Русская семерка
21 апреля 2022, 15:07
А-40: как в СССР создали единственный в мире летающий танк
Автор этого проекта - знаменитый советский авиаконструктор Олег Антонов, под руководством которого, в частности, были созданы несколько десятков видов транспортных, пассажирских и многоцелевых самолетов класса Ан
Зачем его начали делать
В биографической книге Василия Захарченко "Олег Антонов" описывается, как проходила работа над этим необычным проектом. В начале войны КБ Антонова эвакуировали в Тюмень. На тот момент конструктор уже занимался проектированием семиместного грузового планера А-7 для доставки грузов партизанским отрядам. Как отмечал Василий Захарченко, за годы Великой Отечественной в Западной Сибири под руководством Олега Антонова были созданы десятки таких доставщиков десанта, оружия, боеприпасов и продовольствия, они действовали даже за границей СССР, в частности, сбрасывали грузы югославским партизанам.
В Тюмени Антонов начал работать над проектом летающего танка, который мог бы доставляться за линию фронта тяжелым самолетом. Из Горького в Тюмень был доставлен разработанный в августе 1941 года конструктором Николаем Астровым шеститонный танк Т-60 (их в войну выпускали на ГАЗе).
Согласно проекту, летательная конструкция с Т-60 (она называлась А-40 (КТ)) представляла собой комбинированный планер, фюзеляжем которого служил танковый корпус, а ходовая часть должна была выполнять роль шасси. Буксировку А-40 планировалось осуществлять при помощи советских тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 или ДБ-3Ф, летающие танки намеревались перебрасывать за линию фронта как десант, а также для вооружения партизан.
Как шла работа над проектом
В материале журнала "Вокруг света" сообщается, что над созданием летающего танка Олег Антонов начал работать в конце первого года Великой Отечественной войны. Проект был готов за 2 недели, и к лету следующего года планерный тюменский завод уже выпустил опытный образец "Крыльев танка".
Размах крыльев планера - 18 метров, длина летательного аппарата составляла немногим более 12 метров. Танк управлялся тросами, подведенными к месту, занимаемому в бронемашине механиком-водителем. Для облегчения полетного веса танк освободили от вооружения, боекомплекта, фар, крыльев и почти от всего горючего. В итоге вес танка-планера потянул на 7,8 тонн.
Первый и последний полет
В книге "Олег Антонов" со слов самого конструктора и механика-водителя "Крыльев танка" Сергея Анохина автор описывает испытательный полет А-40 в начале сентября 1942 года на подмосковном аэродроме в Раменском. Анохин вспоминал, что при креплении планера к ТБ-3 он через специальные зеркала видел, как натягиваются крепежные стальные тросы, танкист выровнял многотонную, подвешенную к бомбардировщику махину после того как ее подняли в воздух - чтобы не было крена. Управление А-40 в полете было нормальным.
По воспоминаниям Антонова, танк оторвался от земли даже раньше ТБ под управлением пилота Петра Еремеева - Анохин своевременно опустил закрылки. Бомбардировщик с подвешенным танком сделал круг над аэродромом и... пропал. Как потом выяснилось, у ТБ-3 перегрелись моторы и Еремеев по радиосвязи приказал Анохину "отцепляться". Спланировал танкист-пилот на аэродром Быково удачно, без ЧП, и в планерном "оперении" начал движение к КП.
Обслуга аэродрома начала занимать боевые позиции, зенитчики также приготовились к бою: они ничего не знали об испытаниях сверхсекретного оружия и не ожидали подобного десанта. Бомбардировщик возвратился на исходный аэродром, пилот Петр Еремеев доложил о случившимся. Вскоре А-40 пригнали своим ходом с аэродрома Быково.
Неразрешимой осталась проблема транспортировки такого летающего танка: тяжелых бомбардировщиков в Великую Отечественную войну не хватало, а испытания с ТБ-3 продемонстрировали, что этот самолет транспортировать "Крылья танка", тем более на дальние дистанции, не способен. Поэтому проект дальнейшего развития не получил.
Примечательно, что впоследствии, уже после войны, в 50-х годах, транспортировать танки по воздуху и сбрасывать их на парашютах в СССР все же удалось, и снова благодаря конструкторской мысли Олега Антонова - на его военно-транспортный Ан-8 был установлен мощнейший турбовинтовой двигатель АИ-20, позволявший самолету выдерживать сверхтяжелые грузы в виде бронетехники. Затем ОКБ Антонова для этих целей разработало и другие, более совершенные транспортники....
Авторские права на данный материал принадлежат «Русская семерка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции