АО "Авиасалон"
16 июня 2022, 11:41
Комплекс "Строй-П" с ДПЛА "Пчела": боевое крещение легких беспилотников
16 июня 1997 года вышло постановление правительства № 753 о принятии на вооружение комплекса "Строй-П" с дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом "Пчела" - первым российским легким беспилотником, принимавшим участие в боевых действиях
Локальные войны и региональные военные конфликты 1980-х годов убедительно доказали все возрастающую роль относительно недорогих, но при этом эффективных комплексов с дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами (ДПЛА). Их отличием от обычных беспилотных аппаратов являлся эффект информационного "присутствия" человека на борту ДПЛА, позволяющий оператору принимать решения непосредственно в ходе выполнения миссии и реагировать на изменение обстановки. Очевидными были и преимущества ДПЛА в сравнении с пилотируемой авиацией: слишком высока цена возможных потерь пилотируемой техники и летного состава в ходе боевых действий, в то время как сравнительно дешевые ДПЛА, обладающие высокой маневренностью и живучестью, могли успешно выполнять многие задачи, ранее возложенные на пилотируемую авиацию.
ОКБ имени А.С. Яковлева приступило к работе над тактическими ДПЛА с 1980 года и стало единственным КБ, которому удалось к 1990 году создать такой аппарат. Многоразовый ДПЛА "Пчела-1Т", разработанный в интересах воздушно-десантных войск для решения задач разведки, успешно прошел госиспытания и был освоен в серийном производстве.
Перед конструкторами стояла весьма непростая задача обеспечить не только решение тактических задач, но и удобство и простоту в эксплуатации, надежность и боевую эффективность ДПЛА. Сложность работы заключалась и в том, что практически все комплектующие устройства и системы ДПЛА создавались в России впервые, в широкой кооперации с профильными отечественными НИИ, заводами и КБ.
"Пчела-1Т" имел оригинальную аэродинамическую схему с кольцевым оперением. Крыло малого удлинения обеспечило высокие аэродинамические характеристики при минимальных габаритах, что дало возможность транспортировать ДПЛА различными типами грузового автотранспорта. В качестве силовой установки использовался двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания П-032 с толкающим винтом, расположенным в кольцевом оперении. Бортовое оборудование включало сменный комплекс разведывательной аппаратуры: ТВ-камеру с объективом, фокусное расстояние которого изменялось по команде оператора, или тепловизор. Старт осуществлялся с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка выполнялась на парашюте с амортизирующим надувным мешком, снижающим ударные перегрузки, и допускала приземление аппарата на неподготовленную ровную площадку.
На базе ДПЛА "Пчела-1Т" в 1990 году был создан комплекс "Строй-П", предназначенный для круглосуточного наблюдения объектов и передачи информации в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. Комплекс обеспечивал оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения, наведение и корректировку реактивных систем залпового огня, ствольной артиллерии, ударных вертолетов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия. "Строй-П" включал 10 летательных аппаратов "Пчела-1Т", наземный пункт дистанционного управления и пусковую установку, размещенные на десантируемом бронетранспортере БТР-Д. К 1991 году было выпущено пять серийных комплексов "Строй-П" с 50 летательными аппаратами.
Впервые беспилотный комплекс "Строй-П" был применен в мае 1995 года войсками Северокавказского военного округа для поддержки боевых действий ВДВ в Чечне. 16 июня 1997 года комплекс официально принимается на вооружение. Всего в Чечне было использовано пять аппаратов "Пчела-1Т", их суммарный налет составил 7 часов 25 минут, максимальное удаление от наземной станции управления достигало 55 км, высота полета - от 600 до 2200 м. С помощью "Строй-П" была получена уникальная разведывательная информация, позволившая спасти жизнь сотням российских солдат.
Интерес авиасалона МАКС к беспилотной тематике растет с каждым годом и вполне закономерен - перспективные разработки в авиации и космонавтике тесно связаны с применением искусственного интеллекта, беспилотных роботизированных систем. Впервые ранее засекреченный тяжелый беспилотный летательный аппарат "Орион", разработанный корпорацией "Кронштадт" по заказу Министерства обороны РФ, появился на МАКС-2017, став сенсацией авиасалона. "Орион" - первый отечественный комплекс воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом большой продолжительности полета. Более 90% процентов его комплектующего оборудования создано в России с нуля. Для "Ориона" была разработана технология производства агрегатов фюзеляжа из углепластика, основанная на вакуумной инфузии. Впервые были использованы элементы искусственного интеллекта, позволяющие аппарату в случае нештатной ситуации или потери связи с оператором самостоятельно вернуться на базу и приземлиться. Главным конструктором "Ориона" стал Николай Долженков, руководивший работами по созданию легендарной "Пчелы" и стоявший у истоков отечественной беспилотной авиации.
На МАКС-2021 "Кронштадт" представил на статической стоянке новый разведывательно-ударный беспилотник "Орион-Э" в экспортном варианте, а также БЛА радиолокационного дозора "Гелиос-РЛД". Компания ZALA демонстрировала свои беспилотные комплексы для ведения видеомониторинга в видимом и ИК-диапазоне, аэрофотосъемки для геодезических и сельскохозяйственных работ, мониторинга магистральных газопроводов, создания цифровых двойников наземных объектов для ведения поисково-спасательных работ и др. Холдинг "Вертолеты России" впервые продемонстрировал на МАКС-2021 беспилотный летательный аппарат вертолетного типа БАС-200 для широкого спектра авиационных работ, который стал первым в истории беспилотным ЛА, принявшим участие в летной программе салона.
Помимо самих беспилотных летательных аппаратов, на авиасалоне были представлены разработки в области инфраструктуры посадочных площадок и специальных платформ, на которых БЛА смогут приземляться, разгружаться и перезаряжаться, проекты платформ для летающего такси, построения сетей беспилотной логистики и пр. В рамках деловой программы МАКС-2021 активно обсуждались вопросы сертификации БЛА и регулирования рынка, который в экспериментальном режиме де факто уже несколько лет существует в России. На очереди - запуск стартапов, взаимодействующих с крупными корпорациями, а также ожидаемые действия регуляторов отрасли, которым предстоит догонять технический прогресс в области создания перспективных БЛА в интересах бизнеса и народного хозяйства....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции