О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В МАИ разрабатывают технологию для повышения прочности деталей авиатехники

В Московском авиационном институте разрабатывается технология лазерного ударного упрочнения, повышающая предел выносливости титановых, алюминиевых и других видов сплавов, применяемых для производства деталей авиационной техники

В Московском авиационном институте разрабатывается технология лазерного ударного упрочнения, повышающая предел выносливости титановых, алюминиевых и других видов сплавов, применяемых для производства деталей авиационной техники. Технология позволит повысить усталостную прочность материалов, а значит, ресурс летательных аппаратов и надежность их двигателей.

Работы проводятся на кафедре 205 "Технология производства двигателей летательных аппаратов" МАИ под руководством доцента Максима Ляховецкого в интересах предприятий АО "ОДК". Суть технологии состоит в деформировании поверхностного слоя детали за счет микровзрывов наносекундной длительности, которые происходят под воздействием лазерного излучения.

- При попадании посторонних предметов в тракт авиационного двигателя на кромках лопаток могут возникать забоины, - рассказывает Максим Ляховецкий. - Такое повреждение может привести к быстрому развитию трещины во время полета и даже отрыву лопатки. Ударная лазерная обработка является одним из способов, снижающих вероятность таких инцидентов. В процессе обработки лазерными импульсами большой мощности в поверхностном слое детали происходит образование локальных деформированных участков. При этом формируются сжимающие остаточные напряжения, которые препятствуют зарождению и распространению трещин.

Для России технология является новой. Она имеет в несколько раз большую эффективность, чем дробеударные методы, традиционно применяемые на отечественном производстве. Их суть состоит в ударном воздействии на детали металлических или керамических шариков.

- При обработке лопаток дробеударными методами добиться величины и глубины залегания сжимающих напряжений на уровне, сравнимом с лазерной ударной обработкой, физически невозможно, - говорит Максим Ляховецкий.

С конца 2020 года в МАИ проводилась научно-исследовательская работа в рамках договора с ПАО "ОДК-УМПО" - филиалом ОКБ им. А. Люльки. Ученым удалось подтвердить уникальные характеристики поверхностного слоя, получаемые в процессе лазерного ударного упрочнения титановых сплавов. Эксперименты проводились на отечественной лабораторной лазерной системе производства ООО "НПП ВОЛО".

Весной 2021 года был заключен договор с АО "ОДК-Авиадвигатель" на разработку технологического процесса лазерной ударной обработки лопаток газотурбинного двигателя. В рамках этой работы была создана отечественная экспериментальная установка для обработки деталей.

Среди дальнейших задач, стоящих перед исследователями, - разработка математического аппарата, позволяющего моделировать и прогнозировать остаточные напряжения в процессе обработки детали, а также возникающие в связи с этим деформации. В будущем это позволит быстрее проводить оптимизацию технологического процесса, а также перейти к еще одной возможности данного метода: формообразованию крупногабаритных конструкций, таких как элементы обшивок, силовые конструкционные элементы планера и т. д. После этого планируется перейти к разработке опытно-промышленной системы.

В перспективе использование технологии возможно не только для нужд авиации. Она может стать востребованной в нефтедобывающей отрасли, ядерной технике, судостроении, автомобилестроении - словом, везде, где ресурс и надежность техники являются ключевыми факторами успеха на рынке....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка