В среду, 13 апреля, в России утвердили временные правила лизинга, аренды и покупки авиатехники у компаний из недружественных стран. Они распространяются на договоры, которые будут исполняться в течение этого года.
"Если иностранная компания-лизингодатель из недружественной страны имеет структурное подразделение, зарегистрированное в РФ, платежи будут идти на его счет в российском банке в рублях - в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте", - сообщили в пресс-службе правительства. Расчеты будут проводить по курсу ЦБ, установленному на день исполнения обязательства.
Отдельно в постановлении сказано о компаниях, которые работают с партнерами из РФ через подразделение в государстве, которое не присоединилось к санкциям. С такими компаниями можно расплачиваться не только в рублях, но и в национальной валюте страны, где зарегистрировано это подразделение.
Новый документ в правительстве утвердили во исполнение президентского указа, который Владимир Путин подписал 1 апреля. Речь идет о документе "О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере транспорта перед некоторыми иностранными кредиторами". Этим указом глава государства разрешил авиакомпаниям рассчитываться в рублях за аренду и лизинг самолетов с компаниями из недружественных стран.
На сегодняшний день в этом списке числятся 48 государств (в том числе США, Великобритания и весь Евросоюз). Правила в указе распространяются также на договоры аренды, лизинга и покупки вспомогательных силовых установок и авиационных двигателей.
Постепенное закрытие неба
С начала спецоперации на Украине российская авиаотрасль находится под жесткими санкциями. В конце февраля ЕС прекратил поставки в РФ самолетов и запчастей к ним. Лизинговые компании обязали до конца марта разорвать контракты с российскими перевозчиками. ЕС, США и еще ряд стран закрыли свое воздушное пространство для перевозчиков из РФ. Вашингтон запретил обслуживать более 170 используемых в России лайнеров, а десятки сертифицированных в стране авиакомпаний попали в черный список ЕС по воздушной безопасности.
Минтранс в ответ на ограничения предлагал удерживать взятые в лизинг зарубежные самолеты и платить за них в рублях. 10 марта правительство запретило вывозить самолеты, вертолеты и беспилотники из страны.
В марте Путин подписал закон, позволяющий регистрировать права на зарубежные самолеты, которые находятся в лизинге у отечественных компаний. Это даст возможность сохранить парк иностранных лайнеров в стране и использовать их на внутренних направлениях.
По данным Минтранса, к 22 марта российские перевозчики перевели в реестр страны около 800 зарубежных лайнеров. Всего же, по сообщению ведомства, российские перевозчики эксплуатируют 1367 самолетов.
Соглашениям быть?
Несмотря на жесткость ранее озвученных санкций, на прошлой неделе в авиаотрасли наметилось некоторое потепление. Евросоюз разрешил своим компаниям исполнять контракты финлизинга, заключенные с российскими перевозчиками до 26 февраля. Об этом было сказано в очередном пакете санкций. При финансовом лизинге перевозчик в течение нескольких лет выплачивает полную стоимость самолета, после чего лайнер переходит в его собственность.
Тем не менее финансовый лизинг не так популярен в России, как операционный (при нем авиакомпания выплачивает лишь часть стоимости судна за время его эксплуатации, а самолет остается у лизингодателя). В "Газпромбанк Лизинге" признавали, что финансовый лизинг в российской авиаотрасли представлен лишь для самолетов местного производства.
Что касается новой рублевой оплаты, то на нее лизингодатели, вероятно, согласятся, предполагал в разговоре с "Коммерсантом" главный редактор медиапортала "Федерация лизинга" Алексей Екимовский. Дело в том, что со стороны России контракт фактически не прекращается, и при разрыве договора в одностороннем порядке лизингодателю придется выплачивать штраф. Кроме того, он попадет на возврат бортов, которые будет сложно куда-то пристроить после смены реестра поддержания летной годности.
В перспективе же от системы оплаты рублями на Западе будут отходить, считает гендиректор Infoline Иван Федяков.
"Большинство иностранных поставщиков будут либо отказываться применять данную схему работы с клиентами в России, либо станут закладывать в стоимость техники и оборудования настолько большую премиальную составляющую, которая должна будет покрывать и курсовые колебания, и другие риски, что такая закупка станет невыгодна нашим компаниям", - считает он....
Авторские права на данный материал принадлежат «КО». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции