АО "Авиасалон"
9 июня 2022, 15:23
Николай Поликарпов: у истоков истребительной авиации России
130 лет назад, 8 июня 1892 года родился Николай Николаевич Поликарпов - выдающийся авиаконструктор, создавший лучшие истребители и учебные самолеты своего времени, внесшие огромный вклад в обеспечение Победы в Великой Отечественной войне
Судьба авиаконструктора Николая Поликарпова в контексте времени типична и уникальна одновременно. Сын священника, он закончил сначала духовное училище, затем духовную семинарию, однако служителем церкви не стал. Н. Поликарпов поступил в Петербургский политехнический институт, где увлекся зарождавшейся тогда авиацией. По окончании учебы работал под началом Игоря Сикорского, впоследствии возглавлял ряд конструкторских бюро, разрабатывавших новые самолеты. Через 10 лет - "враг народа", приговор без суда и следствия - смертная казнь. Вместо исполнения приговора - предложение "искупить вину" и перевод в закрытое ЦКБ №39 в Бутырской тюрьме, одну из многочисленных "шарашек" того времени: СССР нужны были самолеты, которые не сделать без авиаконструкторов и прорывов в науке и инженерной мысли. Вместе с Дмитрием Григоровичем и другими товарищами по "шарашке" создал знаменитый самолет И-5, ставший на долгие годы основным истребителем ВВС Красной Армии. Смертную казнь заменили на 10 лет лагерей, и только после одобрения истребителя И-5 на самом верху наказание сменилось на условное. Дело в отношении Н. Поликарпова было закрыто только в 1956 году - через 12 лет после смерти авиаконструктора.
Еще будучи студентом, в 1914 году он поступил на авиационный завод "Дукс", выпускавший по лицензии летательные аппараты европейских фирм. В 1915 году поступил на практику на Петроградский авиационный завод. Успешно защитив дипломный проект, Н. Поликарпов поступил на работу в авиационное подразделение Русско-Балтийского вагонного завода, где под руководством Игоря Сикорского строился знаменитый "Илья Муромец". По заданию И. Сикорского, сразу оценившего талант и трудолюбие молодого специалиста, Н. Поликарпов выполнил большой объем конструкторских чертежей и многому научился у великого авиаконструктора.
В 1922 году, работая над улучшением британского бомбардировщика de Havilland D.H.9, Н. Поликарпов разработал свой первый самолет-разведчик Р-1, который сыграл важную роль в становлении и развитии советской авиации. Р-1 стал первым массовым самолетом, выпущенным в СССР. На протяжении почти 10 лет выполнял широчайший спектр военных и народно-хозяйственных задач. На его основе практически с нуля создавалась отечественная авиапромышленность.
В 1923 году Н. Поликарпов создал выдающийся для своего времени истребитель И-1. Новаторство заключалось в том, что в борьбе за повышение скорости конструктор впервые построил моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом вместо господствовавшей в то время схемы биплана.
В 1927 году Н. Поликарпов создал свой знаменитый У-2 - учебный самолет, ставший одним из самых массовых самолетов в мире (построено около 40 000 самолетов в различных модификациях) и впоследствии переименованный в По-2 по имени своего разработчика. Летные школы и воинские части ВВС РККА, аэроклубы и авиаотряды гражданского воздушного флота - везде самолет быстро завоевал доверие инструкторов и курсантов. Он был легок в управлении, имел отличную статическую продольную устойчивость и прощал ошибки пилоту, что сделало его незаменимым для первоначального обучения. В годы Великой Отечественной войны У-2 подготовил к первому вылету около ста тысяч летчиков, воевал в качестве легкого ночного бомбардировщика, разведывательного, связного, санитарного и транспортного самолета.
В 1930 году был запущен в производство двухместный разведчик и ближний бомбардировщик Р-5 разработки Н. Поликарпова. Всего за семь лет изготовлено свыше 6000 экземпляров, на международном конкурсе в Тегеране Р-5 признан лучшим разведывательным самолетом в мире. Самолет принял участие в беспрецедентной операции по спасению челюскинцев, участвовал во всех вооруженных конфликтах СССР в 1930-е годы, воевал в начальный период Великой Отечественной войны.
В 1932 году был одобрен и принят к реализации проект Н. Поликарпова по разработке истребителя-биплана И-15. В декабре 1935 года Владимир Коккинаки установил на специально подготовленном И-15 мировой рекорд высоты: 14 575 метров! Однако эпохе бипланов подходил конец. Обладая большим лобовым сопротивлением, забирающим значительный запас мощности двигателя, бипланы в сравнении с монопланами не могли обеспечить превосходство в скорости, являвшейся одним из главных характеристик истребителей. Н. Поликарпов создал скоростной и маневренный истребитель-моноплан И-16 с убираемым шасси, ставший самым массовым в мире истребителем своего времени: в период с 1934 по 1942 год было выпущено около 10 300 экземпляров И-16 разных модификаций. Н. Поликарпова не случайно называли "королем истребителей": на протяжении почти 10 лет истребительную авиацию СССР вооружали исключительно самолетами разработки поликарповского КБ. Основу истребительного парка ВВС 1934-1940 годов составляли биплан И-15 и его модификации И-15бис и И-153 "Чайка", представлявшие собой высокоманевренные истребители воздушного боя. Моноплан И-16 тактически дополнял И-15 как скоростной истребитель-перехватчик.
К 1939 году Н. Поликарпов - главный конструктор завода № 1. Однако клеймо "врага народа" продолжает преследовать авиаконструктора: за время непродолжительной командировки в Германию его КБ фактически расформировывают, переведя лучших специалистов в новое подразделение под руководством Артема Микояна. Несмотря на эти испытания, конструктор практически с нуля создает полноценное КБ. Под его руководством созданы опытные истребители И-180 и И-185. Последний по характеристикам превосходил все серийные истребители тех лет - это была самая быстрая, самая высотная, самая маневренная и энерговооруженная машина, к тому же высокотехнологичная и удобная в производстве и ремонте. Однако в серию по ряду причин она так и не пошла. Последние разработки Н. Поликарпова - крылатые ракеты и самолеты-снаряды - должны были дать Советскому Союзу новый класс вооружения. Но конструктору не было суждено увидеть это сверхоружие - в июле 1944 года он умер.
Сохранять и популяризировать великое наследие отечественной авиационной конструкторской школы - замечательная традиция авиасалона МАКС, ставшая одним из его фирменных знаков. В рамках салона из года в год демонстрируется уникальная историческая коллекция самолетов, созданная в России благодаря энтузиазму любителей авиации. Среди раритетов - самолеты Николая Поликарпова И-16, И-15бис, И-153 "Чайка", ДИТ и другие. Реплика По-2, давшего путевку в жизнь тысячам советских летчиков и безотказно отработавшая многие годы для нужд малой авиации СССР, не только выставлялась в исторической экспозиции МАКС, но и не раз принимала участие в летной программе салона в Жуковском, вызывая гордость и восхищение сотен знатоков и ценителей истории авиации.
Надеемся вновь увидеть знаменитые самолеты Николая Поликарпова в исторической экспозиции и в летной программе МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции