Эхо Москвы
2 февраля 2004, 10:35
100-летие летчика Валерия Чкалова отмечает мировая авиационная общественность
Еще при жизни именем Чкалова назвали аэроклубы, предприятия и даже города. Целое поколение в 30-е получило от родителей имя Валерий. Все мальчишки мечтали стать летчиками, а девчонки клялись им в любви и обещали ждать их из беспосадочных перелетов. Талант летчика подарил Чкалову любовь всей страны. Он испытал около 70 самолетов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку, которые потом применялись нашими летчиками во второй мировой. Впрочем, его жизнь была полна не только приключений, но и курьезов, порой даже опасных. Говорят, что Чкалов аж трижды сидел в тюрьме. И каждый раз ему помогла чья-то могущественная рука. Его первый тюремный опыт пришелся на февраль 29-го. В Брянском исправдоме ему пришлось провести 16 суток за пролет под Троицким мостом. Самолет тогда задел провода и был поврежден. Из камеры его вызволил Петр Баранов, тогдашний начальник ВВС.
Пик известности пришелся на 36-й год. Сталин назначил Чкалова командиром в рекордном полете на дальность по маршруту Москва - Петропавлоск-Камчатский. Пролетев за 56 часов расстояние, равное почти десяти тысячам километров на самолете АН-25, экипаж Чкалова приземлился на острове Ут, впоследствии переименованном в остров Чкалов. За это буквально через два дня летчик получил звание Героя Советского Союза. Уже через год следующий перелет из Советского Союза в Америку и очередной рекорд беспосадочного полета. Впереди Чкалова несомненно ждали новые подвиги и новые рекорды, если бы не трагический случай, оборвавший его жизнь в 38-м. Эта история за многие годы успела обрасти тайнами и легендами. Одни винят в смерти Чкалова тогдашнего наркома внутренних дел Ёжова, другие его преемника на посту Берию. Есть даже версия, что смерти Чкалова хотел сам Сталин, который как-то предложил летчику возглавить НКВД, но получил отказ. А отказов вождь не прощал. Как бы там ни было, известно, что летчик разбился во время испытаний очередного самолета.
15 декабря 38-го года полетное задание предписывало Чкалову совершить первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей. Нарушая маршрут он покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок ко дню рождения вождя. При посадке возникли проблемы с двигателем. Машина не дотянула до посадочной полосы. Самолет упал на территории аэродрома, налетел на препятствие и разбился, летчик погиб на месте. При расследовании гибели Чкалова были арестованы десятки человек, многие из которых так больше и не увидели свободы. По заключению специальной комиссии самолет, на котором он тогда взлетел, должен был проходить испытания на земле, но никак не в небе. И все же полет состоялся, последний полет летчика-героя....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эхо Москвы». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции