Интерфакс-Россия
4 апреля 2022, 09:16
Вмешались санкции
Серийное производство гражданских самолетов МС-21 придется отложить на 1-2 года
Серийное производство гражданских самолетов МС-21 придется отложить на 1-2 года.
"Что касается отечественных моделей, безусловно запрет поставки комплектующих, которые в большом объеме присутствовали и заложены при проектировании наших двух флагманских моделей - Superjet 100 и МС-21 - заставляют нас активно и динамично организовать работу по ускоренному импортозамещению. Работа эта организована. Но все равно произойдет сдвижка на 1-2 года, так что наши первоначальные планы по серийному производству сдвигаются", - сообщил 31 марта в эфире телеканала "Россия 24" вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов.
Изначально производители планировали снабдить флагманские модели МС-21 двигателями Pratt & Whitney, однако теперь их поставки в РФ прекращены.
"Значит, те серийные объемы, которые мы планируем, теперь должны целиком и полностью замещаться отечественным двигателем ПД-14. Поэтому нужно предусмотреть расширение производства на предприятиях ОДК для выпуска этой модели", - пояснил он.
Пока же, по словам Борисова, планируется организовать серийное производство уже выпускающихся в ограниченном объеме Ту-214 и при необходимости - Ил-96-400.
"Также даны поручения ускоренным темпом завершать разработку и выводить в серийное производство самолеты региональной авиации. Я имею в виду "Байкал", Л-410, "Ладогу" и Ил-114", - заявил он.
Ранее глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что из-за антироссийских санкций ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК, входит в "Ростех") в этом году сможет поставить лишь два самолета МС-21 вместо четырех запланированных.
"Вы знаете, что у нас продолжается работа по сертификации. Будет поставлено под контрольную эксплуатацию два самолета МС-21", - сказал он журналистам на брифинге 22 марта.
По его словам, первым получателем МС-21 станет авиакомпания "Россия" (входит в группу "Аэрофлот"). До санкций российский авиапром обещал в конце 2022 года поставить предприятию 4 самолета, уточнил Мантуров. Поставки же импортозамещенной версии МС-21, по словам чиновника, могут начаться в 2024 году.
"Скорее всего, это будет 2024 год - по завершению работ по импортозамещению, завершению всех сертификационных процедур. Потому что любая компонента, которая меняется в самолете, требует проведения соответствующих процедур испытаний", - сказал глава Минпромторга РФ.
Рассчитывать на импортные детали, по его словам, уже не приходится, поскольку из-за западных санкций российский авиапром не может получить компоненты даже по уже предоплаченным заказам, они на текущий момент заморожены.
"Нам отказано в поставке компонентов в рамках нашей широкой международной кооперации, при том, что даже заранее предоплаченные заказы, они сегодня заморожены и не поставляются. Причем объяснений нет никаких. Мы сделали вывод, что ждать точно у моря погоды смысла нет, и будем интенсифицировать работы по импортозамещению, имея в виду те заранее уже подписанные соглашения с компаниями, кто заинтересован в этой работе", - сказал министр.
По его словам, речь идет не только о российских компаниях, но и о международной кооперации с "дружественными странами".
"В первую очередь это всем известные структуры, которые располагаются на территории России, но мы не исключаем международные кооперации с дружественными нам странами, такие есть", - отметил Мантуров.
В то же время, по его словам, в 2022 году РФ поставит заказчикам минимум 19 самолетов Superjet 100 (SSJ, "Суперджет").
"У нас на 19 бортов полностью имеется комплектация зарубежная и до конца года будут исполнены контракты в объеме 19 машин. Плюс часть бортов, которые у нас так называемые "белые хвосты" - это те машины, которые ранее не были реализованы заказчикам. Мы их сейчас доводим до летной годности, и они будут также поставлены нашим российским эксплуатантам", - сказал Мантуров.
Он уточнил, что сертификация импортозамещенной версии "Суперджета" ожидается в 2023 году, а серийные поставки - в 2024 году.
"В следующем годы мы рассчитываем на уже полное импортозамещение, проведение всех необходимых сертификационных полетов, испытаний и уже начать поставку "Сухого" в российские компании", - сообщил министр.
Ранее директор филиала "Региональные самолеты" ПАО "Корпорация "Иркут" Олег Гуляев сообщал, что объем производства SSJ-100 в 2022 году составит 18 единиц. Также, по его словам, заказчикам дополнительно поставят десять Superjet, ранее бывших в эксплуатации. В ближайшие два года самолеты получат авиакомпании "Россия", "Азимут", Red Wings, "Аврора".
Вместе с тем, глава Минпромторга прокомментировал возможность расширения производства самолетов Ту-204/-214 и Ил-96.
"Что касается самолетов хорошо известных Ту-204, 214, Ил-96 - возможность расширения объемов производства присутствует, но мы исходим из здравого смысла, имея в виду, что МС-21 аналогичен по характеристикам с точки зрения пассажировместимости с Ту-214 и 204", - сказал министр.
По его словам, существующая система поставок Ту-214 для госавиации будет сохранена, при этом количество выпускаемых самолетов могут увеличить с нынешнего уровня - максимум три машины в год - до десяти.
"Будем предусматривать дополнительные сборочные мощности для Ту-214. Возобновлять производство Ту-204, мы считаем, нет смысла, исходя из того, что мы определенное время назад сделали акцент в первую очередь на 214-ой машине. Она в определенном смысле универсальна: и с большей дальностью, и с оптимальной пассажировместимостью, которая сегодня востребована нашими заказчиками", - добавил Мантуров.
Как сообщалось, Евросоюз 26 февраля ввел санкций против РФ в связи с военной операцией на Украине. В соответствии с ними запрещено поставлять в Россию гражданские самолеты и запчасти, оказывать услуги их техобслуживания и страхования. Санкции также запрещают поставки в РФ систем и комплектующих, необходимых для производства авиатехники. В международной кооперации РФ делает в том числе самолеты Superjet 100 и МС-21.
Ученые придут на помощь
Решить проблему с импортозамещением для авиации помогут и российские ученые. Так, сотрудники Томского госуниверситета (ТГУ) разработали первый в РФ конвертер озона в кислород. Приборы планируется устанавливать в отечественный самолет МС-21.
Как рассказал и.о. декана химического факультета ТГУ Алексей Князев, согласно международным правилам, в салонах всех самолетов устанавливаются конвертеры озона: в малых самолетах - по два, в больших - от четырех до шести. Такие конвертеры в мире изготавливают только в США и Германии. Чтобы минимизировать зависимость от импорта, руководство страны поставило задачу создания собственных разработок в этой области, и томские специалисты успешно с ней справились. Производство конвертеров уже началось на площадке Инжинирингового химико-технологического центра ТГУ - инновационной компании, созданной при участии вуза.
"Изначально планировалось, что в обозримом будущем будет выпущено порядка 10-20 самолетов МС 21. Сейчас с учетом ситуации планируется значительно увеличить их производство, так как стране нужно около 100 новых отечественных авиалайнеров", - уточнил Князев.
Он отметил, что химики ТГУ готовы обеспечить корпорацию "Иркут" (разработчик МС-21) необходимым количеством изделий.
В свою очередь ученые Новосибирского государственного университета (НГУ) разработали новую технологию получения карбидокремниевого волокна, которая может стать основой для импортозамещающего производства композиционных материалов в России.
Как рассказал руководитель проекта, научный сотрудник отдела прикладной физики ФФ НГУ Евгений Галашов, зарубежные методы производства требуют больших временных затрат и денежных вложений: стоимость итоговой продукции превышает несколько тысяч долларов за фунт. Помимо этого, иностранные волокна запрещены к экспорту в Россию, что затрудняет создание композитов на их основе. Новая же технология, разработанная в НГУ, позволяет в короткие сроки и с меньшими затратами получить качественное карбидокремниевое волокно для космонавтики и авиации.
Он отметил, что специалисты уже изготовили опытный реактор и получили первые образцы карбидокремниевых волокон. Теперь авторы технологии работают над созданием вакуумного реактора промышленных масштабов.
В университете полагают, что установку можно будет запустить уже в 2023 году, однако для этого потребуется дополнительное финансирование в размере 10 млн рублей. Ввод реактора в эксплуатацию позволит начать коммерческие поставки отечественного карбидокремниевого волокна на рынок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс-Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции