О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Грузная ситуация: Шереметьево проверяют из-за возможного нарушения конкуренции

Московская транспортная прокуратура и ФАС проверяют крупнейший грузовой терминал страны "Москва Карго" в Шереметьево, принадлежащий самому аэропорту

Московская транспортная прокуратура и ФАС проверяют крупнейший грузовой терминал страны "Москва Карго" в Шереметьево, принадлежащий самому аэропорту, выяснили "Известия". На деятельность терминала пожаловалось руководство конкурента - частного терминала "Шереметьево-Карго", также расположенного в этой авиагавани. Грузовые агенты говорят, что "Москва Карго", вероятно, незаконно препятствует обработке грузов в "Шереметьево-Карго". Конфликт двух терминалов длится уже не первый год, но сейчас проблема обострилась на фоне сокращения количества перелетов и борьбы за каждый рейс. В результате обработка и выдача грузов задерживается на несколько дней.

Конкуренция обострилась

Московская межрегиональная транспортная прокуратура и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проверяют деятельность грузового терминала аэропорта Шереметьево "Москва Карго" (SVO-1) и его акционера - оператора самого авиаузла, Международного аэропорта Шереметьево (МАШ). Об этом "Известиям" рассказали три источника на рынке грузоперевозок.

На компанию пожаловался менеджмент другого, независимого от аэропорта грузового терминала в Шереметьево - "Шереметьево-Карго", или SVO-2. Его основные владельцы - более 270 человек, среди которых нынешние и бывшие сотрудники компании. SVO-1 находится в северном терминальном комплексе, рядом с терминалом B, SVO-2 - напротив, через летное поле, то есть на юге аэропорта.

Грузовые агенты говорят, что "Москва Карго", вероятно, незаконно препятствует обработке грузов в "Шереметьево-Карго".

- Мы обратились в органы, так как к нам от клиентов-грузоотправителей и грузовых агентов стало поступать множество жалоб на всевозможные препятствия со стороны аэропорта в обработке грузов в нашем терминале. При этом клиенты не хотят быть названными, ведь их грузы обслуживаются и у нас в терминале, и в "Москва Карго". Но минимум четыре крупных грузовых агента за последнее время пожаловались на действия МАШа, - сообщил "Известиям" заместитель гендиректора по качеству "Шереметьево-Карго" Евгений Якунин.

В московской прокуратуре и ФАС "Известиям" подтвердили, что проводят проверки.

- Материалы по обращению "Шереметьево-Карго" на действия аэропорта находятся на рассмотрении в ФАС. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства будут приняты меры реагирования, - сообщил представитель ведомства.

В Московской транспортной прокуратуре добавили, что проверка пока не завершена.

В пресс-службе Шереметьево отказались от комментариев.

Подали жалобу

Два грузовых агента подтвердили "Известиям", что они столкнулись с препятствиями доставки грузов в SVO-2. По словам сотрудника одного из них, компания официально направляла запрос в аэропорт с просьбой разгрузить товары именно в "Шереметьево-Карго", но аэропорт это проигнорировал. Эту информацию подтвердил и Евгений Якунин.

- Сотрудник "Москва Карго" просто ответил на запрос словами: "Передачу груза на SVO-2 не подтверждаем". Также аэропорт отказывался подтверждать некоторым авиакомпаниям, с которыми мы работаем, слоты (временной интервал, в который конкретная авиакомпания может совершать взлет и посадку в аэропорту. - "Известия") или направлять самолеты на стоянку к нашему терминалу, аргументируя это тем, что там нет места для борта. При этом весь южный терминальный комплекс сейчас закрыт и стоянки рядом с ним пустые. Одна из них непрерывно пустовала почти неделю, мы регулярно запрашивали постановку самолета на нее, но каждый раз получали отказ, - рассказал Евгений Якунин.

Кроме того, МАШ весной начал предлагать авиакомпаниям скидки до 25% на услуги взлета и посадки самолета, если они согласятся обслуживаться только в "Москва Карго". "Известия" ознакомились с копией такого письма в адрес одного из перевозчиков. "Шереметьево-Карго", не будучи оператором аэропорта, не могут предлагать никаких скидок на эти операции.

- Хотя между терминалами только летная полоса, логистику обслуживания авиагруза очень сложно перестроить в моменте. Когда машина под разгрузку из-под борта заказана в один терминал, а груз неожиданно привозят в другой, это приводит к задержкам доставки груза, дополнительным финансовым расходам. При этом именно грузовому агенту приходится платить штрафы, неустойки по договорам с автотранспортными компаниями и с грузополучателями, - сообщил один из источников.

Перед новым годом, в ноябре-декабре, фуры стоят в очереди на разгрузку бортов в "Москва Карго" по 12-16 часов, несмотря на техническую оснащенность терминала, уточнил он. Менеджер другой логистической компании добавил, что задержка в обслуживании из-за направления груза в другой терминал доходит до 4-5 дней.

- При этом мы вынуждены работать и с "Москвой Карго", потому что "Аэрофлот", например, обслуживается только там. На фоне сокращения авиатрафика "Москва Карго" сейчас пыталась перетянуть к себе новые авиакомпании. Недавно они пытались привлечь Turkish Airlines, которая до этого обслуживалась в SVO-2, но турки не захотели и в результате вообще ушли в грузовой терминал Внуково, - рассказал источник.

"Известия" направили запрос в пресс-службу Turkish Airlines.

История повторяется

Конфликт двух терминалов длится уже не первый год. В 2017 году грузоотправители уже жаловались на ситуацию с нездоровой, по их мнению, конкуренцией в грузовом кластере Шереметьево. Тогда эта жалоба касалась договора между "Аэрофлотом" и "Москва Карго" об обслуживании всех грузов авиакомпании в SVO-1.

В 2018 году ФАС расследовала эти инциденты. В ведомстве "Известиям" сообщили, что в сентябре 2019-го подмосковное управление службы признало, что аэропорт Шереметьево нарушил антимонопольное законодательство, злоупотребляя доминирующим положением. Аэропорт устранил нарушение и заплатил штраф, добавили в ФАС.

Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин считает, что ситуация с грузами в Шереметьево вполне может подпадать под определение недобросовестной конкуренции.

- Такие действия обычно квалифицируются как административные нарушения. В соответствии с ч. 1 ст. 14.33 КоАП ответственность - это штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей для юридического лица и до 20 тыс. - для должностного, - сказал адвокат.

Также ФАС в ходе проверки может обнаружить признаки уголовного преступления - например, если ущерб или выгода от такого нарушения превысил 30 млн рублей, добавил он. Тогда ситуацией могут заинтересоваться уже органы следствия, указал адвокат. Но на практике для обратившихся с жалобой обычно важнее не наказание, а предписание устранить нарушение, признал Юрий Федюкин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка