Leonardo предоставил три вертолета (два AW-139 и один AW-189) для сдерживания пандемии. Их эксплуатация имеет ограничения. Так, при перевозке пассажиров с подозрением на грипп или простуду ограничивается количество посадочных мест, а после каждого полета вертолеты дезинфицируются. При перевозке пациентов с подозрением на COVID-19 или инфицированных им привлекался вертолет Sikorsky S-76C++, оснащенный носилками.
Так как транспортировка инфицированных лиц подвергает экипажи опасности заражения, используются специальные воздушные транспортные изоляторы - "Эпишаттлы" (EpiShuttles).
Например, инкубаторы норвежского производства EpiGuard позволяют транспортировать пациентов к ближайшим отделениям интенсивной терапии. Больной защищен прозрачной крышкой и может быть подключен к аппарату ИВЛ. По мнению экспертов, вслед за спровоцированным коронавирусом всемирным экономическим кризисом высока вероятность возникновения новых вооруженных конфликтов. Потребуются новые вертолеты различного назначения, в том числе санитарные. Как никогда становится актуальным опыт применения вертолетов в боевых действиях и чрезвычайных ситуациях....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Октябрь 27, 2025
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAA, прогноз стабильный
Октябрь 30, 2025
Ульяновский аэропорт переходит на зимнее расписание
Октябрь 30, 2025
Аэропорт в Гродно ожидает модернизация. Когда стартуют рейсы?