Восток-Медиа
10 февраля 2004, 11:03
50 лет назад в небе над Приморьем застрекотал мотор легендарного "кукурузника" - биплана Ан-2
Новый самолет принес своему 40-летнему создателю огромный успех. Уникальные летные качества биплана, его универсальность и экономичность без проблем "пробили" важные правительственные постановления. Олег Антонов со своим КБ приглашен в Киев, и уже в марте 1948 г. Киевский авиазавод начал серийный выпуск Ан-2.
В 1951 г. хабаровские авиаторы первыми на Дальнем Востоке освоили базовую эксплуатацию "кукурузника", поэтому пилоты из других дальневосточных авиаотрядов проходили переучивание в Хабаровске.
10 февраля 1954 г. экипаж Константина Шашеля посадил в аэропорту "Озерные Ключи" (Артем) первый приморский Ан-2, пригнанный с завода через всю страну. В то время в местном аэропорту эксплуатировались перкалевые "этажерки" По-2 и такие же перкалевые водоплавающие "шаврушки" Ш-2, не имевшие даже закрытых кабин. Они обслуживали десяток внутрикраевых линий и спецзаказы организаций. Из Хабаровска в Артем прилетали 2-моторные Ли-2, а из Москвы - тоже 2-моторные, но более комфортабельные и быстроходные Ил-12. А пассажиров-то аэропорт отправлял чуть более 4000 в год.
Ан-2 круто изменил положение на местных линиях. Уже через месяц самолет отправился в Иман (Дальнереченск) на обслуживание геологов. В тот год авиаотряд получил еще 3 машины, а дальше пошло по нарастающей. Хорошая грузоподъемность (1500 кг), закрытая и даже отапливаемая кабина, мощный (1000 л.с.) и экономичный (140 кг/ч) двигатель, неприхотливость в эксплуатации и обслуживании и уникальные летные качества за пару лет сделали новый самолет главным воздушным извозчиком края. Ан-2 эксплуатировался с колесным, поплавковым и лыжным шасси. К середине 80-х годов прошлого века самолет обслуживал более 40 (!) ежедневных грузопассажирских внутрикраевых рейсов. В дополнение к этому были постоянные заказы от лесников, геологов, авиалесоохраны, сельского хозяйства. Про объемы работ говорит тот факт, что в Озерных Ключах было 2 эскадрильи Ан-2, а дополнительные эскадрильи - в Дальнереченске, Дальнегорске и Тернее. О надежности биплана можно судить по тому, что за все годы эксплуатации по вине самолета не пострадал ни один пассажир.
Удар по эксплуатации самолета был нанесен еще при СССР. Во-первых, потому, что серийное производство Ан-2 перевели в Польшу, а это привело к удорожанию машин. Во-вторых, поршневый двигатель "кукурузника" работает на авиабензине, который производился только на одном Уфимском НПЗ, и производство которого стали сокращать еще в 70-е годы.
Экономические преобразования 90-х годов свернули эксплуатацию Ан-2 и в Приморье. Предприятия - потенциальные заказчики обнищали, стоимость самолета перешла в СКВ, производство бензина сведено до минимума. Сейчас в Приморье в собственности разных организаций осталось несколько "кукурузников"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Восток-Медиа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 2, 2024
Аэрофлот с 1 мая открывает продажу субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Вертолеты Московского авиационного центра сбросили на пожар на улице Буракова 235 тонн воды
Май 3, 2024
Лидеры авиационной отрасли обсудили взаимодействие пилотируемой и беспилотной авиации
Май 3, 2024
В Перми авиакомпания взыскала деньги за обучение пилота