РТ на русском
27 июня 2022, 10:06
"Для решения специальных задач": чем уникален разведывательно-ударный вертолет Ка-52
25 лет назад первый полет совершил двухместный разведывательно-ударный вертолет Ка-52. Широкой публике он больше известен под наименованием "Аллигатор"
25 июня 1997 года летчик-испытатель Александр Смирнов впервые поднял в небо опытный экземпляр разведывательно-ударного вертолета Ка-52, который позднее получил грозное название "Аллигатор".
Этой винтокрылой машине суждено было стать одним из самых распространенных вертолетов армейской авиации ВКС России. Большая популярность Ка-52 - результат огромного труда отечественной промышленности, которой после распада СССР приходилось работать в непростых финансовых условиях.
"Ка-52 создавался достаточно долго и не без проблем. Но эти усилия не были напрасными. Россия получила потрясающий по совокупности основных характеристик боевой вертолет. Сейчас без "Аллигатора" невозможно представить армейскую авиацию нашей страны", - отметил в комментарии RT заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Владимир Попов.
Маневренность и защищенность
"Аллигатор" представляет собой модернизированный двухместный вариант позднесоветского вертолета Ка-50 "Черная акула" разработки ОКБ Камова. Машина была принята на вооружение в 1995 году и получила высокие оценки военных.
Главными преимуществами Ка-50 были его невероятная маневренность, эффективность на малых высотах и превосходная устойчивость.
Как и в других камовских аппаратах, в "Черной акуле" конструкторы реализовали соосную схему с двумя несущими винтами. Она считается технологически сложной и дорогостоящей, но при этом существенно повышает летные возможности носителя.
Революционным отличием "Черной акулы" от остальных советских вертолетов была ее одноместная компоновка. Камовцы отважились на очень смелый эксперимент, заменив функционал штурмана-оператора автоматизированным электронным оборудованием.
Но в 1990-е годы в Минобороны РФ из-за тяжелого положения в экономике страны решили отказаться от дальнейшей реализации программы Ка-50 и поручили ОКБ создать двухместную модификацию вертолета, впоследствии ставшую Ка-52.
Однако часть уже находившихся в парке ВВС России "Черных акул" продолжала эксплуатироваться. По информации Минобороны, Ка-50 применялись в контртеррористической операции в Чечне в 2000-2001 годах и успешно выполнили поставленные задачи.
Получив двухместную кабину, машина сильно потяжелела. Чтобы уменьшить ее массу, конструкторы изменили геометрию носовой части фюзеляжа, а также установили усовершенствованные двигатели и авионику.
Доводка будущего Ка-52 продолжалась до 2006 года. Серийное производство "Аллигатора" стартовало в 2008-м на заводе "Прогресс" в Приморском крае, а спустя три года вертолет был официально принят на вооружение.
"Аллигатор" считается одной из самых совершенных боевых машин в своем классе. Он способен быстро маневрировать в ограниченном пространстве для занятия выгодной атакующей позиции, выполнять сложный пилотаж и вести воздушный бой на малых высотах.
Максимальная взлетная масса Ка-52 составляет 11,3 т, длина фюзеляжа - 13,8 м, крейсерская скорость - 250 км/ч, практическая дальность - 455 км, скороподъемность - 960 м в минуту, а боевая нагрузка - 2 т.
Как сообщается в материалах "Ростеха", при создании "Аллигатора" использовались самые передовые технологии российского авиастроения. В частности, в машине были реализованы новейшие разработки в авионике, вооружении, в области применения композитов и обеспечения безопасности полетов.
Вертолет предназначен для уничтожения бронетехники, пехоты, малоскоростных воздушных целей на переднем крае и в тактической глубине театра военных действий. Также "Аллигатор" способен проводить разведку и управлять группой боевых ударных вертолетов.
"Отличительной особенностью Ка-52 является возможность его использования для решения специальных задач, к числу которых относятся выдача информации о тактической обстановке в районе боевых действий, лазерная подсветка целей взаимодействующим спецподразделениям, организация связи и передача разведывательной информации в любое время суток", - отмечается в материалах Минобороны.
На Ка-52 установлены два газотурбинных двигателя ВК-2500. Эти силовые агрегаты были созданы на замену советским ТВ-117. На сайте производителя (петербургского предприятия АО "ОДК-Климов") говорится, что ВК-2500 улучшает маневренность носителя, повышает его скорость и грузоподъемность.
Большое внимание создатели этого силового агрегата уделили вопросам безопасности. Двигатель имеет чрезвычайный режим мощности 2700 л. с., который позволяет экипажу пилотировать вертолет при отказе одного из агрегатов. Кроме того, ВК-2500 не имеет ограничений по географии эксплуатации.
Создатели Ка-52 позаботились и об авионике вертолета. "Аллигатор" получил радиолокационный комплекс "Арбалет", отвечающий за поиск целей и общий контроль воздушной обстановки. Благодаря этому комплексу "Аллигатор" способен оперативно находить цели для поражения и избегать опасные метеообразования.
"Арбалет" может сопровождать до 20 целей, причем танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик - на 15 км, ракета ПЗРК - на 5 км, линии электропередачи - на 500 м.
Помимо радиолокационного комплекса, для наблюдения за окружающим пространством Ка-52 оснащается оптическим, инфракрасным и телевизионным оборудованием, а пилоты могут использовать нашлемные микродисплеи и очки ночного видения.
Еще один важный элемент бортового оборудования Ка-52 - лазерно-лучевая система наведения управляемого оружия и комплекс обработки видеоизображений.
В арсенал "Аллигатора" входит весьма обширная номенклатура вооружения: 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами, различные типы авиабомб, управляемых и неуправляемых ракет.
"Большое количество вариантов вооружения достигается за счет шести точек подвески, на которых могут устанавливаться авиационные пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, авиационные бомбы различного калибра, а также дополнительные топливные баки", - говорится на сайте "Ростеха".
По словам экспертов, для поражения целей на значительных расстояниях Ка-52 использует управляемую ракету "Вихрь-1". Ее максимальная дальность составляет 8 тыс. м. Ракета предназначена для уничтожения наземных маневренных бронеобъектов, оснащенных блоками динамической защиты, и среднескоростных воздушных целей (вертолеты, штурмовики, БПЛА). Бронепробиваемость снаряда за динамической защитой составляет 750 мм.
Другое достоинство "Аллигатора" - высокая защищенность экипажа. Вертолет получил мощную броневую защиту и современные катапультные кресла. Также более безопасным полет машины делает нашлемная система целеуказания и индикации. Это устройство обеспечивает круглосуточное и всепогодное пилотирование и применение средств поражения, значительно снимая нагрузку с пилотов.
"Непростой экзамен"
Боевое крещение Ка-52 получил в Сирии, оказывая огневую поддержку правительственным войскам, которые освобождали страну от незаконных вооруженных формирований, включая ИГ*.
В последние годы российская промышленность проводит модернизацию Ка-52 с учетом сирийского опыта. На сегодняшний день подробной информации о работе по обновлению вертолета немного. Но, как полагают эксперты, усовершенствование затрагивает авионику и ударное вооружение.
Недавно арсенал "Аллигатора" пополнился высокоточной ракетой под шифром "Изделие 305" дальностью 14,5 км. Впервые широкой публике она была представлена на международном военно-техническом форуме "Армия-2021".
Важным достоинством "Изделия 305" является принцип "выстрелил - забыл", когда ракета сама захватывает цель и у экипажа нет необходимости ее сопровождать. 20 июня РИА Новости сообщило, что "Изделие 305" применялось в ходе спецоперации на Украине.
Из данных Минобороны России следует, что "Аллигаторы" достаточно активно участвуют в боевых действиях на Украине. В небо они часто поднимаются вместе с разведывательно-ударными вертолетами Ми-28НМ "Ночной охотник" и транспортно-штурмовыми Ми-8АМТШ "Терминатор".
"Винтокрылые машины новейшего поколения Ка-52 успешно применяются в ходе специальной военной операции ВС РФ для подавления опорных пунктов подразделений, уничтожения скоплений живой силы и военной техники ВСУ", - отмечают в военном ведомстве.
В беседе с RT авиационный эксперт, обозреватель журнала "Арсенал Отечества" Дмитрий Дрозденко обратил внимание на то, что Ка-52 регулярно применяются на Украине в темное время суток.
"Ка-52 выдерживает на Украине непростой экзамен прежде всего из-за насыщенности ПЗРК, чего не было в Сирии. Ночь естественным образом повышает скрытность действий "Аллигаторов". Да, тяжелее приходится не только противнику, но и летчикам. Однако, судя по всему, с поставленными задачами они справляются", - отметил Дрозденко.
Владимир Попов также уверен, что экипажи Ка-52 вносят серьезный вклад в уничтожение войск противника и военной инфраструктуры Украины.
"ВСУ - серьезный, хорошо вооруженный противник, поэтому в определенном смысле спецоперация позволила раскрыть потенциал "Аллигаторов". Эти машины продемонстрировали потрясающую маневренность, живучесть и высокие боевые качества", - подытожил Попов.
*"Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ) - организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Ноябрь 1, 2025
Cartier в обуви пассажира обнаружили домодедовские таможенники
Ноябрь 1, 2025
Работники Управления ФГУП "УВО Минтранса России" отмечены ведомственными наградами ко Дню народного единства
Ноябрь 1, 2025
Аэропорт Шереметьево объявил тендер на развертывание дополнительного комплекса противодействия БПЛА